Тепловой расчет д-180

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Двигатели внутреннего сгорания автотракторного типа (ДВС) устанавливаемые на современных базовых тягачах строительных и дорожных машин являются сложными техническими устройствами. Они обладают достаточно высокой степенью совершенства, приемлемыми мощностными и экономическими показателями, достаточно надежны в работе. Однако необходимость повышения эффективности использования базовых машин требует дальнейшего совершенствования, как самих машин, так и их силовых установок.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Двигатели внутреннего сгорания автотракторного  типа (ДВС) устанавливаемые на современных базовых тягачах строительных и дорожных машин являются сложными техническими устройствами. Они обладают достаточно высокой степенью совершенства, приемлемыми мощностными и экономическими показателями, достаточно надежны в работе. Однако необходимость повышения эффективности использования базовых машин требует дальнейшего совершенствования, как самих машин, так и их силовых установок.

Особенности конструкций и  тенденции развития ДВС определяются требованиями к базовым машинам, в связи с чем, автотракторные двигатели должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- развитие необходимой мощности  при различных скоростях движения  базового тягача; хорошая приемистость при трогании и при изменении его рабочих режимов; быстрая приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;

- максимальная экономичность на  всех режимах работы;

- низкая себестоимость, достигаемая  за счет обеспечения технологичности конструкций деталей, снижения их массы и применения полноценных заменителей металлов;

- высокая удельная мощность  и малые габариты;

- надежность работы; удобство в эксплуатации, простота и удобство технического обслуживания и ремонта;

- низкие степень токсичности  отработавших газов и уровень  шума при работе;

- перспективность конструкции,  позволяющая производить ее дальнейшую модернизацию путем форсирования мощности двигателя и улучшения его показателей в соответствии с уровнем развития техники.

Разработка и внедрение новой  конструкции ДВС является трудоемким и дорогостоящим процессом. Средний  срок от разработки новой конструкции  ДВС до ее внедрения составляет 5 лет, а экономически целесообразное время производства ДВС с учетом последующих модификаций, не затрагивающих основных корпусных деталей и не требующих коренного переоборудования производства, составляет от 10 до 15 лет. Поэтому уже на стадии проектирования в конструкцию ДВС должны быть заложены решения, отвечающие тенденциям развития двигателестроения в целом, вопросам экономии сырьевых и энергетических ресурсов, охраны окружающей среды и пр.

 Выполнение теплового расчета  ДВС предполагает овладение студентами практических навыков проведения самостоятельного инженерного расчета при определении основных конструктивных параметров, мощностных и экономических показателей исходя из условий и режимов эксплуатации.

Тепловой расчет ДВС базируется на известных методиках, достаточно хорошо изложенных в учебной литературе [1, 2, 3, 4, 5], которую студенты должны использовать при выполнении курсовой работы. Настоящие методические указания являются общими рекомендациями по выполнению теплового расчета дизельных двигателей.

Основанием для выполнения курсового  проекта является индивидуальное задание в котором определены: назначение и тип двигателя; номинальная мощность Ne в кВт, тактность и номинальная частота вращения коленчатого вала nN в об/мин; расположение (рядное или V-образное) и число цилиндров i; система охлаждения (жидкостная или воздушная); вид топлива; наличие турбонаддува, рекомендуемый прототип двигателя. Основные технические характеристики современных дизельных двигателей автотракторного типа приведены в приложении 1.

В первой части курсового проекта  выполняется тепловой расчет двигателя, на основании которого определяются индикаторные и эффективные показатели и основные геометрические параметры двигателя – диаметр и ход поршня, а также соотношение хода поршня к диаметру. Данные показатели в дальнейшем определяют габаритные размеры двигателя, его массу, конструктивные размеры деталей и узлов.

Во второй части производится расчет теплового баланса. Тепловой баланс показывает распределение тепла выделяемого при сгорании топлива по отдельным направлениям. Полученные значения сравнивают с рекомендуемыми значениями, а также проверяют суммарный показатель, который должен быть равен 100%.

