Социально-психологические методы управления туристской организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение системы управления на примере туристской фирмы «Транзит»
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
1.Изучение теоретических вопросов управления предприятием туризма
2.Описание основных методов управления предприятием туризма
3.Проанализировать деятельность фирмы «Транзит», а также практику управления.
4.Предложение совершенствования системы стимулирования деятельности персонала на основе анализа исследуемой фирмы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….2
Глава 1. Основные методы управления
предприятием туризма………………………………………….5
1.1 Специфика организации управления
в сфере туризма…………………………………………………….5
1.2 Управление персоналом как одна
из основных функций управления предприятием туризма……...13

Глава 2 Анализ структуры управления
туристской фирмой «Транзит»…………………………………16
2.1 Общая характеристика и основные
виды услуг туристской фирмы «Транзит»………………………...16

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию
управления на основе анализа исследуемой фирмы………….24

3.1 Совершенствование системы
стимулирования деятельности персонала
ООО « Транзит»……………………………………………………..24
3.2 Методика разработки положения
о стимулировании персонала………………………………………..31

Заключение………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………….41

Файлы: 1 файл

Социально-психологические методы управления туристской организацией.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской  Федерации

Филиал  федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области

 

 

Факультет  Менеджмента

 

Кафедра Экономики и туризма

 

Дисциплина: Туристический менеджмент

 

Курсовая работа

 

Тема:  Социально-психологические методы управления туристской организацией

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  6 _ курса_ЗФО_____

                                                           Форма обучения

Группа  М 64-08

Свешников Илья Александрович 

 

 

Проверил

Преподаватель:  Салова Д.В.

                                 

 

Оценка_______________________________

Дата «_____»______________2013________

Подпись преподавателя_________________

 

 

Дата поступления работы «___»____2013__


 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание 

Введение ………………………………………………………….2

Глава 1.  Основные методы управления

предприятием туризма………………………………………….5

1.1  Специфика организации управления

в сфере туризма…………………………………………………….5

1.2  Управление персоналом как одна

из основных функций управления предприятием туризма……...13

 

Глава 2  Анализ структуры управления

туристской фирмой «Транзит»…………………………………16

2.1 Общая характеристика и основные

виды услуг туристской фирмы  «Транзит»………………………...16

 

   Глава 3  Рекомендации  по совершенствованию

управления на основе анализа  исследуемой фирмы………….24

 

3.1 Совершенствование системы 

стимулирования деятельности персонала 

ООО « Транзит»……………………………………………………..24

3.2  Методика разработки  положения 

о стимулировании персонала………………………………………..31

 

Заключение………………………………………………………….38

Список используемой литературы……………………………….41

 

 

Введение

В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер, направленных на развитие и совершенствование систем управления организациями. Данная задача становиться актуальной для современных туристских фирм. Менеджмент туризма существует практически уже давно, но теория его разработана относительно слабо.

Сложность управления предприятием туризма заключается в особенной  специфике туристского продукта. Важной особенностью турпродукта, отличающей его, прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.

Необходимо сказать, что  индустрия туризма уникальна  тем, что персонал составляет часть  турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами). Управление человеческими ресурсами по содержанию гораздо шире, чем простое разрешение кадровых проблем. Оно ориентировано на определение будущих потребностей и развитие потенциала работника, а также на осознание каждым работником собственных задач, создание благоприятного трудового климата, мотивирующего персонал на достижение поставленных фирмой целей.

Таким образом, целью  менеджмента в туризме является разработка предложений по совершенствованию системы управления в туристской фирме, позволяющих повысить ее эффективность.

Объектом исследования для написания курсовой работы была выбрана туристская фирма «Транзит».

Предметом исследования является система управления персоналом в туристской фирме «Транзит»

Целью исследования является рассмотрение  системы управления на примере туристской фирмы «Транзит»

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

1.Изучение теоретических  вопросов управления предприятием туризма

2.Описание основных методов управления предприятием туризма

3.Проанализировать деятельность  фирмы «Транзит», а также практику  управления.

4.Предложение совершенствования системы стимулирования деятельности персонала на основе анализа исследуемой фирмы.

5.Разработать предложения  по совершенствованию системы  управления  в туристской фирме.

Методологической  и теоретической базой исследования послужили основные положения теории управления персоналом, Трудового Кодекса РФ, работы ведущих отечественных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. Использовались следующие  методы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ литературы.

Теоретическая и методологическая база исследования. При разработке методологических оснований исследования использовались следующие группы источников:

- работы отечественных  и зарубежных социологов, теоретиков  и практиков менеджмента по  сущности и технологии туризма;

- статьи, распечатки специалистов в области оказания туристских услуг;

- нормативные документы  и профессиональные стандарты.

Методологической  основой являются диалектические принципы объективности,  взаимосвязи и развития.

Методы исследования: метод наблюдения, метод социального опроса, метод интервьюирования, аналитический метод, сравнительный подбор, встречи и беседы со специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Основные методы управление предприятием туризма

1.1  Специфика  организации управления в сфере  туризма

 

    Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.   Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.   

    В практике  управления, как правило, одновременно  применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.   

    Направленность  методов управления всегда одна  и та же - они направлены на  людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).  

  Экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

- организационное проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

- приказа,

- постановления,

- распоряжения,

- инструктажа,

- команды,

- рекомендации.

Управление производством  осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

 Социально-психологические  методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

- моральное поощрение,

- социальное планирование,

- убеждение,

- внушение,

- личный пример,

- регулирование межличностных  и межгрупповых отношений,

- создание и поддержание  морального климата в коллективе.

     Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);  психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).   Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность работника и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

    Психологическое  планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим:

- формирование подразделений  ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

-формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;

- минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид,  стрессов, раздражений);

- разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

- рост интеллектуальных  способностей членов коллектива  и уровня их образования

- формирование корпоративной  культуры на основе норм поведения  и образов идеальных сотрудников.

    Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

  Мотивация исполнителя (сотрудника). Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

- знать (информация  о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение),

- сметь (эти установки  и мероприятия должны быть "допустимыми"  для исполнителей, в том числе  не нарушать юридических и  этических норм),

- мочь (исполнители должны  иметь средства для выполнения  порученного),

- хотеть (они должны  быть мотивированы).

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях  недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется "пирамидой Маслоу") - рис. 1.

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Прежде всего, следует  обеспечить сотрудника:

- возможностями выполнить  работу,

- определить его рамки  действий,

- четко сформулировать  цели и задачи,

Информация о работе Социально-психологические методы управления туристской организацией