Городские экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных контингентов.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Тема городских экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские экскурсии – самые посещаемые; представляют наибольший интерес как для местных, так иногородних граждан; на городских экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…....2-3
Глава 1 Тематические экскурсии, их виды.
Сущность и признаки экскурсии……………………..…4-5
Классификация городских экскурсий…………………..5-7
Тематика городских экскурсий, их названия………….7-10
Этапы подготовки городской экскурсии…………......10-17
Глава 2 Определение методических приемов проведения городских экскурсий.
2.1 Разработка городской экскурсии «Уголок родного края»…18
2.2 Экскурсионная методика………………………………..….18-19
2.3 Методика экскурсионного показа…………………………..19-20
2.4 Методика экскурсионного рассказа………………………...20-21
2.5 Составление методической разработки экскурсии «Уголок родного края»……………………………………………………………………21-25
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы…………………………….…………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы в связи с возможностью появления непредвиденных обстоятельств.

7. Объезд (обход) маршрута.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: а) ознакомиться с планировкой трассы и улицами, по которым проложен маршрут; б) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; в) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; г) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; д) выбрать методику ознакомления с объектом;

8. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии.

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит показ экскурсионных объектов. Контрольный текст это тщательно подобранный  материал, который является основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

Индивидуальный текст является основным рассказом экскурсовода. Он определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для него является контрольный текст.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на которое объект способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Для удобства пользования индивидуальным текстом рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте. Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в индивидуальный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

9. Портфель экскурсовода.

«Портфель экскурсовода» комплект наглядных пособий, который содержит ряд документов и прочей вспомогательной информации, помогающих при ведении экскурсии донести информацию до экскурсантов в максимально полном объёме. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились (например, облик Серпуховского Кремля). Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде таких мест. С этой целью используются, например, фотографии, схемы.

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, репродукции, буклеты, образцы изделий и т. д. «Портфель» экскурсовода позволяет сделать любую экскурсию более наглядной и эмоциональной.

10.Определение методических приемов проведения экскурсии.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа, что отражается в методической разработке.

 

Глава 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИХ ЭКСКУРСИЙ

 

2.1 Разработка городской экскурсии «Уголок родного края»

 

Разработка городской экскурсии состоит из нескольких этапов, которые были рассмотрены в первой главе, на основе которых была разработана городская экскурсия «Уголок родного края».

При разработке экскурсии мною были определены следующие цели и задачи:

Цель: способствовать расширению кругозора школьников по истории родного города; содействовать воспитанию любви к своей малой родине;

Задача: познакомить с историей и архитектурой одного из районов города.

Тематика экскурсии - историческая, так как изучение и знание  прошлого своего города является очень важным фактором.

В качестве объектов показа на маршруте были отобраны объекты соответствующие теме экскурсии:  улицы, носящие имена выдающихся людей (ул. Джона Рида, ул. Ворошилова), здания и сооружения ( постройки 20-21вв.), памятники искусства ( памятник Владимиру Храброму, бюст В.В. Гришину). Из множества объектов были отобраны наиболее важные, интересные и несущие познавательную ценность.

Маршрут экскурсии построен в логической последовательности и содержит все объекты, обеспечивающие зрительную основу при проведении экскурсии. Данная экскурсия построена в тематическом варианте, так как посвящена раскрытию одной темы, и восприятие объектов показа экскурсантами подчинен задаче раскрытия этой темы.

 

2.2 Экскурсионная методика

Методика проведения экскурсии - это совокупность используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны найти путь наиболее простого и вместе с тем эффективного достижения цели экскурсии, помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии.

Методика проведения экскурсии «Уголок родного края» охватывает целый ряд вопросов. Это, прежде всего умение показать объекты на маршруте и рассказать о связанных с ними событиях. Экскурсовод, который проводит эту экскурсию, знает маршрут в целом, каждый объект в отдельности, четко знает содержание текста экскурсии, хорошо представляет, что нужно сказать по данной теме и когда именно,  как  наилучшим образом продемонстрировать экскурсантам объекты.

