Схема территориального планирования Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Materialy.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Сложнее обстоят дела с периодическим и эпизодическим  обслуживанием населения в сельской местности. Структура расселения области не сформирована до конца центрами систем расселения. Так северная часть области тяготеет к соседнему субъекту – Волгоградской области в силу отсутствия собственного центра в районе г. Харабали. Радиусы облуживания, показатели часовой транспортной доступности дают характеристику части территории недоступную для периодического и эпизодического обслуживания населения.

Рекреационная инфраструктура области

Для всех видов туризма  огромное значение в качестве самостоятельного ресурса имеет пейзаж как совокупность неких эстетических качеств ландшафта, его живописность. Обычно живописность местности складывается из сочетания двух или трех факторов, причем в большинстве случаев определяющую роль играет расчлененность рельефа в сочетании с залесенностью либо обводненностью, либо с тем и другим одновременно. С этой точки зрения территория Астраханской области, занятая преимущественно безлесой, часто заболоченной равниной, безусловно, является малопривлекательной для массового туризма.

Следует отметить, что  в целом комфортные условия жизни  и отдыха населения (экологические условия) осложняются тем, что в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги встречаются очаги опасных природных заболеваний - туляремии и астраханской лихорадки, в летнее время нередки вспышки дизентерии.

Немаловажным фактором, сдерживающим развитие массовой рекреации, является повсеместное распространение комаров и гнуса (мошки) в теплый период.

Развитие цивилизованного  туризма в г. Астрахани сдерживается недостаточным количеством мест в гостиничном секторе, отсутствием современных доступных по стоимости гостиниц, низким уровнем благоустройства, обустройства туристских маршрутов, зон отдыха, оборудованных причалов и стоянок, видовых точек, продуманном сценарии приёма гостей. Неразвитость туристского сервиса, усложнённая транспортная доступность, отрицательно сказывается на развитии этого перспективного сектора экономики области. Вместе с тем, динамика показателей в этой отрасли показывает значительный интерес к области.

В то же время территория области находится свыше 800 водоемов, площадь которых составляет около 687 тыс. га. Протяженность внутренних водных судоходных путей сообщения в Астраханской области в 1996-1998 г.г. составляла 1 120 км. Ценность этих водных путей дополняется тем, что они являются частью единой глубоководной системы европейской части России, а Астрахань десятилетиями была и по традиции остается конечным пунктом теплоходных маршрутов по Волге. При этом следует отметить, что речные круизы - малораспространенный вид туризма, но он пользуется определенной популярностью, о чем, в частности, свидетельствует его развитие на таких реках, как Нил и Дунай.

Общая площадь пляжей Астраханской области составляет 50 га., что позволяет разместить 70тыс. рекреантов. Лесопарки насчитывают 142 тыс. га., для культурно-оздоровительных целей сегодня используется 200 га.

Жаркий климат способствует лечению заболеваний почек, опорно-двигательной системы, органов дыхания.

Объекты культурного наследия.

По данным министерства культуры Астраханской области, в области  в соответствии с Постановлениями Правительства области на учёте состоит 651 памятник истории и культуры федерального и местного ( областного) значения. В последнее время дополнительно вывлено 62 памятника в основном археологии местного значения.

На федеральном уровне на охране находится 44 памятника из них 40 в г. Астрахани и 4 в области (в приложении см. сводный перечень памятников на территории области).

Памятник искусства 1 на территории г. Астрахани.

Из намятников истории  выявлено и находятся на охране 6 пямятников регионального значения.

Территориальная организация производственной инфраструктуры.

  • Промышленность

Территориально наиболее концентрированно промышленность размещена в Центральной групповой системе расселения.

Топливная промышленность представлена Астраханским газоконденсатным комплексом, имеющим обособленную территорию, с санитарно-защитной зоной.

Химическая  и нефтехимическая промышленность. Все предприятия химической и нефтехимической промышленности расположены в Центральной групповой системе расселения. Промышленность представлена предприятиями химической (заводы стекловолокна и лакокрасочный) и нефтехимической (заводы резинотехнических изделий и резиновой обуви). Отсутствие технологических связей между предприятиями говорит о локальном, фрагментарном их размещении, технологически достаточно не обоснованном.

Машиностроение  и металлообработка. Специализирована в основном на судостроении и судоремонте. Город Астрахань является основной базой судостроения и судоремонта рыбопромыслового флота Волго-Каспийского бассейна. Кроме того, машиностроение представлено энергетическим машиностроением, производством металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, инструментальной промышленности, приборостроением.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Являясь крупным лесоперевалочным пунктом, Астраханская область традиционно представляла деревообрабатывающую промышленность. Целлюлозно-бумажная промышленность создана на базе использования тростника дельты Волги. Тростниковая база в дельте Волги оказалась неустойчивой из-за гидрологического режима.

Микробиологическая  промышленность. Потребность сельского хозяйства в комовых добавках способствует устранению дефицита кормового белка, что в конечном итоге ведёт к повышению продуктивности в животноводстве и птицеводстве.

Лёгкая промышленность. Отрасль представлена такими подотраслями, как швейная, текстильная, кожевенно-обувная и обувная. Лёгкая промышленность относится к трудоёмким отраслями размещение предприятий тяготеет, в основном, к местам наибольшего сосредоточения рабочей силы. В силу этого предприятия лёгкой промышленности сосредоточены в г. Астрахани.

Пищевая промышленность. Представлена следующими подотраслями: рыбная, овощеконсервная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная, макаронная, кондитерская, пивоваренная, винодельческая, ликёроводочная, табачная, мясная, молочная.

  • Сельское хозяйство.

Область является одним  из крупнейших в России производителей овощей, бахчевых культур, риса.

Общая площадь сельхозугодий, используемых в сельхозпроизводстве, сократилась по сравнению с 1991 годом на 23%, в том числе пашня – на 34%. В результате перераспределения земель изменилась структура сельхозугодий по землепользователям.

Особенность территориального распределения земель сельхозназначения в Астраханской области можно отнести то, что здесь присутствуют ярко выраженные зоны скотоводства, зоны интенсивного использования сельхозугодий, зоны поливного земледелия, рисоводства, бахчеводства и овощеводства. Всё это связано со спецификой водопользования, наличия плодородных почв, присутствия крупного рыбопромышленного сектора.

Данное зонирование представлено на схеме современного использования территории.

Схемой даны подробные  мероприятия по данному вопросу.

  • Водоотведение

Анализируя структуру  сбрасываемых сточных вод за последние  пять лет с 1999г.-2003г. на территории Астраханской области, процент загрязненных (недостаточно-очищенных) сточных вод к общему количеству сброшенных сточных вод возрос с 14% до 16,3%, несмотря на общее снижение показателей водоотведения в поверхностные водные объекты. В основном это связано с уменьшением эффективности очистки сточных вод существующих очистных сооружений предприятий ЖКХ.

До сих пор не решены проблемы:

обеспечение водой питьевого  качества 240 тыс. сельского населения.

Водопроводные сети в  целом по области имеют степень  износа от 30% - 80%; водоводы от 53% - 80%; разводящие сети от 30 – 87%.

Замене подлежат 682 км водопроводных сетей.

Не все поселки и  районные центры имеют централизованные системы канализации.

В сельской местности  только 3% населенных пунктов обеспечены канализацией. Проблеме канализования сельских пунктов должно быть уделено первостепенное внимание.

Только 30% иловых осадков  на очистных сооружениях утилизируются.

  • Энергоснабжение.

В электроэнергетике  спад объема производства в 2004 году составил 1,4%. В 2004 году потребление электрической  энергии в области обеспечивалось за счет собственного производства на 80,2%. Недостаток собственной электроэнергии восполнялся поступлением ее из-за пределов области

  • Теплоснабжение.