В третьей части выполняется  расчет внешней скоростной характеристики дизельного двигателя, являющейся основной характеристикой проектируемого двигателя. Сравнивая полученные значения эффективных показателей с базовыми значениями, следует сделать вывод о перспективности применения расчетного двигателя в реальных условиях эксплуатации.

Выполняемый курсовой проект состоит  из пояснительной записки, объем  которой составляет 20 … 25 страниц машинописного текста, оформленной в соответствии с требованиями [6, 7]. Пояснительная записка включает результаты теплового расчета, выполненного для номинального режима работы двигателя и построенную на листе формата А4 индикаторную диаграмму и  внешнюю скоростную характеристику.

 

 

МЕТОДИКА ТЕПЛОВОГО РАСЧЕТА  ДВС

1. Обоснование и выбор  исходных данных

 

Характеристика  двигателя  прототипа Д-180 (рис. 1)

 Четырехцилиндровый четырехтактный рядный дизель жидкостного охлаждения с наддувом от турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере. Дизельные двигатели типа Д-180 предназначены для установки на тракторы, а также экскаваторы, подъемные краны, дизельные генераторные установки и другие машины. Дизель Д-180 многотопливный. Он может работать как на дизельном топливе, так и на керосине или газовом конденсате.

Рис. 1 – Общий вид двигателя

 

Особенности двигателя Д180

  • Главным плюсом двигателя является его неприхотливость, надежность и высокая ремонтопригодность.
  • Оснащен мощным турбонаддувом и модернизированным по сравнению с прошлыми моделями карбюратором К-125Л. Благодаря чему стало гораздо проще запускать двигатель на небольших оборотах.
  • Благодаря новой модернизированной двухступенчатой воздушной очистке, техника с этим двигателем может работать в условиях с повышенной запыленности и высокой загазованности.
  • Модернизирована система смазки топливного насоса, благодаря чему двигатель успешно запускается в сложных температурных условиях. Так же возможна установка предпускового подогрева двигателя
  • По уровню выхлопов токсических веществ и выхлопных газов Д-180 соответствует нормам европейского стандарта ЕВРО-2.
  • Ресурс двигателя до первого капитального ремонта составляет 10 000 моточасов
  • Улучшенная система смазки топливного насоса дает возможность надежно работать в широком диапазоне температур (от -40 до +40 С). При необходимости возможна установка подогревателя.

 

Таблица 1. Технические характеристики дизельного двигателя Д-180

 

Тип двигателя 

четырехтактный с турбонаддувом, 4-цилиндровый рядный

Диаметр цилиндра, мм 

150,0

Ход поршня, мм 

205,0

Рабочий объем, л 

14,48

Запас по крутящему моменту, % 

25

Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч)

218 (160)

Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) 

132 (180)

Пуск дизеля 

от электростартера или пускового двигателя

Масса с электростартерным пуском, кг 

1890

Масса с пусковым двигателем, кг 

2095

Габариты, мм:

- длина (с поддоном) 

1730 (1870)

- ширина (с поддоном) 

1190 (1200)

- высота (с поддоном) без выхлопной  трубы

1730 (1960)

Двухступенчатый воздухоочиститель:

- первая ступень 

мультициклон с автоматическим удалением пыли;

- вторая ступень 

бумажные фильтрующие элементы.

Система охлаждения 

жидкостная

Система смазки 

комбинированная с полнопоточным  фильтром со сменными бумажными элементами


 

 

 

 

 

Главной тенденцией в развитии современных  автотракторных двигателей является повышение их мощностных и экономических показателей при одновременном снижении массы и габаритов. В соответствии с этой тенденцией наблюдается рост таких параметров, как степень сжатия, среднее эффективное давление, литровая и поршневая мощность, частота вращения коленчатого вала, надежность работы двигателя при соответствующем уменьшении его удельной массы и удельного расхода топлива.

