Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией.
Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта –ППЖТ).

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 935.50 Кб (Скачать файл)

Отправитель груза и его собственник не всегда совпадают в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению. грузовладельца от собственного имени. При заключении от своего имени договора перевозки груза , принадлежащего другому лицу, экспедитор или агент будет выступать в качестве отправителя в отношениях с железной дорогой.

В понятии “грузоотправитель”(отправитель), данном в ст.2 УЖТ РФ указано, что это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Такая ситуация может сложиться, например, если груз отправляет филиал юридического лица.

По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу – грузополучателю. Природа договора перевозки вызывает споры, которые ведутся из-за статуса грузополучателя.

Наиболее распространена точка зрения, что это договор в пользу третьего лица. Она появилась еще в 20-е годы, когда были опубликованы первые работы на эту тему[14]. В настоящее время ее поддерживает большинство юристов[15].

Другие авторы считают, что договор перевозки является договором о вручении исполнения третьему лицу[16]. Существует мнение, что в договоре перевозки отправитель и получатель груза являются одной стороной договора[17]. Некоторые авторы полагают, что грузополучатель является самостоятельным участником договора, а сам договор носит трехсторонний характер[18].

 Грузополучатель обладает самостоятельными  правами и обязанностями в отношениях с перевозчиком. Я придерживаюсь последней точки зрения. Между перевозчиком и грузополучателем с момента направления груза в его адрес складываются на основе УЖТ РФ самостоятельные связи. В частности по переадресовке груза; в связи с выдачей груза, проверкой его веса и количества мест; возвращением железнодорожного подвижного состава после выгрузки груза.

Основной обязанностью перевозчика является доставка врученного отправителем груза на станцию назначения в установленный срок, а также в целости и сохранности, и выдача его грузоотправителю. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю.

Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. Железные дороги считаются доставившими груз вовремя, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены или если вагоны, контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателями до истечения установленного срока доставки. Грузы также считаются доставленными в срок в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения установленного срока доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров  с такими грузами вследствие того, что фронт выгрузки занят, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи, или вследствие иных, зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст.33 Устава железнодорожного транспорта РФ). Дату приема грузов для перевозки и дату истечения срока доставки грузов указывает железнодорожная станция отправления в выдаваемых грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ст.315 УЖТ РФ случаев, железная дорога уплачивает пени.

Перевозчик обязан также соблюдать соответствующие условия перевозки, предусмотренные договором. Так, железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции назначения по согласованию с грузополучателем. Железная дорога может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов. Основное право перевозчика – получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителями, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. При несвоевременном внесении указанных платежей отправление груза железной дорогой может быть задержано.

До внесения платы за перевозку груза за предыдущую перевозку подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки прекращается. Начальник железной дороги отправления по согласованию в установленном порядке с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении на железнодорожной станции назначения платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей в случае перевозки груза в местном сообщении, а в случае перевозки груза в прямом сообщении – по согласованию с Министерством путей сообщения. При согласовании должны быть предусмотрены гарантии внесения платы за перевозку груза, а также действия сторон при нарушении ими взятых обязательств.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения.

Указанные суммы вносятся на расчетные счета железной дороги наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством РФ.

При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя, с него взыскиваются в пользу железной дороге пени, До внесения на железной дороге назначения всех причитающихся платежей, вагоны находятся на ответственном простое грузополучателя, и с него взимается сбор за хранение груза или плата за пользование вагонами.

Основная обязанность отправителя – оплатить перевозку груза, а основное право – требовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности, в установленный срок, и выдачи его указанному в накладной грузополучателю.

Договор перевозки груза оформляется транспортной железнодорожной накладной (рис.2), которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Рисунок 2 - Оригинал транспортной накладной

 Юридическое значение накладной  состоит в том, что :

1. Она является обязательной письменной формой договора.

2. Доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание.

3. Легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки.  Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом.

Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозку грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных. От грузоотправителя требуется надлежащее заполнение соответствующих граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику.

Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная является товаросопроводительным документом, а также расчетным - содержит сведения об уплаченных отправителем (получателем) провозных платежах. В накладной фиксируются также наиболее важные обстоятельства, связанные с исполнением договора перевозки, в частности, делаются соответствующие отметки о составлении актов в пути следования, когда при перевозке были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о возможной несохранности груза. Кроме того, отправитель обязан приложить к накладной документы, требуемые компетентными органами. Если груз перевозится в международном железнодорожном сообщении, грузоотправитель предъявляет перевозчику накладную, предусмотренную соответствующим международным соглашением.