Экскурсовод, проводящий экскурсию, владеет методикой проведения экскурсии, хорошо знает методическую разработку, в которой указан перечень действий: что и как показать, что, когда и как рассказать. Задача экскурсовода- передача знаний группе, а также организация активной познавательной деятельности экскурсантов.

При проведении экскурсии «Уголок родного края» использовались методические приемы ведения экскурсии (приемы показа и рассказа);

Методика показа - большая по объему и сложности подготовки и осуществления при проведении экскурсии, а методика рассказа - меньшая, носящая как бы подчиненный характер.

. Основой экскурсии являются  зрительные восприятия и впечатления. Сначала в поле зрения экскурсантов  появляется объект, затем экскурсовод  дает пояснения к наблюдаемому  объекту. Во время экскурсии использовались следующие варианты взаимодействия между показом и рассказом:

  • показ предшествует рассказу, когда наблюдение объекта происходило под руководством экскурсовода (например, здание школы №17);
  • показ и рассказ происходят одновременно, когда наблюдается конкретный объект, о котором идет рассказ (памятник Владимиру Храброму, бюст В.В. Гришину);

Эффективность экскурсии при достаточно высоком уровне ее содержания определяется правильным отбором методических приемов показа и рассказа. Методические приемы позволяют сосредоточить внимание экскурсантов на объекте, лучше усвоить содержание экскурсии.

2.3.Методика экскурсионного показа в городе

Осмотр объектов и показ - это не одно и то же. Осмотр - это поверхностное знакомство с памятными местами. Любой человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид объекта: памятника, улицу.

Показ - это более глубокое ознакомление с объектами, это наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода).

Показ при ведении экскурсии «Уголок родного края» имеет специфические особенности:

  • Первичность показа. В экскурсии показ имеет главенствующее значение, например экскурсанты, находясь у памятника Владимира Храброго сначала зрительно воспринимают этот объект, а затем экскурсовод дает информацию о нем.
  • Активность показа. Это целенаправленное наблюдение объектов при активном действии, как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.
  • Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Логичность в показе объектов обеспечивается продуманной и планируемой последовательностью.

При проведении городских экскурсий можно использованы такие уровни экскурсионного показа как: предварительный осмотр (пл. Владимира Храброго, Юбилейная площадь), а также детальное наблюдение объекта (здание PLAZA).

 

2.4.Методика экскурсионного рассказа на городской экскурсии

Экскурсионный рассказ - условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии.

Хотя рассказ на экскурсии вторичен, он является важной составной частью экскурсии.

Соотношение рассказа и показа всегда зависит от:

  • темы экскурсии;
  • количества и характера демонстрируемых объектов;
  • состава участников.

Пояснения и справки в рассказе способствуют формированию зрительных образов, то есть задача экскурсовода – сделать рассказ зрительно воспринимаемым. Поэтому предъявляются высокие требования к языку экскурсовода и методики рассказа.

Рассказ на экскурсии имеет несколько особенностей.

        1. Подчиненность рассказа показу. Показ объектов в экскурсии первичен, а рассказ вторичен. Рассказ в экскурсии связан с экскурсионными объектами, которые включены в тему экскурсии и расположены на маршруте.
        2. Использование в рассказе зрительных доказательств. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсант увидел все то, о чем ему рассказывают. Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишне подробный, превращается в лекцию.
        3. Адресность рассказа. Под адресностью рассказа понимается привязка рассказа к наблюдаемым объектам. Рассказывая, экскурсовод обращает внимание экскурсантов, на здание администрации города, или его детали.
        4. Конкретность рассказа. Конкретность требует, чтобы в рассказе содержался материал, раскрывающий конкретную тему экскурсии, приводились факты, даты, имена (Джон Рид, В.И. Ленин, Владимир Храбрый, К.Е. Ворошилов).
        5. Утверждающий характер рассказа. Излагая текст экскурсии, экскурсовод преподносит информацию с максимальной убедительностью, то есть как объективный факт (рассказ об истории улицы Ворошилова с использованием «портфеля» экскурсовода).

Информация о работе Городские экскурсии