Городские экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных контингентов.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Тема городских экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские экскурсии – самые посещаемые; представляют наибольший интерес как для местных, так иногородних граждан; на городских экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…....2-3
Глава 1 Тематические экскурсии, их виды.
Сущность и признаки экскурсии……………………..…4-5
Классификация городских экскурсий…………………..5-7
Тематика городских экскурсий, их названия………….7-10
Этапы подготовки городской экскурсии…………......10-17
Глава 2 Определение методических приемов проведения городских экскурсий.
2.1 Разработка городской экскурсии «Уголок родного края»…18
2.2 Экскурсионная методика………………………………..….18-19
2.3 Методика экскурсионного показа…………………………..19-20
2.4 Методика экскурсионного рассказа………………………...20-21
2.5 Составление методической разработки экскурсии «Уголок родного края»……………………………………………………………………21-25
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы…………………………….…………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Экскурсионная методика учитывает особенности восприятия материала школьниками. Непрерывный рассказ недопустим, поэтому в рассказе должны быть паузы. Во время пауз школьники получают возможность обдумать услышанное, экскурсоводу предоставляется возможность короткого отдыха.

Экскурсионный рассказ, несмотря на его вторичность по отношению к показу, требует серьезной подготовки и высокого методического уровня его проведения.

 

2.5 Составление методической разработки экскурсии «Уголок родного края»

Методическая разработка - это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какие методические приемы следует применить при проведении экскурсии, чтобы она прошла наиболее успешно и эффективно.

Методическая разработка содержит конкретные советы по структуре экскурсии - в какой последовательности вести показ и рассказ, когда использовать «портфель экскурсовода». «Методичка» содержит четкие рекомендации по технике проведения экскурсии, как расположить группу около объектов показа,  о пути следования групп от объекта к объекту.

В методической разработке в краткой форме изложены требования экскурсионной методики, которые указывают экскурсоводу пути для полного и раскрытия темы, предложены наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа.

Правильно составленная методическая разработка дисциплинирует экскурсовода, направляет его внимание на раскрытие темы, использование определенной методики ведения экскурсии.

Методическая разработка составлена по экскурсии «Уголок родного края». Экскурсия на данную тему проводится для школьного контингента. Учитывая общие запросы, в методической разработке отражаются возрастные, профессиональные и др. интересы группы экскурсантов и особенности методики проведения экскурсии.

 

Методическая  разработка экскурсии «Уголок родного края»

 

Вид экскурсии: городская, пешеходная;

Продолжительность:  1ч - 1.5ч;

Контингент: школьники;

Цель: способствовать расширению кругозора школьников в истории родного города; содействовать воспитанию любви к своей малой Родине;

Задачи: познакомить с историей и архитектурой одного из районов города;

Маршрут: МОГК-ул. Джона Рида-ул. Ворошилова – ул. Джона Рида – ул. Горького.

Объекты:

  1. Школа №17
  2. Комсомольский парк
  3. Здание торгового центра «PLAZA»
  4. Юбилейная площадь
  5. Памятник Владимиру Храброму
  6. Д/К «Россия»
  7. Здание администрации города
  8. Памятник В.В. Гришину
  9. Детско-юношеская библиотека
  10. Хрущевские и болгарские дома

 

Марш

рут

Объекты

Км; Время

Оста- новки

Содержание подтем

Орг. указания

Методические указания ведения экскурсии

1

 

 

 

 

 

 

шк.17-до пересе-чения ул.Дж.Рида с ул.Вороши- лова

 

 

 

 

 

 

Ул. Дж. Рида

17 шк,

Комсомольский парк, Водонапор-ная башня, Гостиница «Ока», PLAZA. пл. Юбилейная

 

 

 

 

 

0,4 км;   15 мин.

 

 

 

 

 

У 17 шк., у перехода через ул.Во-роши-лова(возле аллеи)

 

 

 

 

 

1.Джон Рид в нашем городе.

2.Исто-рия ул.Ворошилова

 

 

 

 

Рассказ ведется во время остановки экск-ов у объектов. Группу ориентируем на объект.

Предупредить школьников выдерживать темп движения

Вступление- эмоциональное. Стихотворение.    «В городе сотни дорог,

Тайны в себе таящих,

Город всегда диалог - прошлого с настоящим»

 

Далее начинаем рассказ об истории  ул.Дж. Рида. Повествовательно описать пребывание в нашем городе американского журналиста- Дж.Рида. Используем при этом «портфель экскурсовода»-портер Джона Рида.

Кратко рассказать о ср.шк.№ 17.Шк №17-здание,построенное по типовому проекту. (рассказать экскурсантам когда построена и как создавались типовые проекты).

Необходимо обратить внимание на создание уюта и комфорта для жизни горожан. Напротив школы находится Комсомольский парк, посаженный  и выращенный руками комсомольцев в 70-е годы). Обратить внимание на охрану природы.