Поскольку в задании на проектирование такие данные как: назначение, тип, мощность, тактность, частота вращения коленчатого вала двигателя, применение наддува указаны, дальнейшая задача подготовки исходных данных заключается в выборе:

- предварительных размеров цилиндров;

- параметров окружающей среды;

- элементарного состава, физико-химической  и технической характеристик  топлива, параметров рабочего тела;

- степени сжатия;

- показателей подогрева заряда  в процессе впуска;

- параметров процесса впуска  и остаточных газов;

- суммарного коэффициента сопротивления  впускной системы;

- показателя политропы сжатия  и расширения;

- коэффициента использования теплоты.

Размеры цилиндра диаметр D – 150 мм и ход поршня S – 205 мм являются основными конструктивными параметрами двигателя.

Ход поршня обычно характеризуется  относительной величиной S/D, непосредственно связанной со скоростью поршня.

В данном случае:

S/D=1,367

 

Параметры окружающей среды характеризуются  давлением и температурой. Для атмосферных условий: po = 0,1 МПа; To = 293К.

Для дизеля с наддувом pк принимаем

 

pк=0,17 МПа.

 

Температура окружающей среды для  дизелей с наддувом:

 

Tк = To к / р0) (nк-1)/nк,                                               (1)

 

где nк показатель политропы сжатия воздуха в нагнетателе (компрессоре).

 

Tк=293(0,17/0,1)(1,65-1)/1,65=361 К.

 

Элементарный состав топлива. Жидкое моторное топливо нефтяного происхождения  характеризуется следующим элементарным составом по массе:

C + H + O = 1 кг,                                                      (2)

 

где C, H и O — массовые доли соответственно углерода, водорода и кислорода в 1 кг топлива.

Средний элементарный состав дизельного топлива:

 

C = 0,870; H = 0,126; O = 0,004.

 

Удельная низшая теплота сгорания

 

Нu = 42440 КДж/кг.

 

Средняя молярная масса

mт = 190 кг/кмоль.

 

Для полного сгорания массовой или  объемной единицы топлива необходимо  вполне определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым и определяется по элементарному составу топлива. Для жидких топлив

                                         (3)

l0 = μ0*L0,                                                   (4)

 

где L0 - теоретически необходимое количество воздуха в кмоль для сгорания 1 кг топлива, кмоль возд./ кг топл.;

0,208 – объемное содержание кислорода в 1 кмоль воздуха;

l0 - теоретически необходимое количество воздуха в кг для сгорания 1 кг топлива, кг возд./ кг топл.;

0,23 – массовое содержание кислорода  в 1 кг воздуха,

μ= 28,96 кг/ моль – масса 1 кмоль воздуха.

По известным данным:

 

l0 = 14,452 кг возд./ кг топл.

 

L0 = 0,5 кмоль возд./ кг топл.

 

Коэффициент избытка воздуха  представляет собой отношение действительного количества воздуха l (или L), участвующего в сгорании 1 кг топлива, к теоретически необходимому количеству воздуха l0 (или L0) и определяет состав горючей смеси.

Принимаем

=1,7.

 

Количество свежего заряда (горючей  смеси) М1 для дизельных двигателей определяется как:

М1 = * L0, кмоль св. зар/кг топл.                             (5)

 

М1 = 1,7*0,5=0,85 кмоль св. зар/кг топл.

 

Количество отдельных  компонентов продуктов сгорания

                               (6)

 

 
.

 

 

               (7)

 

 

 

Общее количество продуктов сгорания

 

         (8)

 

 

Степень сжатия ε определяется способом смесеобразования (внутреннее или внешнее), конструктивными особенностями двигателя, свойствами топлива, наличием наддува и т. п. В двигателях с воспламенением от сжатия выбор ε зависит в основном от способа смесеобразования и исходит из условия обеспечения надежного воспламенения топливно-воздушной смеси на всех режимах работы, включая пуск холодного двигателя.

Информация о работе Тепловой расчет д-180