Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией.
Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта –ППЖТ).

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 935.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, состоящим полностью в федеральной государственной собственности, будучи естественной монополией.

Это определяет специфику его работы и взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, специализированными транспортными предприятиями (предприятия промышленного, железнодорожного транспорта –ППЖТ).

Предприятие промышленного железнодорожного транспорта оказывает услуги  по подаче и уборке вагонов, осуществляет маневровую работу на своих железнодорожных подъездных путях и подъездных путях контрагентов. Данные услуги являются предметом вспомогательных договоров: договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договора подачи и уборки вагонов.

В первой главе данной работы я освещаю систему транспортных договоров на железнодорожном транспорте, ведь без этого сложно уяснить месть и значение вспомогательных договоров. Система транспортных договоров на железной дороге включает в себя 3 группы договоров: договоры об организации перевозок, договор перевозки грузов, вспомогательные транспортные договоры.

Во второй главе я освещаю виды вспомогательных договоров, их отличие от других транспортных договоров, вопросы заключения вспомогательных договоров, их элементы и содержание, условия и виды ответственности по вспомогательным договорам, претензии и иски. В моей дипломной работе использованы примеры конкретных договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договоров подачи и уборки вагонов.

В связи с тем, что гражданский кодекс РФ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевоза груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств, я в своей работе широко использовала специальное законодательство: Транспортный Устав железных дорог РФ, Закон РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”, Правила перевоза грузов, а также руководящие указания и инструкции Министерства путей сообщения РФ. Так как вспомогательные договоры на железнодорожном транспорте очень мало освещены в юридической литературе, а в системе транспортных договоров они занимают значительное место, я постараюсь в своей работе восполнить этот пробел. На мой взгляд, данная тема актуальна, так как в настоящее время процент перевозки промышленных грузов по железным дорогам начал расти, а ведь именно вспомогательные договоры обеспечивают ритмичную работу по погрузке и выгрузке грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, что ведет к улучшению работы железнодорожного транспорта в целом, а следовательно, обеспечивают выполнение главной задачи транспорта – перевозку грузов и пассажиров.

    

     

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1 Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки

 

Переход государства к рыночной экономике, а также введение в действие с 01 марта 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ [1], в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.

Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон “Уста железнодорожного транспорта Российской федерации”, введенный в действие 10 января 2003 года [2]. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве. Предшественники нынешнего Транспортного Устава принимались в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954, 1964, 1998 годах.

Рисунок 1 - Содержание Устава железнодорожного транспорта

 

С принятием Устава железнодорожного транспорта и действующего с 01 января 2003 года Федерального закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” [3] создана основа законодательного регулирования деятельности Федерального железнодорожного транспорта.

Закрепленные в Уставе нормы основываются на положениях Гражданского Кодекса РФ, других федеральных законов, например:

- Федеральный закон от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях” [4];

- Закон РФ “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона от 09 января 1996 года[5],

- Федеральный закон от 16 февраля 1995 года “О связи”[6] и другие;

- международные договора, действующие в области железнодорожного транспорта.

 Устав железнодорожного транспорта содержит 9 глав ( рисунок 1), 130 статей, в которых определяются основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг, регламентируют их права, обязанности, и ответственность, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что способствует лучшему пониманию и применению его положений. В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диапозитивные нормы, дающие возможность  железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы  по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений. Устав учитывает действующее законодательство о защите прав потребителей и о естественных монополиях.

В целях реализации отдельных положений Устава железнодорожного транспорта дорог РФ МПС РФ разрабатывает Правила перевозки грузов перевозок грузов от 2003 года [7].

Российская Федерация является участником многих международных договоров о прямом международном железнодорожном сообщении. В их числе многосторонне соглашение о международном грузовом сообщении, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными на 01 июля 2011 года.

В сфере железнодорожных перевозок важное место занимают нормативные акты, издаваемые Министерством путей сообщения РФ:

1. Правила технической эксплуатации железных дорог[8].

