Схема территориального планирования Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Materialy.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Введение

Численность населения  Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В  состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.

Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.

Представленная Схема  территориального планирования имеет  принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.

Схема Выполнена на основе и полностью корреспондируется со «Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на средне - и долгосрочную перспективу» и развивает её положения.

 

1. Геополитическая ситуация.

Защиту современной  Россией своих геополитических  интересов в Каспийском регионе следует рассматривать как важную составную часть её усилий по определению собственной роли в Евразии в целом.

Определение правового  статуса Каспийского моря включает:

    • вопросы судоходства;
    • использование биологических ресурсов;
    • вопросы экологии;
    • вопросы использования минеральных ресурсов;
    • определение пределов суверенных прав юрисдикции.

Основными факторами  развития политической ситуации на Каспии стали:

    • нефть, газ и пути их транспортировки;
    • транспортный комплекс;
    • биологические ресурсы Каспийского моря.

Нефть.

Борьба за пути транспортировки  будущей нефти из Каспийского  региона между Россией, с одной стороны, и Турцией, Азербайджаном и США – с другой, была соперничеством за геополитическое влияние в Каспийском регионе.

 

Природный газ.

Одной из главных геополитических задач США и западных стран, которую они намерены реализовать в ближайшие десятилетия, является «перекройка» существующей транспортно-хозяйственной структуры региона с целью вытеснения из него России.

Следующие два  десятилетия пройдут под знаком строительства магистральных трубопроводов.

Транспортный комплекс.

В геополитическом  отношении важным для региона  является наличие двух пересекающихся направлений транспортных потоков – меридионального «Север – Юг» и широтного «Запад – Восток»

На Критской конференции (1994г.) были названы приоритетные коридоры в Центральную и Восточную Европу.

Для нашего региона  два коридора имеют наибольшую значимость:

  • Москва – Астрахань
  • водный путь из региона Чёрного и Азовского морей через Волго-Донской канал на Каспийское море.

Решения о возрождении торгового флота  России на Каспийском море и создании Северо-Каспийского морского пароходства были приняты в 1993 году, также были определены основные направления развития Астраханского транзитного узла.

В перспективе  экспортно - импортные потоки грузов могут возрасти от 12 до 20 млн. т. в год для стран Каспийского бассейна, Персидского залива, Турции, Индии.

Экологическая безопасность Каспийского региона.

Каспийское  море – самое крупное в мире внутриконтинентальное озеро, не имеющим аналогов на Земле.

В самом водоёме издавна существует противоречие в использовании основных видов природных ресурсов – биологических  и углеводородов.

 

Общая масса рыбных ресурсов моря составляет 2млн. 900 тыс. т. Считается, что Каспий способен давать ежегодно 500- 590 тыс. т. рыбы, что соответствует 15 млрд.$.

Острота экологических  проблем Каспия обуславливается  постоянно меняющимся уровнем моря и высокой природной сейсмичностью  региона.

Биологические ресурсы Каспийского моря, в отличие  от минерально-сырьевых являются возобновляемыми и могут служить людям сколь угодно долго. Исходя из стратегических приоритетов всех прикаспийских государств, экологический подход к использованию ресурсов Каспия является безальтернативным.

 

Южный федеральный  округ.

Стабильность этого региона, сохранение его в сфере российского влияния, включая военное присутствие, являются важнейшим условием стабильности всего юга России, ее геополитических и экономических интересов в бассейнах Черного и Каспийского морей.

Зоны конфликтов:

Чечня

Дагестан

Карабах

Абхазия

Южная Осетия

 

2. Социальная подсистема области.

К комплексным показателям  социального развития региона относятся уровень и качество жизни населения.

В проекте учитывались  индикаторы состояния социальной подсистемы:

    • Индикаторы состояния жилищно-коммунального хозяйства;
    • Индикаторы доходов населения;
    • Индикаторы духовного и физического здоровья населения;
    • Уровень образования и культуры населения;
    • Занятость и социальная защита населения;
    • Молодёжная политика;
    • Безопасность.

 

Население.

Естественная убыль  населения, впервые зафиксированная в области в 1993 году.

Для Астраханской области  характерна сложная миграционная ситуация, связанная с ее географическим положением приграничного региона России. Область выступает в качестве зоны транзитного потока мигрантов, часть из которых оседает на ее территории.

Однако в последние годы отмечается миграционный отток.

Вместе с тем, в настоящее  время область обеспечена трудовыми  ресурсами относительно высокого качества и сравнительно низкой стоимостью рабочей силы. Наблюдается рост занятых предпринимательской деятельностью, повышается доля экономически активного населения.

Проведённый анализ основных показателей, характеризующих социально-демографическую ситуацию в области за последние три года, показывает, что тенденция ухудшения ситуации продолжилась, а по показателям смертности, здоровья населения и возрастной структуры демографическая ситуация характеризуется как сложная.

Качество жизни

Для Астраханской области  в последние годы характерна тенденция роста реальных денежных доходов, реальной начисленной заработной платы, реального размера пенсий и величины прожиточного минимума.

Область занимает первое место по уровню средней заработной платы в Южном федеральном округе, по уровню располагаемых денежных доходов на одного члена домохозяйства и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, второе место по уровню среднедушевых денежных доходов третье место - по производству промышленной продукции на душу населения.

Вместе с тем в области сохраняются сильные межотраслевые диспропорции по зарплате.

