Городские экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных контингентов.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Тема городских экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские экскурсии – самые посещаемые; представляют наибольший интерес как для местных, так иногородних граждан; на городских экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…....2-3
Глава 1 Тематические экскурсии, их виды.
Сущность и признаки экскурсии……………………..…4-5
Классификация городских экскурсий…………………..5-7
Тематика городских экскурсий, их названия………….7-10
Этапы подготовки городской экскурсии…………......10-17
Глава 2 Определение методических приемов проведения городских экскурсий.
2.1 Разработка городской экскурсии «Уголок родного края»…18
2.2 Экскурсионная методика………………………………..….18-19
2.3 Методика экскурсионного показа…………………………..19-20
2.4 Методика экскурсионного рассказа………………………...20-21
2.5 Составление методической разработки экскурсии «Уголок родного края»……………………………………………………………………21-25
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы…………………………….…………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Исторические экскурсии. Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни города, деятельностью исторических личностей, экспозициями исторических и краеведческих музеев. Вся историческая экскурсия строится на точном документальном материале. Кроме того, важна систематичность и последовательность в подаче материала, поэтому при проведении этих экскурсий стоит придерживаться хронологического принципа. Иногда объекты показа расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность, поэтому экскурсия должна быть логически последовательна.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:


- историко-краеведческие (например, « Серпухов древний»);

-этнографические, рассказывающие  о обычаях разных и народностей;

-военно-исторические, которые  проводятся по местам боевой  славы («Город-воин, город-труженик);

-историко-биографические (в музей Н. Андреева);

-экскурсии в исторические  музеи (СИХМ).

В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты с позиций новейших достижений науки, делая экскурсию актуальной и современной.

Искусствоведческие экскурсии являются одним из видов пропаганды искусства. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры. Эти экскурсии имеют подгруппы:

-историко-театральные («Из  истории русского театра», и др.);

- по местам жизни и деятельности деятелей культуры;

- в картинные галереи  и выставочные залы, музеи, в мастерские  художников и скульпторов (Музейно  выставочный центр).

При проведении искусствоведческих экскурсий обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства.

Литературные экскурсии пользуются большим спросом у туристов. Такие экскурсии обогащают человека духовно, доставляя ему эстетическое наслаждение. Обычно они группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые  хранят память о жизни и  творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А.П. Чехов в Серпухове»);

- историко-литературные, раскрывающие  определенные периоды развития  русской национальной литературы;

Рассказ на литературной экскурсии строится на основе многочисленных  разрозненных фактов, которые необходимо связывать логическими переходами.

Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, воспитывают уважение к труду, чувство гордости за людей, создавших архитектурные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностями города. Они включены в маршруты обзорных, исторических, военных и других экскурсий, поэтому необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию эти экскурсии делятся на:

- экскурсии с показом  архитектурных построек данного  города («Летопись в камне» в  Серпухове);

- экскурсии, связанные с  показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

- экскурсии с демонстрацией  образцов современной архитектуры;

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют отдельно друг от друга. Например, исторический материал может использоваться в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии.

 

1.4 Этапы подготовки услуги «городская экскурсия»

Организация новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия нескольких человек - творческой группы.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: подготовки и проведения ее.

Подготовка экскурсии состоит из следующих этапов:

1.Определение целей и задач экскурсии.

Работа над городской экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен цели. Можно выделить такие цели как: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.

2.Выбор темы.

Выбор темы городско экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа и объектов показа. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является основой, которая объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

3.Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки городской экскурсии составляется список литературы по краеведению о городе, книг, брошюр, статей, опубликованных в местных газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка — оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы. В перечне указываются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы

4. Определение других источников экскурсионного материала

Помимо печатных изданий, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

5.Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов является важной частью в городской экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Они будут способствовать зрительному восприятию экскурсии и  раскрытию ее темы.

В качестве объектов могут быть использованы:

•    памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа (Соборная гора.);

•    здания и сооружения, мемориальные памятники (памятник А.П. Чехову), связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей (СИХМ, дом купчихи Мараевой), произведения архитектуры и градостроительства,  здания культурного назначения и другие постройки;

•    экспозиции музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок (МВЦ, СИХМ);

•    памятники   искусства   —   произведения   изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

•    по содержанию — одноплановые (произведения живописи,   здания)   и   многоплановые (архитектурный ансамбль, улицы, площади города);

•    по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

•    по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

В городской экскурсии большое значение имеет освоение методически правильных приемов работы с объектами. Показ объектов идет, как правило, от общего к частному.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые важные, интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, используются следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии. 
       Известность объекта, его популярность среди населения (Высоцкий монастырь). 
      Необычность (экзотичность) объекта - особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (ансамбль посадских церквей).

 Выразительность объекта, т. е. его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (Соборная гора). 
      Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам. 
      Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов,  наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.        

Временное ограничение показа объекта  —когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2—4 академических часа.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, контингента. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда во время экскурсии, например, использовать только показ скульптур или монументов.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки на каждый из них. Данные карточки используются  для конкретно разрабатываемой темы,  и для будущих экскурсий.

6.Составление маршрута экскурсии.

Маршрут городской экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Разработка маршрута городской экскурсии усложняется тем, что постоянно приходится иметь ввиду место расположения городских объектов. Поэтому, после выявления всех объектов и материалов по данной теме, прежде чем приступить к работе над маршрутом экскурсии, следует вычертить рабочую схему расположения объектов города, и выбрать из них основные.

В экскурсионной практике существуют три варианта построения маршрутов: хронологический («Подвиги отцов в наследство сыновьям»), тематический («Летопись в камне») и тематико-хронологический (обзорные экскурсии, в которых последовательность в изложении материала соблюдается, как правильно только при раскрытии определенной подтемы).

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные (подвергаются глубокому анализу и служат для раскрытия подтемы) и дополнительные, показ которых осуществляется при переездах или переходах экскурсионной группы.

Информация о работе Городские экскурсии