В подтверждение заключения договора перевозки, грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательное значение при полной его утрате, а также прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается во внутреннем сообщении (рис.3). При международных перевозках грузоотправителю выдается соответствующий экземпляр накладной (рис.4).

Рисунок 3 - Железнодорожная квитанция

Рисунок 4 - СМГС накладная

 

 

Ст.25 УЖТ РФ гласит: “Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.”. Железной дороге предоставлено право проверить достоверность сведений, внесенных грузоотправителем в накладные путем проведения в отношении предъявленных к перевозке грузов выборочных проверок (в том числе, контрольное взвешивание).

Обнаруженные в ходе проверки несоответствия должны быть устранены грузоотправителем. Ответственность за задержку по этим причинам вагонов со всеми вытекающими отсюда последствиями возлагается на грузоотправителя.

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, документы раскредитованы. Груз выдается на железнодорожной станции назначения получателю после внесения им платы за перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Если в районе станции назначения не окажется получателя, железная дорога поступает с грузом по указанию грузоотправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза, последний, как невостребованный, передается для реализации.  Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются грузоотправителю.

    

 

Вспомогательные договоры.

 

Вспомогательные транспортные договоры обеспечивают выполнение главной задачи транспорта – перевозку грузов. В систему вспомогательных договоров на железнодорожном транспорте входят договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов. В ст.50 Устава железнодорожного транспорта РФ дано определение договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. Данные договоры заключаются между железной дорогой и имеющими железнодорожные подъездные пути организациями, физическими лицами. В данных договорах определяется порядок подачи и уборки вагонов, сроки оборота вагонов и контейнеров и другие условия работы на подъездных путях ветвевладельцев. Определение договора подачи и уборки вагонов дано в ст.58  Устава железнодорожного транспорта РФ, в них регулируется подача и уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно – разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге. Вспомогательные договоры являются взаимными, так как стороны имеют как права, так и обязанности по отношению друг к другу. Данные договоры возмездные, железная дорога взимает почасовую плату за пользование вагонами в соответствии с тарифными руководствами. а также другие платежи и сборы: за маневровую работу локомотива, за взвешивание грузов и т.д. Вспомогательные договоры – консенсуальные, поскольку считаются заключенными с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям.

Предметом вспомогательных договоров являются услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных путях ветвевладельцев.

Вспомогательные договоры заключаются в письменной форме путем составления единого документа и подписываются руководителями сторон: железной дороги и ветвевладельцами.

Как правило, вспомогательные договоры носят долгосрочный характер, как сказано в п.1 ст.57 УЖТ РФ, они заключаются сроком на пять лет.

Содержание вспомогательных договоров составляют права и обязанности сторон.

Основной обязанностью транспортной организации является подача и уборка вагонов, а основной обязанностью ветвевладельцев – оплата оказанных услуг.

Железнодорожные подъездные пути, принадлежащие железной дороге, обслуживаются и содержатся железной дорогой, она осуществляет текущий и капитальный ремонт.

А грузоотправители, грузополучатели обеспечивают освещение данных подъездных путей, а также проводят очистку их от мусора и снега. конкретные вспомогательные договоры содержат и другие условия, предусмотренные Транспортным Уставом железных дорог РФ.

Значение вспомогательных договоров заключается в том, что они обеспечивают условия для нормальной работы транспорта, обеспечивают единый технологический процесс железнодорожных станций примыкания. Данные договоры регулируют условия работы на железнодорожных подъездных путях, а подъездные пути предназначены для обслуживания отдельных предприятий. организаций, учреждений, они связаны с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и могут принадлежать:

1. Предприятиям, организациям, учреждениям.

2. Железным дорогам.

Статья 798 ГК РФ устанавливает, что перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, т.е. стороны при обоюдном согласии могут заключать подобный договор. Это обстоятельство нашло свое подтверждение в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30, который устанавливает, что, "поскольку заключение договора об организации перевозок не является обязательным, при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке". И далее, в п. 2 Постановления особо подчеркивается, что заключение договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя, грузополучателя, что нехарактерно для сторон долгосрочного договора. При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров вторая сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях.

Информация о работе Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки