Городская-обзоргая экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:19, реферат

Описание работы

Экскурсия - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
1. Классификация видов экскурсий 4
2. Городская обзорная экскурсия 6
2.1 Особенности подготовки и проведения городской обзорной экскурсии 8

Файлы: 1 файл

город.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Содержание                                                                                                             2                           

Введение                                                                                                                   3                          

  1. Классификация видов экскурсий                                                                     4                          
  2. Городская обзорная экскурсия                                                                        6
    1. Особенности подготовки и проведения городской обзорной экскурсии  8

Заключение                                                                                                             10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экскурсия - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце XVIII — начале XIX веков. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов.

В 1918 году в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма в конце 1920 — начале 1930-х годов. В 1928 году создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.

После Великой Отечественной войны деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС вновь активизировалась. Особенно широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции Министерства просвещения СССР.

  1. Классификация видов экскурсий

 

Борис Емельянов предложил следующую классификацию экскурсий:

  1. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные. Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов — памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии подразделяются на исторические (историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи); производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные для учащихся); природоведческие или экологические; искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов); литературные (литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные); архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам). Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории)
  2. По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д., с учётом особенностей восприятия.
  3. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.
  4. По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
  5. По продолжительности.
  6. По форме проведения: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Городская обзорная экскурсия

 

Особое место в экскурсионной  деятельности занимает городская обзорная экскурсия. Города как исторически  сложившиеся центры промышленности, культуры, науки представляют необычайно широкие возможности для экскурсионной  работы. Тематику городских экскурсий  определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее. В городах, имеющих давнюю историю, памятники освободительной борьбы и военно-исторического прошлого, богатые научные и культурные традиции, выдающиеся архитектурные  сооружения, развитую индустрию, тематика экскурсий шире и разнообразнее, чем в небольших городах или  городах-новостройках.

Городская обзорная экскурсия  – это стройный последовательный рассказ о городе, основанный на показе наиболее значительных памятников. Цель такой экскурсии – ознакомить экскурсантов с особенностями облика, истории и современного состояния города. Впечатления от обзорной экскурсии должны адекватно отражать характер города, его исторически сложившуюся индивидуальность и своеобразие. В полноте представлений о городе заключается основная целевая установка городской обзорной экскурсии. Главные требования, предъявляемые к ней, большая информативность, единство всех ее частей, логичность изложения материала. Мастерство  построения городской обзорной экскурсии в том и состоит, чтобы придать ей вид законченного произведения, определенной системы, единого целого, в котором отдельные проблемы, не теряя своей относительной самостоятельности, были бы органически связаны друг с другом и взаимообусловлены. Тема экскурсии раскрывается в процессе освещения ряда подтем, которые обусловливают ее структуру. Структура обзорной экскурсии может считаться совершенной только в том случае, если из нее нельзя изъять ни одного необходимого звена, не нарушив целого. В то же время в ней не должно быть ничего лишнего, случайного, малозначащего. Конечно, выбор из большого количества подтем, которые предоставляет город, основных вопросов – задача трудная, но вполне разрешимая. Для этого при разработке обзорной экскурсии необходимо в жизни города условно выделить те стороны, которые оказались решающими в его исторической судьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности подготовки и проведения городской обзорной экскурсии

Всякая городская обзорная экскурсия, как правило, начинается с краткого введения (продолжительностью не более 3-5 минут): экскурсовод представляется группе, представляет водителя, сообщает цель экскурсии, ее продолжительность, маршрут, дает необходимые справки  о порядке ее организации и  правилах поведения на маршруте.

После окончания знакомства с городом экскурсовод делает небольшое заключение – подводит итоги увиденному. Для того чтобы экскурсовод всегда мог добиться теснейшего контакта с экскурсантами, ему необходимо знание основ педагогики и психологии.

Основная цель обзорной экскурсии  – дать представление и о городе, и об истории края во всем ее многообразии – предопределяет широкое использование  методов дедукции и индукции. Дедукция это процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от посылок к их следствиям (заключениям), причем следствия здесь являются обычно «частными случаями» (примерами) общих посылок (метод от общего к частному). Индукция, напротив, вид обобщений, сделанных на основе наблюдений, опыта (метод от частного к общему). Сочетание этих методов позволяет наиболее полно донести содержание экскурсии до слушателей, причем выбор метода для раскрытия той или иной темы, положения, события определяется особенностями материала. Иногда характеристика памятников, о которых идет речь, дается на основе общих, полученных ранее представлений, а иногда богатый фактический материал позволяет подвести к необходимым общим выводам, вытекающим из фактов закономерностям. При осмотре ансамбля университетских построек в г. Новочеркасске экскурсовод отмечает его архитектурные особенности, подводит к выводу о том, что эти здания типичны для архитектуры классицизма, характеризующейся ясностью и строгостью композиционного решения, использованием ордерной системы (движение мысли от частного к общему).

Широко распространен  в экскурсионной практике прием реконструкции. Экскурсионный объект, утративший свой первоначальный облик, можно воссоздать в воображении экскурсантов или путем использования «портфеля экскурсовода» (в этом случае дается описание особенностей объекта по фотографии), или словесным описанием. Некоторые экскурсоводы показывают фотографию с рисунка, воспроизводящего его первоначальный облик, и дают пояснения к ней. Цитирование отрывков из летописей предполагает обязательное использование «портфеля экскурсовода», ибо невозможно, да и не нужно запоминать их наизусть. Прием реконструкции применяется во всех типах экскурсий, но если в тематических экскурсиях он может применяться более широко, то в городской обзорной экскурсии требуется строжайшая его дозировка ввиду обширности тематической структуры экскурсии и требований правильного соотношения материала об истории и современности города.

К разновидности приема реконструкции  относится использование  литературных отрывков из произведений, которые одновременно восстанавливают облик памятных мест, смысл происходивших событий и биографические подробности из жизни известных людей. Прием реконструкции в целом придает экскурсии яркую эмоциональную окраску. 

В городской обзорной экскурсии  часто эффективно используется прием  сравнения и контраста. Прием сравнения позволяет более четко выявить, показать объяснить особенности зданий национальной архитектуры и на этой основе подчеркнуть особенности и условия жизни коренного населения края.

 

 

 

 

Заключение

 

Городская обзорная экскурсия –  экскурсия высокой категории  сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия  сложна и обилием приемов, и способов показа разнообразного круга памятников. Все это диктует необходимость  особо тщательного, ответственного отношения к разработке и проведению обзорной городской экскурсии. Несмотря на то, что обзорные экскурсии на протяжении многих лет проводятся во всех городах, где существует экскурсионное  обслуживание, в определении целей  и задач, методики проведения до сих  пор нет единой, общепринятой точки  зрения. Мало того, значение этого самого массового типа экскурсии, имеющего больший «удельный вес» по сравнению  с другими типами экскурсий в  деятельности экскурсионных организаций, еще не оценено в полной мере.

 


Информация о работе Городская-обзоргая экскурсия