Транспортные договоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Содержание работы

1.Понятие и особенности договора перевозки.
2. Понятие общей аварии.
3.Понятие и особенности прямых смешанных перевозок.

Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

право контр.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Понятие  и особенности договора перевозки.

2. Понятие общей аварии.

3.Понятие  и особенности прямых смешанных перевозок.

 

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  и особенности договора перевозки.

 

Для Российской Федерации с ее обширной территорией  и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Отражением  этого являются постоянно развивающееся  транспортное законодательство и большое  число споров, возникающих между  транспортными организациями и  их клиентурой, связанных с исполнением  договоров перевозки. 

 Ученые-правоведы  в области гражданского права  обоснованно выделяют понятие  «транспортные договоры», под  которыми понимают гражданско-правовые  договоры, применяемые  в сфере  транспортной деятельностию. 

Понятием  «транспортные договоры» определяется сфера применения  различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.

Ряд ученых, анализировавших нормы о договоре перевозки, содержащиеся в главе 40 ГК РФ «Перевозка», приходят к выводу, что само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и  проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные  отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.

Таким образом, можно выделить целую систему  договоров, опосредующую перевозки  грузов, пассажиров, багажа, в которую  входят отдельные договоры: договор  перевозки конкретного груза; договор  перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашение транспортных организаций  о порядке организации перевозок  грузов, пассажиров и багажа; договор  об организации перевозок грузов; договоры между транспортными организациями  об организации работы по обеспечению  перевозок грузов.

Каждый  из вышеперечисленных видов  договора перевозки регулируется Гражданским  кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами РФ, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и  занимает свое важное место в системе правового  регулирования отношений, связанных  с перевозками грузов, пассажиров и багажа.

Поэтому, исходя из вышесказанного, целью настоящей  работы будет являться определение  понятия договора перевозки как  одного из элементов общей системы  гражданско-правовых договоров, применяемых  в транспортной сфере; рассмотрение отдельных видов как составных  частей договора перевозки, регулируемых указанным выше законодательством  РФ. 

 

 Договор перевозки груза.

 

Договор перевозки груза  – это договор, в силу которого, перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.

Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей  отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного  документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом  или кодексом (ст. 785 ГК РФ).

Данный договор является двухсторонним, так как обязанности  имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.

Договор перевозки груза  принято также относить возмездных, взаимных и реальных договоров. Данный договор, как правило, квалифицируется  как реальный, поскольку обязательства  перевозчика возникают лишь в  отношении такого груза, который  сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в  пункт назначения (вверенный перевозчику  груз). Однако перевозка груза осуществляется также в рамках договора фрахтования  или чартера (ст. 787 ГК РФ), когда договор  перевозки заключен еще до предъявления груза. Исходя из этого, на морском транспорте допускается возможность квалификации договора морской перевозки груза  как в качестве реального, так  и консенсуального договора. Так, в статье 115 КТМ РФ дается более  широкое определение договора перевозки  груза: «По договору морской перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  груз, который ему передал или  передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется  уплатить за перевозку груза установленную  плату (фрахт)».

 

Договор перевозки пассажира.

 

Договор перевозки пассажира  – это такой договор, по которому перевозчик обязуется перевезти  пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт  назначения и выдать его управомоченному  на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную  плату за проезд, а при сдаче  багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки  пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, форма которых (билета и  багажной квитанции) устанавливается  в порядке, предусмотренном транспортными  уставами и кодексами.

Пассажир имеет право  в порядке, предусмотренном соответствующим  транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно  или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь  в пределах установленных норм; сдавать  к перевозке багаж за плату  по тарифу (ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, как видно  из договора перевозки пассажира, указанный  договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки  пассажира, выражается в том, что  и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как  права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира  состоит в том, что обязанности  транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт  назначения противостоит встречное  предоставление в виде обязанности  уплатить провозную плату.

 Данный договор носит  консенсуальный характер: обязанность  перевозчика подать подвижной  состав в соответствии с определенным  расписанием движения транспортных  средств и предоставить пассажиру  место в соответствующем транспортном  средстве возникает с момента  приобретения пассажиром проездного  билета. Исключение из этого может  составлять, когда проездной билет  приобретается пассажиром непосредственно  в автобусе или в маршрутном  такси, то такой договор перевозки  можно назвать реальным.

