Этнокультурные особенности Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности Италии как уникального своеобразного региона, выявить важнейшие черты национального характера итальянцев, попытаться понять, что скрывается за парадоксальными и противоречивыми особенностями итальянской жизни. Понять Италию, может быть, до конца и нельзя. Но принять ее со всеми ее загадками, причудами и пристрастиями можно и нужно, ибо знание дает терпимость, облегчает общение и дарит радость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История Италии
1.1 Вехи истории
1.2 Художественная и научно-образовательная культура
Глава 2. Этнокультурные традиции
1.1 Семейный уклад
2.2 Социальный вопросы
2.3 Благосостояние
2.4 Менталитет
2.5 Этикет и общение
2.6 Одежда и мода
2.7 Календарные праздники и обряды
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Этнокультурные особенности Италии.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время сотни правых находятся в местах заключения. Кого-то уголовно-исполнительная система ломает и перемалывает, совращая сотрудничеством. Кто-то остается верен друзьям и соратникам. Кто-то выбирает "черный ход" (жизнь по "блатным понятиям"). В немалой степени способствует выбору в пользу сотрудничества с администрацией и то, что правый ("фашист") узник попадает во враждебную среду, теряется в ней, не ощущает поддержки. Да и после освобождения какое-либо порицание в меньшей степени волнует его. В диаспоре это было бы невозможно. И прежде всего потому, что представитель диаспоры отвечает за всю диаспору, и диаспора отвечает за него. Ведь недаром те же самые чеченцы, дагестанцы, ингуши, азербайджанцы, даже таджики стараются держаться вместе и в армии, и в местах заключения. Известны случаи, когда "опущенных" земляков казнили свои же. Именно за то, что позволили себя "опустить".

Тут впору упомянуть об американском "Арийском братстве", возникшем в тюрьмах и переросшем к настоящему времени в преступное сообщество в масштабах всей страны…

Достаточно, думаю, о преступности. Тем более что мафия — это  хоть и неотъемлемая, но лишь часть  диаспоры. И связка диаспора-мафия появляется лишь тогда, когда есть обе составляющие ее. У нас же нет ни мафии, ни диаспоры.

Начиная работу над этой статьей  я преследовал цель обратить внимание читателя (а целевая аудитория  журнала — это русские национально  мыслящие люди, возможно и разных политических взглядов, но именно русские и национально-мыслящие) на обозначенный аспект и перспективы. Уверен, что создание русской диаспоры — это единственный выход из тупика, в который мы, русские националисты сами себя загнали (пусть и с помощью из вне)… Диаспора — вот единственное, что не позволит нам размыться среди "россиян". Именно и только диаспора!

Относительно недавно "Русский Образ" открыто заговорил о своем сектантстве. И именно в среде "Русского Образа" зародилась идея русской диаспоры. Постепенно вокруг этой организации выстраивается нечто диаспоре подобное. Отброшены за ненадобностью религиозные споры. Сом собой снялся вопрос о дискуссиях по Второй Мировой войне и отношению к сторонам этой войны. Во главу угла становятся вопросы Крови и Почвы, помощи русским детям, пропаганды здорового образа жизни. В "Русском Образе" в настоящее время отсутствует принцип единоначалия. И, самое главное, "Русский Образ" консолидирует вокруг себя русских националистов разных направлений. В "Русском Образе" преобладает принцип, на котором построена всякая национальная диаспора: Каждый член диаспоры вправе рассчитывать на ее помощь. Так и в РО — каждый его член может рассчитывать на помощь всей организации — финансовую ли, моральную ли, информационную... "Один за всех и все за одного" — скандировала колонна "Русского Образа" на Русском Марше 2010 года. Этот принцип — один из принципов, опять же, национальной диаспоры. И именно к ее созданию стремится наша организация…

В заключение хочется обратиться к  читателям журнала, к русским  националистам. Хватит уже бороться с мельницами. Давайте посмотрим  на себя, давайте взвесим наши силы и возможности. Пока мы пытаемся играть в политику, политика перемалывает нас. Я вовсе не предлагаю уйти от политической жизни, отойти от нее. И я не призываю людей прекратить борьбу. Пусть каждый делает то, что считает нужным и правильным, а там — что уж получится. Но давайте же посмотрим на себя и вспомним, что мы одной крови — РУССКОЙ. Давайте вспомним, что нас мало осталось — остальные "советские люди" и "россияне". И если мы не консолидируемся, если также и будем смотреть друг на друга как на врага, то нас не останется вовсе. И что тогда будут стоить те же 14 слов Дэвида Лейна? Как мы сможем обеспечить светлое будущее нашим детям?

Наш единственный выход — это  диаспора. Диаспора, принцип которой  — круговая порука. Диаспора, принцип  которой — Кровь и Почва. Диаспора, в которой один за всех и все  за одного.

В городе, в селе, на улице, в районе — везде, где живут братья по крови нужно создавать ячейки, из которых сложится наша русская диаспора в России. Отбросить в сторону идеологические или религиозные разногласия… Судить по делам и поступкам… Помогать друг другу…

И тогда никакие происки спецслужб и какого-то там ZOG-а уже не смогут разбить единства… И "divide et impera" (разделяй и властвуй), принцип управления разобщенной толпой действовать перестанет. А там — хоть партию свою создавай, хоть мафию, хоть армию… Так и только так мы сможем еще прийти к победе на силами зла. И так будет!

Глава 2. Этнокультурные традиции

Итальянскому этносу как таковому трудно дать емкую и однозначную  характеристику - это народ противоречий, народ контрастов, как бы банально это ни звучало. Местная культура представляет собой сложнейшую смесь из нескольких десятков этнических традиций. В течение многих тысяч лет территория Апеннинского полуострова населялась людьми, причем многие народы оставили после себя удивительную культуру и памятники архитектуры, другие же прошли как будто бы незаметно для мировой истории, однако все племена в той или иной степени внесли свой вклад в формирование местного этноса и характерных черт современного итальянского народа.

Семейный уклад

Если потребуется найти что-то действительно важное для итальянца, то без сомнения на первое место можно ставить семью. Даже вера и любовь к родине, столь ярко выражающиеся в обыденной жизни, обычно отступают, когда речь заходит о семье. В течение многих столетий непростой итальянской истории семья здесь была зачастую единственным источником стабильности и силы в непредсказуемом мире, где правительства и границы постоянно менялись. Столь же важное значение она имеет и в наши дни, хотя реалии современной жизни наложили отпечаток и на этот аспект. Главное отличие современной итальянской семьи - её размер. Если в середине XX века идеалом считалась большая семья, по сути - клан, то сейчас местные семьи все ближе приближаются к общеевропейской пропорции "двое родителей - 1-2 ребенка". Коэффициент рождаемости в Италии понизился приблизительно до 1,2 ребенка на каждую женщину, хотя на юге сохраняется пропорция в 2,1 ребенка (для сравнения - в начале XX века этот параметр составлял 4,6 и 5,1 соответственно). Это означает, что население страны растет только за счет эмигрантов и нация стареет, однако во всем остальном местные семьи остались точно такими же, как и 200-300 лет назад.

Визитная карточка любой итальянской  семьи - дети. Ими восхищаются, их балуют, ими гордятся и позволяют делать все что угодно. Тут трудно что-либо добавить - достаточно хоть раз увидеть выход итальянского семейства "в люди", чтобы понять - кто здесь главный. При этом местные жители умудряются совместить полную свободу отпрысков в пределах своей общины или семьи с достаточно серьезной мотивацией их на успех в жизни и социализацию в обществе. Дети посещают вместе с родителями рестораны и мессы, участвуют во всех семейных и общинных праздниках и при этом достаточно рано получают определенную финансовую самостоятельность. О большинстве младенцев заботятся бабушка с дедушкой или матери, если они не работают (последнее достаточно редко на севере и вполне распространено на юге). Обед или ужин - настоящий "час семьи", когда все проживающие совместно (или даже рядом) родственники собираются за столом. После обеда все обычно выходят на "пасседжиата" (passeggiata, вечерняя прогулка), чтобы расслабиться и поболтать с соседями или друзьями. Дети тоже имеют в рамках этого ритуала свою свободу - после "отбытия необходимого срока" они могут провести время в своей компании, пока родители пьют кофе где-нибудь в кафе поблизости.