Также усиливается неравномерность  распределения суммы доходов - основной прирост происходил у высокодоходных групп населения, что подтверждается ростом показателя концентрации доходов (коэффициент Джини), который возрос с 0,320 в 2000 г до 0,370 в 2004 г. (при равномерном распределении коэффициент Джини равен 0).

 

Состояние жилищного  фонда

Уровень и качество жизни  населения также характеризуют  показатели обеспеченности жилищной площадью и благоустройство жилищного фонда.

На начало 2005 года жилищный фонд области составил 18,9 млн. кв. метров общей площади.

12% (2 200 тыс. кв. метров) площади жилых помещений области размещено в ветхих и аварийных строениях.

 В очереди на  получение жилья и улучшение жилищных условий стояло 28,6 тыс. семей.

Для Астраханской области  как и в целом для Юга  России характерны пониженная обеспеченность жильем - 19,0 м2/чел.

 

Здоровье населения

Показатель продолжительности  жизни является синтетическим показателем, характеризующим многие аспекты качества жизни. Ожидаемая продолжительность жизни (65,3 лет) в Астраханской области выше среднероссийской (64,82 года). При этом продолжительность жизни мужчин (58,90 лет) значительно меньше, чем женщин (72,39 лет).

Эпидемиологическая обстановка в Астраханской области оценивается как сложная. Ежегодно регистрируется от 242 до 210 тыс. случаев инфекционных и паразитарных заболеваний.

Здравоохранение

В области зарегистрировано 317 предприятий здравоохранения и предоставления социальных услуг.

В целом в здравоохранении занято 12,4 % среднесписочной численности работающих – 39 269 человек.

 

Степень износа основных фондов здравоохранения составила  в 2004 году 39,2 %.

 

Образование.

В Астраханской области  действует 303 учреждения дошкольного образования, 375 общеобразовательных учреждений, 8 детских домов, 29 учреждений начального профессионального образования, 42 – среднего профессионального образования, 41 – высшего профессионального образования

В 2004 году в образовании  было занято 43,9 тыс. человек (14,9% занятых на предприятиях и в организациях области).

Инвестиционная привлекательность  отрасли остается невысокой - в 2004 году на неё приходилось лишь 0,4 % всех инвестиций в область

Начальное профессиональное образование. Насчитывалось 29 учреждений с численностью учащихся 11 180 человек.

Среднее специальное (профессиональное) образование. В 20 учебных заведениях обучается 24 041 студент.

Высшее образование. 5 государственных высших учебных  заведений обучается 34,2 тыс. студента. В области работает 6 коммерческих высших учебных заведений (включая филиалы), в которых обучается 2,56 тыс. студентов

Послевузовское профессиональное образование. В 2004 году численность обучающихся в аспирантуре составила 640 человек. Защищено 45 кандидатских диссертаций.

Культура

В Астраханской области  действуют 272 учреждения культурно-досугового типа, 4 театра, 1 филармония, 12 музеев (включая  филиалы).

На конец 2004 года в  области работали 299 общедоступных  библиотек.

Пенсионное обеспечение  и социальная поддержка населения

. В расчете на 1000 человек  населения приходилось 234 пенсионера. На одного пенсионера приходится 1,8 человека, занятых в экономике. По сравнению с 1991 годом численность пенсионеров возросла на 11,3%.

Средний размер месячной пенсии к концу 2004 года равнялся 1858 рубля, что составляет 24% от среднего размера зарплаты.

 Реализуется областная целевая  программа «Социальная защита населения Астраханской области до 2006 года».

Этнокультурная  ситуация.

Миграционное "давление" в Астраханской области пока не создает столь сильного напряжения, как у южных соседей в Ставропольском и в Краснодарском краях. Область всегда была менее консервативна и открыта переселенцам, в южном Поволжье издавна сложились многонациональные общности.

Область является одной из самых полиэтничных среди "русских" регионов страны:

Веротерпимость здесь  складывалась веками, и чтобы не потерять ее, в области создано 19 национально-культурных обществ

Молодёжная  политика

В настоящее время  в Астраханской области проживает  около 285,2 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28 % от всего населения области.

В области сформирована инфраструктура молодежной политики, в том числе создана сеть учреждений по делам молодежи.

Физкультура и спорт.

В области работает 17 муниципальных органов управления физической культурой и спортом.

Программные мероприятия  в сфере социального развития регионального уровня

В целях развития социальной сферы в области в 2005 осуществлялась реализация следующих областных целевых программ: 16 шт

Федеральные целевые  программы в сфере социального  развития на территории Астраханской области

На территории Астраханской области в социальной сфере в  настоящее время действует 4 федеральные программы: Национальный проект «Здравоохранение», Национальный проект «Образование», федеральные целевые программы «Доступное комфортное жилье гражданам России», «Юг России».

Социальные  и политические институты.

Общественно-политическая ситуация в регионе достаточно стабильная.

По состоянию на январь 2005 года осуществляется взаимодействие более чем с 600 организациями и объединениями граждан Астраханской области. В том числе:

партии - 34;

объединения профессиональных союзов – 126;

неполитические объединения  граждан – 296;

более 30 религиозных конфессий, объединяющих 172 общины;

общественные объединения  при УИН – 8;

национально-культурные общества – 19.

3. Экономическая система Астраханской области.

Комплексные показатели экономического развития области

Астраханская область  является одной из стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. На протяжении последних лет Астраханская область демонстрирует устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей социально-экономического развития. Экономика Астраханской области находится в переходном периоде от плановой экономики к рыночной.

Астраханская область  в полной мере обеспечена законодательной  базой в экономическом секторе. Данная работа проводится систематично.

Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области