Транспортные услуги жд транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование вопросов транспортных услуг на железнодорожном транспорте.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть состав услуг на железнодорожном транспорте;
2) рассмотреть правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
3) структуру железнодорожного транспорта;
4) рассмотреть правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….….....3
1. Состав услуг на железнодорожном транспорте……………………………...5
2. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте……………………………………………………6
3. Структура железнодорожного транспорта…………………..........................20
4. Правовое регулирование перевозки железнодорожном транспортом…….23
Заключение……………………………………….…………………….………...27
Список использованной литературы……………………..……….....................28

Файлы: 1 файл

Транспортные услуги железнодорожного транспорта.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

В случае задержки отправления  или опоздания поезда пассажир может  предъявить перевозчику претензию в течение 45 дней при условии предъявления проездного документа (билета) (ст. 121 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации) (далее-Устава).

В соответствии со ст. 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть  полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии  заявителя в уведомлении перевозчика  должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание  поезда на железнодорожную станцию  назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, производится перевозчиком из расчета 3 процентов стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается.

Уплата пассажиру штрафа за задержку отправления поезда или  за опоздание поезда на железнодорожную  станцию назначения, за исключением  перевозок в пригородном сообщении, по бесплатным проездным документам (билетам) не производится, а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится исходя из уплаченной стоимости проезда.

В случае неисполнения в  добровольном порядке перевозчиком письменного требования потребителя, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в суд (ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Потребитель при установлении вины ответчика за нарушение его  прав вправе потребовать компенсации  морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера  имущественного вреда (ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

 

 

3. Структура железнодорожного транспорта

 

Железнодорожный транспорт  России представляет собой единый производственно-технологический  комплекс, в котором единая сеть железных дорог, производственные предприятия  и учреждения социального назначения выполняют свои функции для решения общей задачи, работая под руководством, которое осуществляет Министерство путей сообщения.

Ввиду большой протяженности  сети железных дорог - более 85 тыс. км - и многочисленности производственных подразделений и объектов, во многом различных по назначению, технической оснащенности и способам организации производства, управление железнодорожным транспортом осуществляется на основе сочетания отраслевого и территориального принципов.

Железные дороги являются основными предприятиями железнодорожного транспорта, выполняющими перевозки пассажиров и грузов по единым взаимоувязанным графику движения и плану формирования поездов, порядку направления вагонопотоков, на базе единой технологии эксплуатационной работы, обеспечивая непрерывный перевозочный процесс на сети железных дорог. Крупные размеры дорог и централизованное управление их эксплуатационной деятельностью на больших полигонах сети позволяют наиболее эффективно организовать работу железнодорожного транспорта.

Перевозки грузов осуществляются преимущественно общими для всех железных дорог парками грузовых вагонов и контейнеров с рациональным централизованным регулированием и распределением их по регионам, что обеспечивает устойчивое отправление грузов и эффективное использование технических средств.

Железнодорожный транспорт  располагает огромными основными  производственными фондами - инфраструктурой  специального назначения: железнодорожный  путь, мосты, тоннели и другие постоянные сооружения, устройства и здания, которые невозможно использовать в иной форме, и относительно малыми оборотными средствами, что существенно влияет на условия работы отрасли. Основная продукция железнодорожного транспорта - доставка груза от пункта отправления до пункта назначения в законченном виде - образуется в значительном объеме на уровне отрасли.

Железнодорожный транспорт  имеет сложную разветвленную  организационную структуру, в которой многочисленные подразделения, взаимосвязанные общей технологией, взаимодействуют между собой. В основу структуры положена схема, отражающая выработанные многолетним опытом условия надежного управления всем производственно-технологическим комплексом: министерство - железная дорога с входящими в ее состав отделениями, линейными подразделениями (железнодорожные станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжения, погрузочно-разгрузочных работ и др.).

Наряду с этим для  обеспечения устойчивой работы технических  средств (подвижного состава, постоянных устройств и сооружений и др.) на железнодорожном транспорте создана мощная промышленная и научная база, действует собственный ремонтно-строительный комплекс, включающий строительные тресты, предприятия стройиндустрии, проектно-изыскательские организации. Наиболее крупные промышленные предприятия и научные организации, работающие по своему профилю на всю сеть или для нескольких железных  дорог, находятся в непосредственном ведении МПС России.

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта России является значительная удаленность большей части его производственных объектов от крупных населенных пунктов. Поэтому, а также в связи с непрерывным процессом работы и особым характером труда железнодорожный транспорт имеет собственную социальную сферу - предприятия торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, просвещения, культуры и спорта.

Все перечисленные предприятия, организации и учреждения образовали в Советском Союзе систему  Министерства путей сообщения, а  в настоящее время - Акционерное общество «Российские железные дороги».

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — государственная  компания, одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава  и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России. Указом Президента от 9 марта 2004 года МПС было упразднено. Железная дорога в своей структуре имеет предприятия дорожного подчинения и состоит из регионов. C 1 января 2011 года отменена подструктура отделений на всех железных дорогах. С переходом на безотделенческую систему работы каждая дорога состоит из регионов, возглавляемых заместителем начальника дороги по региону.

 

 

4. Правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом

 

Переход государства к рыночной экономике  и введение в действие с 1996 года части  второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства  перевозки, поставили перед федеральным  железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений  железных дорог с предприятиями  других видов транспорта, повышения  качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных  путей и т.д. Важнейшими правовыми актами в этой сфере являются Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 28.07.2012), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003г., № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012) и законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003г., № 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011).

Устав железнодорожного транспорта делится на девять глав, содержащих 130 статей:

- Общие  положения;

- Перевозки  грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа;

- Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении  перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;

- Железнодорожные  пути не общего пользования;

- Перевозки  грузов в прямом смешанном сообщении;

- Перевозки  пассажиров, багажа, грузобагажа;

- Ответственность  перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров;

- Акты, претензии, иски;

- Заключительные и переходные положения.

Устав определяет основные условия организации  и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие  Устава распространяется также на перевозки  грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и не общего пользования, включая железнодорожные пути не общего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Федеральный орган исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта на основании  Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию  естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей  компетенции разрабатывает и  в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом и правила перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом представляют собой  нормативные правовые акты, которые  содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных  путей не общего пользования, других юридических и физических лиц, и  регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации. В указанных правилах, в частности, определяются предметы, перевозка которых в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа запрещена.

Порядок перевозки почтовых отправлений  и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти в  области связи. Основные условия  организации и осуществления  специальных и воинских железнодорожных  перевозок определяются Уставом  ЖДТ.

Особенности организации, осуществления воинских железнодорожных перевозок и  порядок их оплаты регулируются Уставом  воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами.

Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или  пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

С учетом активного вовлечения России в мировое  экономическое сообщество все более  часто применяются международные  транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также  служат образцом для унификации российского  транспортного права. Очевидно, что  правовые и технологические нормы  перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно  сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические  особенности перевозок за рубежом. Для обеспечения внешнеэкономических  связей и развития международной  торговли возникает необходимость  в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и  сохранную доставку товаров, беспрепятственную  передачу грузов на государственных  границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.

Современные законодательные акты, регулируют также  перевозку пассажиров. Мало, наверно, кто из пассажиров знает, что простой  проезд его на поезде от одного места  к другому регламентируется целым  комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны  наделены определенными правами  и обязанностями.

 

Заключение

 

    Железные дороги занимают огромное место в жизни России. Появившись в 1837 году, с первой линии Царское Село – Санкт-Петербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта.

Информация о работе Транспортные услуги жд транспорта