2. Инструкции по движению поездов[9] и сигнализации на железных дорогах[10] РФ.

3. Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, руководящие указания МПС РФ и т.д.

Надлежащее исполнение данных нормативных актов обязательно для железных дорог, ветвевладельцев, грузоотправителей и грузополучателей. Размеры платы за перевозку грузов и других причитающихся железной дороге платежей устанавливаются Тарифными руководствами. Споры между транспортной организацией и грузоотправителями, грузополучателями решаются с помощью Гражданского Кодекса РФ, Устава железнодорожного транспорта РФ, а также с учетом Инструктивных Указаний Госарбитража СССР от 31.05.76 года № И – 1 – 14 “О практике разрешения споров, возникших при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и на подачу и уборку вагонов”[11].

В настоящее время необходимо принятие новых Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, которые бы разрабатывали и детализировали Транспортный Устав железных дорог РФ. В них закрепляются не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

 

 

     1.2 Система транспортных договоров на железнодорожном

            транспорте

 

 Договоры об организации перевозок

 

В статье 10  Устава железнодорожного транспорта РФ дается легальное определение договора об организации перевозок: “Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам".

Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте –урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период.

Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок, обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса – грузоотправителя, грузополучателя.

Взаимовыгодные договоры создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантом соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов.

Установление в договоре об организации перевозки каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки.

Заключение долгосрочного договора об организации перевозки не является обязательным для сторон – они вправе лишь при обоюдном согласии заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон, другая не может требовать через суд его заключения. В случае подачи искового заявления о понуждении заключить этот договор или заявления о рассмотрении разногласий по такому договору, когда стороны не заключили письменного соглашение о передаче спора в Арбитражный Суд, последний должен отказать истцу в принятии заявления в соответствии с п.1ч.1ст.107 АПК[12].

Ответственность сторон при неисполнении условий долгосрочного договора наступает лишь в том случае, если эта ответственность в нем предусмотрена.

Договоры об организации перевозок заключаются в письменной форме. Данный договор является консенсуальным, т.е. считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. При заключении договора об организации перевозки, стороны сами определяют его срок, как правило данные договоры действуют в течение 1 года. Порядок заключения долгосрочных договоров между железной дорогой  и грузоотправителями определяются Правилами приема заявок на перевозку грузов и заключения договоров об организации перевозки грузов, разработанными и утвержденными Министерством путей сообщения РФ [13].

Договор об организации перевозки не освобождает грузоотправителя от предоставления заявки на перевозку грузов в порядке и в сроки, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза.

    

 Договор перевозки  груза.

 

Определение договора перевозки груза дано в ст.785 п.1 ГК РФ и ст.25 УЖТ РФ, однако данные определения несколько разнятся. В ч.2 ст.251 УЖТ РФ сказано: “В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.” В данном понятии отсутствуют слова о том, что по смыслу ГК РФ означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что УЖТ РФ дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК РФ. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а также, как на всех иных видах транспорта, – путем вручения груза, подтвержденного железнодорожной накладной.

Договор перевозки груза является возмездным, т.е. осуществляется за плату, и двусторонним, поскольку его участники (железная дорога и грузоотправитель) имеют как права, так и обязательства по отношению друг к другу.

Договор железнодорожной перевозки груза относится к публичным договорам, предусмотренным ст.426 и ст.789 ГК РФ, т.е. договором, по которому организация должна осуществлять соответствующий вид деятельности (перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель.

Перевозчиком является железная дорога – государственное унитарное предприятие (ст.23 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). В зависимости от вида сообщения перевозчиком может быть одна дорога (местное сообщение), несколько дорог (прямое сообщение). Все участвующие в прямом сообщении железные дороги перевозят груз по единой накладной. Одна и та же накладная подтверждает заключение договора перевозки в прямом смешенном и прямом международном сообщении. Отправитель груза – физическое или юридическое лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику и обозначенное в качестве отправителя в железнодорожной накладной (других перевозочных документах).

Информация о работе Законодательство, регулирующее железнодорожные перевозки