Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ эффективности государственного регулирования развития международного туризма в России. Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок - проблемы государственного регулирования развития туризма. Объектом исследования является туристический рынок, который в предлагаемой работе рассмотрен как часть национальной экономической системы. Предметом исследования является государственное регулирование туризма Российской Федерации. При этом акцентируется внимание на стимулирующем воздействии государства на туристскую отрасль, на структуру государственной туристической администрации России, на направления и инструменты государственного контроля в сфере туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Состояние туризма на современном этапе развития экономики РФ и перспективы развития туризма в РФ……...……………………………………....8
1.1. Экономическая сущность и качественная специфика туризма…………...8
1.2. Туристический потенциал России…………………………………..…..…10
1.3. Значение туризма в современной экономике РФ…………………………12
Глава II. Система государственного регулирования туризма в РФ…………..15
2.1. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации………………………………………………………..15
2.2. Обоснование необходимости государственного регулирования туризма в РФ…………………………………………………………………………………17
2.3. Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования туризма………………………………………………………….19
2.4. Задачи, приоритетные направления и принципы государственного регулирования туризма………………………………………………………….21
2.5. Государственная политика и поддержка Российской Федерации в сфере развития туризма, инвестиционная политика в области туризма……………24
2.6. Программы развития туризма в Российской Федерации………………...28
2.7. Воздействие развития туризма на окружающую среду…………………..30
Глава III. Тенденции по совершенствованию государственного регулирования туризма в РФ……………………………………………………33
3.1. Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России………………………………………………………………...33
3.2. Тенденции по приведению в соответствие с современными требованиями нормативного правового регулирования в сфере туризма……………………36
3.3. Федеральные целевые программы, направленные на развитие туризма в РФ…………………………………………………………………………………39
3.3.1. Существующие федерально-целевые программы………………..41
3.3.2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации………………………………………………………………………..42
3.3.3. Подготовка к крупнейшим международным мероприятиям……43
3.3.4. Развитие историко-культурных зон в России…………………….43
3.3.5. Создание туристско-рекреационных зон в России………………44
3.4. Задачи, стоящие перед органами государственной власти в области туризма……………………………………………………………………….…..44
Приложения……………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………….72
Список использованных источников литературы……………………………..75

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)


Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

Колледж гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Актуальные  вопросы государственного регулирования  туризма в Российской Федерации»

Специальность 101101 «Гостиничный сервис»

 

Выполнила

Студентка: Куманина Дарья

группа МГ-35

Научный руководитель:

Сафонова Галина Афанасьевна

 


 

«Допустить  к защите

В Государственной  аттестационной комиссии»

Зам. Директора по учебно-методической работе

Фомина О. В.

Дата ___________

 

Москва

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава I. Состояние туризма на современном этапе развития экономики РФ и перспективы развития туризма в РФ……...……………………………………....8

1.1. Экономическая сущность и качественная специфика туризма…………...8

1.2. Туристический потенциал России…………………………………..…..…10

1.3. Значение туризма в современной  экономике РФ…………………………12

Глава II. Система государственного регулирования туризма в РФ…………..15

2.1. Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации………………………………………………………..15

2.2. Обоснование необходимости государственного  регулирования туризма в РФ…………………………………………………………………………………17

2.3. Основные функции, методы  и инструменты государственного регулирования туризма………………………………………………………….19

2.4. Задачи, приоритетные направления и принципы государственного регулирования туризма………………………………………………………….21

2.5. Государственная политика и поддержка Российской Федерации в сфере развития туризма, инвестиционная политика в области туризма……………24

2.6. Программы развития туризма в Российской Федерации………………...28

2.7. Воздействие развития туризма на окружающую среду…………………..30

Глава III. Тенденции по совершенствованию государственного регулирования туризма в РФ……………………………………………………33

3.1. Актуальные проблемы государственного  регулирования развития туризма  в России………………………………………………………………...33

3.2. Тенденции по приведению в  соответствие с современными  требованиями нормативного правового регулирования в сфере туризма……………………36

3.3. Федеральные целевые  программы, направленные на развитие  туризма в РФ…………………………………………………………………………………39

3.3.1. Существующие федерально-целевые  программы………………..41

3.3.2. Развитие внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации………………………………………………………………………..42

3.3.3. Подготовка к крупнейшим  международным мероприятиям……43

3.3.4. Развитие историко-культурных  зон в России…………………….43

3.3.5. Создание туристско-рекреационных  зон в России………………44

3.4. Задачи, стоящие перед органами государственной власти в области туризма……………………………………………………………………….…..44

Приложения……………………………………………………………………..56

Заключение……………………………………………………………………….72

Список использованных источников литературы……………………………..75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Россия - самая большая страна мира. Она  занимает 11,5% мировой территории, а  ее площадь равна 17 млн. кв. км. Российская территория простирается на 10 тысяч  км от Балтийского моря на западе до Японского на востоке. На ней насчитывается  9 часовых поясов. Столица России - Москва. Санкт-Петербург также является очень важным административно-деловым и культурным центром, из-за чего его часто называют второй или северной столицей России. В России более тысячи крупных городов. Крупнейшие из них с населением свыше 1 млн. человек. В Москве только официально проживают более 9 млн. человек, а в Санкт-Петербурге около 4,7 мл. Так же наиболее крупными городами являются: Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Пермь, Уфа, Ростов-на-Дону и Волгоград.

Россия - демократическая федеративная республика с президентским правлением и двухпалатным парламентом, состоящим  из Государственной Думы и Совета Федерации. Глава государства избирается раз в 6 лет. В 2012 году Президентом Российской Федерации избран Путин Владимир Владимирович.

В связи с развитием мирового туризма все возрастающий интерес  к поиску путей эффективного развития этой отрасли появляется и в России, причем со стороны, как государства, так и предпринимателей. В настоящее  время это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, хотя по сравнению с другими государствами она пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджете страны. На долю России приходится около 1% мировых туристских потоков.

Формирование рыночной экономики  в России усилило интерес к  формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами  и возрастание негативных последствий  конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном  уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной  поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туристской индустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Актуальность выбранной  темы исследования заключается в том, что значение туризма в мире постоянно возрастает. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, но нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Так, например, на данный момент туризм в Мальдивской республике занимает 98% в экономике страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, на 1 января 2011 года экспортный доход, сгенерированный международным туризмом занимает четвертое место после экспорта топлива, химических веществ и автомобильной продукции.

Туризм занимает в мировой экономике  первое место по созданию новых рабочих  мест. Российская туриндустрия является той сферой, которая вбирает в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и значительную часть малого бизнеса, дает импульс к развитию внутреннего, въездного и социального туризма, возможность реального превращения этих видов туризма в приоритетные для Российской Федерации.

Перспективы развития туристского  комплекса России во многом зависят  от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных туристских продуктов.  
 Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.

  В связи с увеличением доли и значения туризма в российской экономике возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования.

Цель исследования – анализ эффективности государственного регулирования развития международного туризма в России.  
 Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок - проблемы государственного регулирования развития туризма.

Объектом исследования является туристический рынок, который в предлагаемой работе рассмотрен как часть национальной экономической системы. Предметом исследования является государственное регулирование туризма Российской Федерации. При этом акцентируется внимание на стимулирующем воздействии государства на туристскую отрасль, на структуру государственной туристической администрации России, на направления и инструменты государственного контроля в сфере туризма.

В ходе подготовки дипломной работы в ней были представлены и решены следующие задачи:

  • охарактеризовать особенности механизма государственного регулирования сферы туристских услуг;
  • раскрыть роль международного туризма в экономике нашей страны в целом и в отдельных ее регионах;
  • выявить проблемы и перспективы развития государственного туризма;
  • определить состояние и перспективы развития международного туризма в России.

В процессе исследования были использованы как общенаучные методы, так и методы научного познания. Нормативная основа исследования сформировалась  за счет положений международных актов и актов внутреннего законодательства, регулирующих сферу туризма. Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РФ

 

1.1. Экономическая сущность и качественная специфика туризма

 

Анализ существующих определений  понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство  авторов трактует туризм только с  точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью. На мой взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Я предлагаю следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (см. схема 1: составляющие туризма).

Специфика сферы туризма как  отрасли национальной экономики  заключается в том, что ее продуктом  является право на потребление определенного  рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях российской экономики.

На микроуровне качественная специфика  туризма, определяющая особенности  предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

Туризм - один из немногих устойчиво  развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1: составляющие туризма

Туристический бизнес стимулирует  развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей.

Для развития въездного туризма  в России существуют объективные  предпосылки: открытость для массового  туризма, большой природный и  культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень  перспективный рынок.

Информация о работе Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации