Схема территориального планирования Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Materialy.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Строительство запланированной  тепловой электростанции, а возможно и предприятий на базе альтернативных источников энергии обеспечит области полную независимость области от внешних поставщиков электроэнергии.

Таким образом, топливная, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность будут базовыми в перспективном развитии данного сектора экономики и определят экономическое лицо области в территориальном развитии Каспийского макрорегиона.

Оптимистический сценарий приведет к радикальным сдвигам и в развитии аграрного сектора экономического региона.

Более чем в 2 раза увеличится площадь обрабатываемых земель,

более чем в 1,5 раза –  поголовье птицы и овец,

почти в 2 раза - поголовье  крупного рогатого скота и 

в 3 раза – свиней.

Производство зерна возрастет в 8 раз,

мяса – в 3 раза,

молока – в 2 раза,

шерсти – в 2,8 раза.

Важное место при  данном сценарии займут меры по внедрения  энергосберегающих технологий в производственных процессах, использование альтернативных источников энергии (атомной, ветровой, солнечной), которыми богат регион, опережающее развитие отраслей промышленности с пониженным классом вредности и т.д.

Только при оптимистическом  сценарии развития могут быть разрешены противоречия между сельским хозяйством, гидроэнергетики, водными видами транспорта и рыбным комплексом с полным восстановлением естественных нерестилищ. Будет завершена и программа создания природного парка в Волго-Ахтубинской пойме и другие мероприятия по комфортности проживания в регионе.

Транспортный кластер получит  своё развитие закреплением Атраханского транспортного узла как пересечения  трансконтинентальных направлений Север-Юг и Восток – Запад.

Закрепление транспортных потоков, инвестиционной деятельности, развитию бренда гостеприимства области будет способствовать бурно развивающийся туристический кластер.

Оптимистический сценарий развития пространственной подсистемы Астраханской области при закреплении сложившихся функциональных зон и планировочного каркаса региона внесет в них и весьма существенные коррективы. Так, будут созданы правовые основы земельных отношений и застройки территории, разработан мониторинг градостроительной документации области.

В планировочную структуру области  при данном сценарии развития существенные изменения внесут мероприятия по переселению населения из опасной для жителей сектора южнодельтовой зоны.

Серьезным мероприятием планировочного характера при оптимистическом сценарии развития станет обеспечение надежной транспортной связи между всеми населенными пунктами региона.

Только оптимистический вариант развития позволит Астрахани превратиться в форпост южной зоны Нижней Волги, в крупный центр инновационной деятельности, экономического и политического лидера в важном Каспийском макрорегионе.

Данный сценарий развития позволит довести инженерное обеспечение  территории области до уровня развитых стран мира за рассматриваемый расчетный период.

Стабилизационный  сценарий предполагает сочетание в себе отдельных элементов инерционного и оптимистического варианта и выступает как наиболее реалистичный, исходя из позиций оценки сложившейся в последние годы динамики развития социальных и экономических процессов в регионе.

 

Формирование  целей градостроительной

системы Астраханской области

Общей (главной) целью градостроительной  системы Астраханской области на проектный срок (20 лет) является достижение воспроизводства и самосохранения социума при соблюдении определённых социальных стандартов.

Цели Схемы:

- на Федеральном уровне – способствовать развитию государственного значения Астраханской области в России, Каспийском регионе, ее динамичному формированию и наращиванию экономического потенциала, прорыву в состав лидирующих субъектов Российской Федерации, расширению научной базы, новых технологий, инновационного процесса, сокращению техногенного загрязнения природной среды.

- на Региональном уровне - обеспечить дальнейшее повышение качества жизни населения и среды обитания, совершенствование сферы социального обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, вовлечение в хозяйственную, экономическую и рыночную деятельность ресурсного потенциала региона и, инициировать формирование перспективных инвестиционных зон, с целью привлечения Российского и внешнего капитала на взаимовыгодных условиях на территории устойчивого развития – Астраханской области, продолжить формирование образованного общества, развитие структуры занятости населения.

- на Муниципальном уровне – обеспечить совершенствование системы управления, использование градостроительных рекомендаций и решений для пополнения местного бюджета путем придания им статуса законодательной базы, создания реальных и эффективных условий не только для сокращения оттока женщин фертильного возраста, но и экономически активного населения, а также для привлечения населения из менее развитых регионов, изыскать способы для сохранения площади пахотных и сельскохозяйственных земель, создать механизм, позволяющий контролировать (по Западным образцам) рыночные операции населения с продуктами питания и др. товарами, осуществляемые повсеместно без налогообложения, развивать товарно-экономические связи приграничных и др. МО смежными территориями Южного Федерального Округа, и других субъектов РФ.

В Схеме решаются следующие задачи:

      • зонирование территории субъекта с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности
      • основные направления развития и совершенствования региональных и местных систем расселения, развития городских и сельских поселений
      • основные направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой
      • меры по улучшению экологической обстановки, с выделением территорий, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции, прежде всего в районах крупнейших городов, территорий с неблагополучной экологической обстановкой
      • предложения по установлению границ муниципальных образований, внешних границ области с субъектами федерации и государствами
      • предложения по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития
      • основные направления развития экономики области
      • определение социальных параметров развития регионального сообщества

Методика разработки схемы территориального планирования Астраханской области исходит из общей теории градостроительных систем на основе системного подхода.