Договор перевозки багажа является самостоятельным видом  договора, который сопутствует договору перевозки пассажира. Данный договор  является реальным. 

 

Договор фрахтования (чартер).

 

По данному договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату  всю или часть вместимости  одного или нескольких транспортных средств на один или несколько  рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными  уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ). Договор фрахтования широко применяется на речном, морском и воздушном транспорте.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным, он отличается как от договора перевозки  груза, так и от договора перевозки  пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке  и не обязуется предоставить пассажиру  определенное место в транспортном средстве согласно приобретенному последним  проездному билету. Предмет обязательства  перевозчика (фрахтовщика) при чартере  составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного  средства на один или несколько рейсов.

 

Соглашения между транспортными  организациями об организации перевозок  грузов, пассажиров, багажа.

 

Данные соглашения представляют собой договоры, в которых определяется порядок передачи и приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка производится разными видами транспорта по единому  перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления  таких перевозок.

Подобные соглашения должны заключаться между транспортными  организациями в соответствии с  законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Указанные  соглашения определяют в основном взаимоотношения, складывающиеся между транспортными  организациями, и не могут квалифицироваться  в качестве договора перевозки.

Также Гражданский кодекс РФ указывает еще два вида договоров, относящихся к сфере правоотношений, связанных с перевозкой грузов.

 

Договоры об организации  перевозки грузов.

 

По договору об организации  перевозки грузов перевозчик обязуется  в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять  к перевозке грузы в обусловленном  объеме. В договоре об организации  перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации  перевозки. Такие договоры носят  долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). Данные договоры являются двухсторонними, возмездными и консенсуальными.

 

Договоры об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов.

 

Договоры об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) заключаются между организациями  различных видов транспорта в  порядке, определяемом транспортными  уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (ст. 799 ГК РФ).

Предметом обязательств, вытекающих из таких договоров, являются действия транспортных организаций по обеспечению  приема грузов, доставленных в место  отправления (железнодорожная станция, порт (пристань), аэропорт) и сдаваемых  к перевозке не грузоотправителем, а транспортной организацией другого  вида транспорта; перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой; выдача грузов транспортным организациям для доставки их получателям. Иными словами, договорами об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов могут регулироваться взаимоотношения  транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов.

Отличие договора об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов от соглашений, заключаемых  между организациями различных  видов транспорта при прямом смешанном  сообщении, состоит в том, что  в первом случае речь идет о регулировании  взаимоотношений, складывающихся между  транспортными организациями различных  видов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным).

По двум последним договорам  в литературе по гражданскому праву  можно встретить мнение, что указанные  договоры не относятся к договорам  перевозки. Так, например, О.Н. Садиков, анализируя договор об организации  перевозок, а также договор, заключаемый  между транспортными организациями  различных видов транспорта по обеспечению  перевозок грузов, приходит к следующему выводу: «Оба названных договора –  особые договоры транспортного права, которые обслуживают процесс  транспортировки, но договором перевозки  не являются и должны быть отнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормами транспортного права и субсидиарно – общими нормами о подряде».

Такой взгляд на договоры по организации перевозок грузов, а  также по обеспечению перевозок  грузов не только лишают их какой-либо связи с договорами перевозки, но и переводят их из категории договоров  на оказание услуг, к которой относится  большинство транспортных договоров, в иную категорию гражданско-правовых договорных обязательств – договоров  на выполнение работ. При этом следует  признать обоснованной по этому вопросу  позицию В.В. Витрянского, который  выделяет основной критерий разграничения  указанных категорий гражданско-правовых договоров: «предмет подрядных договоров  в отличие от договоров на оказание услуг включает в себя не только выполнение подрядчиком определенной работы, но и сдачу ее результата заказчику (ст. 702 ГК). Данный признак  подрядных договоров не имеет  места ни в одном из транспортных договоров по определению, поскольку  в ходе транспортировки не создаются  материальные ценности либо иной результат, который мог бы быть передан заказчику (грузоотправителю). Предмет большинства  транспортных договоров заключается  в действиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию) этого процесса. Ни один из транспортных договоров не может быть признан  договором подрядного типа».

 

Виды договоров перевозки.

 

Традиционным стало выделение  учеными-правоведами при рассмотрении видов договора перевозки грузов в зависимости от вида транспорта. Соответственно выделяют договоры перевозки  грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным  транспортом.

Информация о работе Транспортные договоры