     

 

 

10 мин.

   

 

 

 

Группа перемещается по ул.Дж.Рида

Рассказать об озеленении города. Обратить внимание на многообразие растений, используемых в озеленении города(рябина, сирень, ива, ели и т.д.)

Привлечь внимание к площади, получившая название - Юбилейная. Для привлечения внимания использовать прием вопросов-ответов:

   «Знаете как называется эта площадь, ребята?». Описать  сооружения на площади: гостиница «Ока»(прием вопросов-ответов : «Знаете ребята, почему гостиница называется именно так?», Дисконт, здание Дома быта. Обратить внимание на памятный знак на площади. Тут же используем «портфель эк-да»

           

Группу перевести на светофоре через ул. Ворошилова

После пересечения ул.Ворошилова показать портрет К.Е.Ворошилова. Краткий рассказ о Ворошилове (историческая справка). Используя прием исторической реконструкции воссоздать облик этой улицы в 19-начале 20 в. Объяснить название улицы

2

Продолжение движения по ул.Дж.Рида

Узел связи, застройки 50-х лет 20-го столетия

 

10 мин.

Узел связи

 

Сбор группы. Группу сориентировать на объекты в экскурсии

Рассказать об этапах застройки данной части города в 20-ом столетии. Рассказ о назначении узла связи в нашем городе.

 

Площадь Владимира Храброго

Памятник Владимиру Храброму; здание администрациигорода Серпухова; здание д/к «Россия»; памятник В.В.Гришину; детско-юнешская библиотека; голубые ели.

 

 

 

 

 

 

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

Площадь Владимира Храброго

 

 

 

Остановить группу на напротив памятника Владимира Храброго.

Обратить внимание экскурсантов на памятник серпуховского князя-Владимира Храброго, краткий рассказ о Владимире Андреевиче. Используя прием вопросов-ответов спросить у экск-тов - «Ребята, а  кто-нибудь из вас знает почему князя назвали именно Храбрый?».

     

 

 

 

10 мин.

   

 

 

Остановить группу возле д/к «Россия».

Далее остановка у бюста В.В Гришина.

Дать историческую справку об объекте. Кратко рассказать когда и кем построено(в 1970, заводом «Металлист»).Отметить, что здание было построено к 100-летию дня рождения В.И.Ленина.

Также на площади обратить внимание экскурсантов на здание администрации города Серпухова. Возле бюста В.В.Гришину дать краткую историческую справку, рассказать о роли Гришина в жизни нашего города, используя при этом прием описания.

Справа от бюста Гришину, обратить внимание экск-тов на здание детско-юношеской библиотеки.

Подчеркнуть богатство читального и краеведческого зала материалом, необходимым как для школьников, так и для другой аудитории.

3

Выход на ул. Горького

Хрущевские застройки, монолитные здания Болгарстроя;

   

 

По ул. Горького

 

Остановка группы

 

Рассказ о застройке города в 20 веке: хрущевские дома, монолитные здания «Болгарстроя».

         

Заключение. Поведение итогов экскурсии

 

Призвать экскурсантов к бережному отношению к памятникам истории и архитектуры города, к уважению тех людей, которые внесли большой вклад в развитие нашего города.




 

 

Заключение.

В работе были  рассмотрены следующие задачи:

  1. Исследование сущности тематических экскурсий и этапы подготовки городских экскурсий.
  2. Рассмотрение основ экскурсионной методики.
  3. Изучение сущности методик экскурсионного показа и рассказа.
  4. Рассмотрение методики разработки городских экскурсий и особенностей их проведения на примере экскурсии по городу Серпухову «Уголок родного края».

Подводя итоги можно сказать, что методика проведения городских экскурсий – это умение правильно и профессионально показать объект и рассказать о связанных с ним событиях. Методика проведения экскурсий  включает в себя совокупность методических приёмов, задача которых – обеспечить действенность экскурсии. Эффективность любой экскурсии зависит от техники ее проведения. Техника проведения экскурсии направлена на обеспечение условий, с помощью которых экскурсантами более доступно и понятно будет восприниматься экскурсионный материал.

Важно отметить, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовод.

Проведение городских экскурсий имеет воспитательное значение, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

Возможности использования богатства информативного содержания экскурсий, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на людей.

Проведение городских экскурсий позволяет увеличить интерес горожан к собственному городу, воспитывает патриотизм и любовь к истории родного края.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ».
  2. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984.
  3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение, М. 2002
  4. Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. М.: ЮНИТИ, 2001.
  5. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.
  6. Хуусконен Н.М. Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности, СПБ. :Издательский дом Терда»; 2006.
  7. www.organizationoftourism.com/Экскурсионное_дело
  8. http://turbo.ru/turism/gorodskie-jekskursii/.html
  9. http://knowledge.allbest.ru/sport.html

 

 


Информация о работе Городские экскурсии