Схема территориального планирования Астраханской области в её концептуальном выражении представлена в виде градостроительной системы, первый уровень декомпозиции которой определён в следующем виде:

    • социальная подсистема;
    • экономическая подсистема;
    • пространственная подсистема;
    • экологическая подсистема

В условиях формирования рыночных отношений рассматриваются  две сферы экономической деятельности: рынок – как саморегулируемая подсистема, требующая управляющих воздействий со стороны государственных и муниципальных органов и бюджетная сфера с конкретным планированием от достигнутых результатов.

Принципиально новым для градостроительного проектирования и, в частности, для  Схемы являются постановка вопроса  о безусловной необходимости учета накопленного ущерба под влиянием природных и технических факторов, уязвимости материальных и природных сред в результате последствий осуществления градостроительных и технических мероприятий.

 

Цели и  задачи подсистем региона Астраханская область.

Социальная  подсистема, цели:

Для регионального социума – самосохранение и самовоспроизводство, экологически чистые условия на основе прогрессивной экономики, в качественном функциональном, эстетическом, безопасном пространстве;

 

Задачи  социальной подсистемы:

 

- обеспечение всеобщей  доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

- безусловная приоритетность  инвестиций в человека и, прежде  всего в образование, что является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также здравоохранение. В этих задачах предусматривается опережающий рост ассигнований на цели образования, здравоохранения и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

- значительное сокращение  бедности по мере роста денежных  доходов населения на основе экономического роста и уменьшения их дифференциации, а также усиления адресности социальной поддержки населения, перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям;

- улучшение демографической  ситуации на основе осуществления  мероприятий по снижению уровня смертности населения, и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости и последующего демографического роста;

- формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимального аккумулирования средств бюджета, населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг;

- создание для трудоспособного  населения региона экономических  условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

- снижение уровня бедности, социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества;

 

Экономическая подсистема, цели:

 

Для экономической подсистемы – адаптация социальной, пространственной, экологической систем, к внешней и внутренней среде;

 

Задачи экономической подсистемы:

 

С этой целью в регионе  создаётся реестр точек, зон воздействия  с выявлением приоритета в объёме и времени, соотнесёнными с соответствующими ресурсами территории для решения данных задач:

1. Обеспечить устойчивый рост ВРП области на уровне 8-10% ежегодно с опережающими темпами развития сферы услуг, что характерно для современного мирового хозяйства, а в сфере материального производства – отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь ее наукоемких подразделений.

2. Уделяя необходимое  внимание всем структурным подразделениям  с целью перспективной сбалансированности  хозяйственного комплекса области, основной упор следует сделать на приоритетные его кластеры:

 топливно-энергетический,

машиностроительный,

транспортный 

нефтегазохимический,

агропромышленный,

рыбопромышленный,

туристический

3. Осуществление комплекса  мероприятий по повышению инвестиционного потенциала и уменьшению инвестиционного риска.

В структуре инвестиционного потенциала наибольшие резервы для роста имеет:

инновационная,

производственная

трудовая,

инвестиционного риска –

криминальная,

социальная и 

политическая составляющие.

 

На средне- и дальнесрочную  перспективы необходимо разработать и осуществить систему мероприятий по резкому улучшению состояния производственной инфраструктуры области, в частности, водных, трубопроводных и железнодорожного видов транспорта с обеспечением соответствия их мировым стандартам и конкурентоспособности в обслуживании транзитных грузоперевозок по МТК «Север-Юг» и широтным направлениям Казахстан, Центральная Азия – Восточная и Центральная Европа и др.

 

Модернизация и реконструкция  существующих электрических станций и электросетей, реализация запланированного проекта по строительству Астраханской ТЭЦ мощностью 320 МВт с целью ликвидации дефицита электроэнергии и зависимости от ее внешних поставок.

 

Исходя из обеспеченности природным газом, экономических  и стратегических интересов области и страны в целом, нефтегазовый комплекс должен получить не только приоритетное развитие в регионе, но и стать локомотивом перспективного развития других отраслей экономики области, главным поставщиком валюты в местный и федеральный бюджет.

 

Необходимо предпринять усилия по дальнейшему развитию химической и нефте-газохимической промышленности, хорошо обеспеченных собственной топливной и сырьевой базой (огромные запасы поваренных солей в Ахтубинском районе) и емкий внутренний рынок для сбыта продукции (развитые переработка газового конденсата, пищевая, стекольная промышленность, бытовое хозяйство) – благоприятные предпосылки для возможного создания в Астраханской области предприятия по производству кальцинированной и каустической соды. Перспективным для создания в области может быть и предприятие по производству азотных удобрений на базе огромных ресурсов природного газа с одновременным наращиванием мощностей по производству серной кислоты, также располагающей необходимыми ресурсами сырья и востребованной в больших объемах при производстве азотных удобрений.

Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области