Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ эффективности государственного регулирования развития международного туризма в России. Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок - проблемы государственного регулирования развития туризма. Объектом исследования является туристический рынок, который в предлагаемой работе рассмотрен как часть национальной экономической системы. Предметом исследования является государственное регулирование туризма Российской Федерации. При этом акцентируется внимание на стимулирующем воздействии государства на туристскую отрасль, на структуру государственной туристической администрации России, на направления и инструменты государственного контроля в сфере туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Состояние туризма на современном этапе развития экономики РФ и перспективы развития туризма в РФ……...……………………………………....8
1.1. Экономическая сущность и качественная специфика туризма…………...8
1.2. Туристический потенциал России…………………………………..…..…10
1.3. Значение туризма в современной экономике РФ…………………………12
Глава II. Система государственного регулирования туризма в РФ…………..15
2.1. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации………………………………………………………..15
2.2. Обоснование необходимости государственного регулирования туризма в РФ…………………………………………………………………………………17
2.3. Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования туризма………………………………………………………….19
2.4. Задачи, приоритетные направления и принципы государственного регулирования туризма………………………………………………………….21
2.5. Государственная политика и поддержка Российской Федерации в сфере развития туризма, инвестиционная политика в области туризма……………24
2.6. Программы развития туризма в Российской Федерации………………...28
2.7. Воздействие развития туризма на окружающую среду…………………..30
Глава III. Тенденции по совершенствованию государственного регулирования туризма в РФ……………………………………………………33
3.1. Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России………………………………………………………………...33
3.2. Тенденции по приведению в соответствие с современными требованиями нормативного правового регулирования в сфере туризма……………………36
3.3. Федеральные целевые программы, направленные на развитие туризма в РФ…………………………………………………………………………………39
3.3.1. Существующие федерально-целевые программы………………..41
3.3.2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации………………………………………………………………………..42
3.3.3. Подготовка к крупнейшим международным мероприятиям……43
3.3.4. Развитие историко-культурных зон в России…………………….43
3.3.5. Создание туристско-рекреационных зон в России………………44
3.4. Задачи, стоящие перед органами государственной власти в области туризма……………………………………………………………………….…..44
Приложения……………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………….72
Список использованных источников литературы……………………………..75

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Туристический потенциал России

 

Россия располагает огромным и  уникальным рекреационным потенциалом  как для развития внутреннего  туризма, так и для приема иностранных  путешественников, и в этом она  абсолютно конкурентоспособна. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

Территория России простирается с  запада на восток на 10 тыс. км и почти  на 3 тыс. км от северных арктических  широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.

Наличие гор открывает возможности  для всех видов горного туризма (альпинизма, пеших походов, рафтинга по "кипящим" горным рекам и горнолыжного туризма, полетов на дельтаплане и др.), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.

Полноводные, широкие и протяженные  реки Волга, Енисей, Лена буквально  созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и  лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.

Леса центральной России, предгорий  Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо в лесу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области во время трансфера к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго, пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю - Алтаю не оставят равнодушным никого из любителей природы.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма - делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного  туризма способствуют некоторые  социальные факторы. Это высокая  покупная способность иностранных  валют, обеспечение свободы перемещения  на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.

Въездной и внутренний туризм в  России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

 

1.3. Значение туризма в современной экономике РФ

 

Туризм в Российской Федерации  развивается динамично, становится одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов  и занятости населения. В настоящее время в туристской отрасли России занято более миллиона человек. Возрастает роль туризма как экономического мультипликатора, средства реализации международных связей, межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире, как средства оздоровления населения.

В стране постепенно формируется понимание  туризма как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития России.

В 90-е годы основополагающей концепцией в сфере регулирования туризма  становится концепция «устойчивого туризма», которая определяет своей задачей обеспечение потребностей настоящего поколения без нанесения ущерба способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Таким образом, концепция устойчивого туризма требует учета долгосрочных интересов и последствий, ограничивает масштабы туризма так, чтобы они превосходили возможности принимающей территории, сохраняя ее ресурсы для будущих поколений. Главным результатом такого ответственного подхода к туристской деятельности явился методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному пониманию и планированию туризма.

Туризм – неотъемлемая часть  жизни современного человека, связанная  с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением  и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности. Свободный, образованный, здоровый, активный человек – основа конкурентоспособности страны.

Туризм – существенная составляющая инновационного развития РФ в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

По мнению Президента Российской Федерации, именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для  многих российских регионов. К тому же богатейшее культурно-историческое наследие России является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма. 
  В Карелии проведено исследование, согласно которому эта отрасль по вкладу в бюджет с учетом мультипликативного эффекта может превосходить лесодобывающую и обрабатывающую. В этой Республике туризм уже определен одной из приоритетных отраслей экономики и становится одним из важнейших стимулов экономического роста. В Калининградской области курортно-туристская сфера уже перешла из расходной части в доходную, причем бюджетообразующую отрасль этого региона. Успешно развивается туриндустрия и в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, на Байкале. На Дальнем Востоке, обладающем огромным природно-рекреационным потенциалом, также активно развивается туристская сфера. 

В Краснодарском крае, самом известном  и крупном рекреационном регионе  в России, туризм действительно является одним из важнейших источников доходов  наряду с сельским хозяйством, промышленностью. Объем услуг курортно-туристского  комплекса составляет третью часть от общего объема платных услуг населению края.

С учетом внутреннего туризма, объемы которого, по мнению специалистов, превышают международный в несколько раз, можно говорить о том, что почти половина людей на планете ежегодно оказывается непосредственно вовлекаемой в туристский бизнес. Принимающий туризм называют "невидимым экспортом". Причем значение его постоянно растет. По оценкам специалистов, XXI в. станет веком туризма. За прошедшие годы в нашей стране в сфере туризма произошли положительные изменения. Он приобрел другой, политический, статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РФ

2.1. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации

 

Государственное регулирование туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
  • согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
  • согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Современное состояние  нормативного правового регулирования  в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

  • развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
  • усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско–правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
  • появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
  • развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
  • формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
  • комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);
  • развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
  • гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Наиболее отчетливо  эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной  правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, характеризуемая стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, ежегодным ростом внутреннего  валового продукта, сопровождающимся ростом дохода населения, создают благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительными туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «об основах туристской деятельности в Российской Федерации» констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства.

Из главы II Федерального закона следует, что государство воздействует на сферу туризма посредством государственного регулирования. В связи с этим совершенствование государственного регулирования в РФ в целом и в ее субъектах следует считать важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижения поставленных задач.

 

2.2. Обоснование необходимости государственного регулирования туризма в РФ

 

  Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное  управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.

На данный момент Федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий государственное управление туризмом в РФ – это Правительство Российской Федерации. Правительство РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

  Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Необходимо дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

Информация о работе Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации