Состав и структура издержек производства на предприятиях туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.
Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА

 

1.1. СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ, ПОНЯТИЕ  ЗАТРАТ, РАСХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК

 

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие  стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

 Цена продукции  на рынке есть следствие взаимодействия  спроса и предложения. Под воздействием  законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В экономической литературе и нормативных документах часто  применяются такие термины, как  «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неправильное определение этих понятий  может исказить их экономический  смысл.

Издержки – это  суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

 Под затратами следует  понимать явные (фактические,  расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности.

Определение расходов как  экономической категории в составе  информации, формируемой в бухгалтерском  учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации». Согласно чему признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий:

- расход производиться  в соответствии с конкретном  договором,  требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может  быть определена;

- имеется уверенность  в том, что в результате конкретной  операции произойдет уменьшение  экономических выгод организации. 

Если в отношении  любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно их названных  условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.

Таким образом, расходами  организации признается стоимость  использованных ресурсов, которые полностью  потрачены (израсходованы) в течение  определенного периода времени  для получения дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

 Среди качественных  показателей деятельности предприятия  важное место занимает такой  показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности.

 Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

 Исчисление себестоимости  продукции предприятию необходимо для:

• оценки выполнения плана  по данному показателю и его динамики;

• определения рентабельности производства и отдельных видов  продукции;

• осуществления внутрихозяйственного хозрасчета;

• выявления резервов снижения себестоимости продукции;

• определения цен  на продукцию;

• расчета экономической  эффективности внедрения новой  техники, технологии и организационно-технических  мероприятий;

• обоснования решения  о производстве новых видов продукции  и снятии с производства устаревших изделий и т. д.

В настоящее время  состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции, регламентируется Налоговым  кодексом Казахстана. Следует отметить, что данный документ вообще не включает понятия себестоимости. Согласно ст.247 НК РК, «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», образуют прибыль организации. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные, понесенные налогоплательщиком. Из этого следует, что Налоговый кодекс трактует понятия «расходы» и «затраты» одинаково.

Производство туристского  продукта и оказание туристской услуги требует определенных трудовых и  материальных затрат. Эти затраты  представляют собой издержки производства туристского предприятия — экономическую  категорию, отражающую затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристского продукта (услуги) и выраженную в денежной форме. Издержки производства представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение туристским предприятием своих функций. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей туристского продукта, находят свое конкретное воплощение в его цене.

Принята классификация  издержек производства по следующим  группировочным признакам:

- по экономическим  элементам затрат;

- по способу отнесения  на себестоимость туристского  продукта;

- по статьям себестоимости  (калькуляция);

- по периодичности  возникновения (текущие, единовременные, ежедневные и т. д.);

- по возможности охвата  планом (планируемые, не планируемые);

- по роли в производстве  туристского продукта;  в зависимости  от объема продукции (постоянные, переменные) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. классификация  издержек на предприятиях туризма

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженная в денежной форме сумма затрат на используемые в процессе производства природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы, а также других затраты на ее производство и реализацию.

Себестоимость — это качественный показатель, который характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристского предприятия.

 Как экономическая категория себестоимость выполняет функции базы для:

- формирования отпускной  цены на туристский продукт и определения    прибыли и рентабельности;

- определения оптимальных размеров предприятия;

- экономического обоснования и принятия управленческих решений.

В соответствии с действующим  положением все затраты, образующие себестоимость туристского продукта, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- материальные затраты  (за вычетом стоимости возвратных  отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные  нужды; 

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим  элементам позволяет определить, что израсходовано на производство туристского продукта и в какой форме.

1. Материальные затраты включают:

- расходы на организацию  новых туристских продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения;

- затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, производством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процессов обслуживания туристов и экскурсантов;

- затраты некапитального  характера, связанные с совершенствованием технологии обслуживания туристов и организацией производства, а также с улучшением качества туристского продукта;

- расходы по обеспечению  выполнения санитарно-гигиенических требований в помещениях по обслуживанию туристов;

- расходы на проведение  рекреационных работ, направленных  на поддержание территории туристских  предприятий и их территорий в надлежащем экологическом и санитарном состоянии;

- организацией и обеспечением  процесса обслуживания туристов: услуги, предоставляемые предприятиями средств размещения, транспорта, проживания, питания и др.; эксплуатационные услуги; расходы на туристские походы; расходы на развлекательные мероприятия для туристов и экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.;

- расходы по оплате  работ и услуг производственного  характера, выполняемых сторонними организациями и предприятиями, не относящимися к основному виду деятельности и т. д.

Стоимость материальных затрат формируется исходя из цен  их приобретения, включая стоимость, оговоренную в контрактах и договорах на поставку и обслуживание.

2. Затраты на оплату  труда — это затраты на оплату труда основного производственного персонала туристского предприятия, включал премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. В этот элемент затрат включены:

- выплаты заработной  платы за фактически выполненную  работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и др.;

- стоимость продукции,  выдаваемой в порядке натуральной  оплаты работникам;

- премии, надбавки и  оклады за производственные результаты и др.

В себестоимость не включаются выплаты, непосредственно не связанные  с оплатой труда: материальная помощь, подарки работникам и др.

3. Отчисления на социальные нужды производятся от суммы затрат на оплату труда в соответствии с установленными федеральными законами нормативами отчислений в фонды: социального страхования; пенсионный фонд; государственный фонд занятости; фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов — это денежное выражение суммы износа основных фондов, перенесенной на реализуемый туристский продукт (услугу). Амортизационные отчисления производятся туристскими предприятиями, исходя из установленных правительством норм, методов и правил амортизации, и включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции.

Сумма начисленной амортизации  относится на себестоимость туристского  продукта (услуги) ежемесячно, а в  сезонных туристских предприятиях годовая сумма отчислений включается в себестоимость за фактический период работы предприятия в году в течение нормативного срока эксплуатации. Начисление амортизации осуществляется в зависимости от учетной политики туристского предприятия.

Вместе с выручкой от реализации амортизация поступает  на расчетный счет предприятия, на котором накапливаются отчисления.

5. Прочие затраты. К прочим затратам относятся: сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

- расходы на содержание  работников АУП и других структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

- оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, за пожарную и сторожевую охрану;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских

услуг;

- командировочные и  представительские расходы (в  пределах норм, установленных правительством); оформление документов для выезда  за границу;

- хозяйственные расходы,  связанные с отправкой (приемом)  туристских групп (почтовые, телефонные, канцелярские и т. п.);

- расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров:

- оплата процентов  по кредитам банков за исключением  просроченных;

- расходы на: разработку  и издание рекламной продукции;  рекламные мероприятия; приобретение  рекламных кино- и видеофильмов; изготовление стендов, щитов, указателей; оформление витрин, выставок-продаж. Расходы на рекламу относятся на себестоимость в пределах установленных норм, сверх норматива — за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

Информация о работе Состав и структура издержек производства на предприятиях туризма