Тепловые мощности в  области сконцентрированы на 390 котельных, суммарной мощностью 2 412,2 Гкал./час. В 2004 году выработано 3 101,8 тыс. Гкал. тепла, в т.ч. населению 2 100 тыс. Гкал., на коммунально-бытовые нужды 840 тыс. Гкал.

  • Газоснабжение

Программа газификации  области предполагает газификацию  всех населённых пунктов.

  • Электроснабжение.

Система электроснабжения Астраханской области входит в систему  РАО «ЕЭС России». Основным источником электроснабжения является Астраханская ТЭЦ, расположенная в черте г. Астрахань и входящая в 8-ую теплогенерирующую компанию РАО «ЕЭС». Часть электроэнергии область получает с Волгоградской ГЭС.

Распределение электроэнергии осуществляют компании ОАО «Астраханские магистральные сети» и ОАО «Астраханские распределительные сети». Первой принадлежат все сети 110кв и выше, распределительные подстанции, вторая осуществляет распределение электроэнергии в пределах населённых пунктов непосредственно потребителю.

Энергоснабжающий комплекс региона в настоящее время находится в состоянии реформирования в рамках общей программы реструктуризации системы энергоснабжения России.

  • Транспортный комплекс

Автотранспорт.

Общая протяженность  сети автомобильных дорог на территории Астраханской области на 01.01.2004 составила 4024,4 км,

Плотность автодорожной сети Астраханской области составляет 65.1 км на 1000 кв. км. На территории области  расположено 432 населенных пункта, из которых 137 не имеют подъездных путей к автодорогам общего пользования.

Автомобильный транспорт  ввиду его способности доставлять грузы «от двери до двери» получил в последние годы широкое распространение не только во внутренних и межрайонных сообщениях, но и на расстояния более 500 км.

Наличие автомобилей  в Астраханской области на 01.01.2004 – 228 тыс. ед. в том числе в собственности граждан – 191, тыс. ед. или 83.7 %. Обеспеченность автомобилями в собственности граждан – 191 ед. на 1000 чел., в том числе легковые личные – 168,0 ед. на 1000 чел., что в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ. Вместе с тем, тот факт, что автомобилизация населения увеличилась почти вдвое за шесть лет, свидетельствует о росте покупательной способности населения.

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный комплекс – важнейшая часть транспортного  комплекса области. В административном отношении железные дороги Астраханской области подчинены филиалу ОАО «РЖД» - Приволжской железной дороге с центром в г. Саратов и образуют её Астраханское отделение.

Потерю железнодорожным  транспортом позиций на рынке  транспортных услуг в области можно объяснить следующими обстоятельствами:

    • изменение структуры транспортных услуг в пользу более конкурентоспособного автомобильного транспорта, что подтверждается тенденциями развития рынка транспортных услуг России и мирового рынка;
    • негативные тенденции в развитии самого железнодорожного транспорта: неудовлетворительное качество услуг и рост тарифов на железнодорожные перевозки, в связи с увеличением эксплутационных расходов на предприятиях железнодорожного транспорта;
    • неудовлетворительное состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта;
    • недостаточная пропускная способность

Водный транспорт.

Речной транспорт Южного Федерального Округа, в состав которого входит Астраханская область, характеризуется лучшими в России условиями путевого хозяйства. Из общего объема речных пассажирских перевозок России, 40% приходится на долю ЮФО.

В то же время, многие элементы гидротехнических сооружений, береговых устройств, значительная часть флота исчерпали амортизационные сроки службы и нуждаются в реконструкции и обновлении.

Наибольшее значение для области имеет Астраханский речной порт, способный обслуживать суда типа «река-море» и пассажирские суда любого класса, проходящие по маршрутам Москва – Нижний Новгород – Астрахань, Астрахань – Волгоград – Ростов на Дону.

Развитие речного транспорта тормозится отсутствием спроса на услуги, в связи с конкуренцией с прочими видами транспорта и высокими тарифами и стоимостью туристических путевок на водных маршрутах.

Пропускная способность  водной системы ограничивается техническими характеристиками причалов, оснащением портов, отсутствием современных терминалов.

Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области