Здесь, кстати, проявляется и суеверность  итальянцев - на людях хвастать успехами ребенка в учебе или спорте, равно как и жаловаться на его  здоровье, не принято. Действует  целая система методов, призванная оградить чадо от сглаза, за которым, как водится, следят обычно бабушки, но исполняют ритуалы сами родители. Поэтому расспрашивать итальянца о его детях следует осторожно, не переходя границ местного этикета. Характерно также, что чем старше ребенок, тем меньше ему потворствуют все члены семьи, и тем большую нагрузку он несет в общих делах. Руководят такими "общественными работами" обычно старшие члены семьи, не брезгуя физическими наказаниями, но в пределах разумного - насилие над ребенком здесь попросту немыслимо. Однако социологи отмечают, что итальянские мужчины до сих пор больше привязаны к своей "первой семье" (матери, отцу, братьям-сестрам и даже к родственникам по материнской линии), чем к собственной семье - так велико влияние исконных методов воспитания.

Cоциальные вопросы

Итальянцы традиционно придают  очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение  человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.

В Италии принято обращаться к человеку по его должности, к педагогу любого уровня - "профессор", к врачу - "доктор", к тренеру - "маэстро" и даже "инженер" - очень уважительный титул для человека с техническим образованием. В этом есть элемент традиционной итальянской игры, призванной подчеркнуть статус собеседника, но есть и искреннее уважение к чужим знаниям. Бросается в глаза и отличное знание хороших манер практически всеми итальянцами - даже в глухой горной деревне стол будет сервирован по всем правилам этикета, а придержать дверь перед женщиной не забудет и самый расхристанный тинэйджер.

В итальянской культуре мужчины  традиционно имели более высокий  статус и влияние. Женщина обычно воспринималась лишь как мать и "душа семейства", в то время как мужчина  был, если можно так выразиться, "головой". В южных районах страны, а также на Сицилии и Сардинии, эта традиция ярко наблюдается и сейчас, войдя во многие поговорки и расхожие штампы. Однако Италия не была бы Италией, если бы это правило соблюдалось всегда и везде. В действительности женщины здесь всегда имели гораздо больше "власти", чем принято считать. Причем это касается не только управления домашними делами, но и общей жизнью семьи, как на севере, так и на юге. В промышленно развитых провинциях самодостаточность женщин видна ярче, но на юге они часто имеют гораздо больше "полномочий". В настоящее время итальянских женщин считают наиболее эмансипированными и независимыми в Европе. Однако прилюдный спор женщины с мужчиной или открытое неповиновение ему считается верхом неприличия - все спорные внутренние вопросы принято решать в семье, не вынося их на улицу. Это нисколько не избавляет от достаточно характерных уличных сценок - тут просто следует иметь в виду, что если женщина на повышенных тонах разговаривает с мужчиной посреди площади, значит либо она имеет на это право (например мать или сестра - тут все просто - они "гораздо важнее" жены), либо супруга специально выстраивает "театральную сценку" с работой на публику с целью быстрее добиться своей цели.

Благосостояние

До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.

Речь - наиболее яркий "маркер" социального  статуса в Италии. Чем более  образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент - стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто - хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.

Другой стороной этой тенденции  является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно  сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном - у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.

Менталитет

В то время как большинство итальянцев трудолюбиво и очень упорно трудится, при посещении страны постоянно  складывается ощущение, что у всех каникулы! Однако это не совсем так - большинство местных жителей работает в среднем 36 часов в неделю, а в случае "авралов", как и во всем мире, трудится с полной самоотдачей. Впрочем, итальянцев нельзя назвать и трудоголиками - многие работают ровно столько, сколько нужно для выполнения насущных задач, и ни минутой больше. Этому способствует и достаточно либеральное законодательство в области охраны прав трудящихся, и профсоюзы, и общая обстановка в стране.

Есть  и достаточно продолжительные перерывы в работе на завтрак и обед, в ходе которых вся организация обычно оккупирует окрестные кафе, создавая иллюзию праздности - офисов то много, а график работы у всех разный, плюс туристы. В промежуток между 12.00-13.00 и 16.00 большинство заведений бывает просто трудно застать открытыми - у всех сиеста, часто сопровождаемая "пенинкелла" (la pennichella - послеобеденный сон). Правительственные учреждения и офисы обычно работают по более жесткому графику, но сиеста соблюдается и здесь. Некоторые крупные магазины вообще открываются только в 11.00, в 13.00-14.00 уже закрываются на сиесту и открываются лишь к 16.00, однако часто работают при этом до 20.00 и даже 22.00. Рабочий день в частном секторе может быть очень длинным (с 8.00 до 19.30) и иметь всего получасовой перерыв на обед, но согласно итальянским законам и оплачивается такая работа совсем иначе.

Информация о работе Этнокультурные особенности Италии