Схема территориального планирования Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Materialy.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Воздушный транспорт.

Воздушный транспорт  в Астраханской области в силу целого ряда причин занимает в структуре перевозок грузов и пассажиров очень незначительную величину.

Аэропорт «Нариманово» в г.Астрахань, единственный действующий в области, III класса. Аэродром по действующей классификации Норм годности эксплуатации аэродромов (НГЭА) относится к аэродрому класса «В». Аэродром располагает взлётно-посадочной полосой (ИВПП) длиной 2500м и шириной 42м. Длина лётного поля 3 300м и ширина 162м.

Пропускная способность ИВПП ориентировочно составляет 20-23 взл. пос./час.

Аэрокомплекс Астрахани (аэропорт, авиакомпания и аэронавигация) является субъектом федеральной собственности.

Аэропорт с 1996 года имеет статус международного и допущен к приему и отправке судов повышенной грузоподъемности.

Проектная пропускная способность  аэровокзала 400 пассажиров в час, общей  площадью 5 500м2 и строительным объёмом 28 600 м3, введён в эксплуатацию в 1982г., требует серьёзного ремонта.

Пропускная способность комплекса, исходя из существующих площадей вокзала, составляет для внутренних Российских линий – 200 пасс/час; для международных линий 60 пасс./час.

Авиакомплекс г. Астрахань, также  как большинство авиакомпаний Южного Федерального Округа, находится в критическом состоянии по финансовому положению и работает крайне не эффективно, имеет недостаточную техническую оснащенность.

Трубопроводный транспорт. Анализ современного состояния.

Основной объем в структуре валовой добавленной стоимости грузового транспорта принадлежит трубопроводному транспорту – 43,4%,

Астраханскую область  пересекают с востока на запад  по территории четыре нитки магистральных  транснациональных нефтепроводов  и газопроводов:

Макат – Новороссийск - нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума

Макат – Северный Кавказ – газопровод, транзит из Казахстана

АГПЗ – Камыш-Бурун

Ермолинская - Астрахань

Нефтепроводы имеют  федеральное значение и проходят транзитом по территории области.

По трубопроводной системе  обеспечивается подача энергоресурсов с месторождений на НПЗ , к западным границам РФ,.

От магистральных газопроводов имеются газопроводы-отводы и перемычки, АГРС, межпоселковые газовые сети

  • Инженерная подготовка территорий.

Основными инженерно-геологическими явлениями, осложняющими промышленное и гражданское строительство, хозяйственную деятельность на пойменных территориях области являются:

    • затопление паводковыми водами;
    • высокое стояние грунтовых вод;
    • разрушение береговых склонов.

Защита от затопления сельскохозяйственных угодий решается дамбами обвалования. В настоящее  время практически все пахотные земли обвалованы, однако отметки гребней дамб повсеместно не обеспечивают полную защиту от паводков.

Защита населенных пунктов  решена, в основном, обвалованием, причем зачастую дамбы совмещаются с  дорогами. На отдельных участках защита предусмотрена подсыпкой. Высота подсыпки и дамб предусмотрена до отметок, незатапливаемых в паводок 1% обеспеченности.

Понижение уровня грунтовых  вод решается подсыпкой либо строительством дренажно-ливневой сети.

На территории Астраханской области 14,0 км водооградительных валов, защищающих населенные пункты от затопления.

 

6. Комплексный анализ градостроительной системы

Астраханской области

Несоответствие основных параметров намечаемых на 2005 год состояния системы связано, прежде всего:

- с изменением общественно-политического строя в стране;

- распадом экономического комплекса Советского Союза;

- изменением социально-экономических  условий во вне и внутри  системы;

- изменением геополитической  ситуации в регионе Каспийского  моря.

Принципиальное изменение целеполагания двух подсистем – социальной и экономической, в течение 15 лет привело к деформированию основных направлений комплексного развития хозяйства области.

Экономический рост региона  в этот период носил, преимущественно, интенсивный характер, слабо связанный с ростом производительности труда и капитализацией, и базировался на эксплуатации ресурсов, унаследованных от предыдущего периода. В первую очередь речь идет об эксплуатации экологического потенциала бассейна реки Волги – месторождений углеводородов, эксплуатации уникальных рекреационных возможностей дельты Волги и Волго - Ахтубинской поймы, рыбных ресурсов реки и Каспия.

Таким образом, развитие Астраханской области в период с 1985г. по 2005г. проходило против основных концептуальных положений схемы районной планировки, предусматривающих сбалансированное использование природных ресурсов региона.

 

Сценарии развития градостроительной системы

 Астраханской  области

Рассматривая многофакторную ситуацию развития событий, влияния  внешних и внутренних сил на градостроительную систему проектом предлагается три сценария развития событий:

Инерционный сценарий функционирования системы

Стабилизационный  сценарий развития системы

Оптимистический сценарий развития системы

 

Методически рассмотрение вариантов развития событий будет происходить по подсистемам, и сведён в один комплексный прогноз развития системы. Во временном отношении приняты три срока прогноза для градостроительной системы:

Среднесрочный прогноз   5 лет  2005– 1010гг.

Долгосрочный  прогноз    10 лет 1005– 1015гг.

Отдалённая  перспектива   20 лет 1005 – 1025гг.

В соответствии со сроками  реализации имитационной модели развития Астраханской области ставятся цели и определяются задачи на определённый временной период.

Инерционный сценарий предполагает сохранение наметившихся тенденций, развития современных социальных и экономических показателей с консервацией существующих проблем.

Вероятность развития инерционного сценария вполне реальна и представляет явную угрозу для динамического и устойчивого развития всех структурных элементов градостроительной системы области, особенно если не будут приняты решительные меры по изменению сложившейся ситуации.

В этом случае:

Демографическая составляющая социальной подсистемы обречена на регресс.

Сохранение существующих проблем социальной сферы области, что является нежелательным.

Сохраняющиеся тенденции  развития образования области не позволят выйти области на должный  уровень

Сценарий не предусматривает  осуществления каких-либо крупных  инвестиционных проектов в экономической системе. Это приведет к слабому росту ВРП.

Сохранится низкий инвестиционный потенциал и высокий инвестиционный риск, что ограничит приток капиталов

Сохранится высокий  процент износа основных фондов.

Некоторый рост объема и темпов промышленного производства по инерционному сценарию развития в целом сохраниться и на расчетную перспективу.

В сложном положении  окажется аграрный сектор экономики.

Зависимость области  от внешних поставок – серьезная  угроза устойчивому развитию региона в целом и его экономической безопасности.

Сохранение «теневой»  экономики, а также сохранение дефицитности областного бюджета при его умеренном  росте и при консервации неэффективных механизмов расходования бюджетных средств

Напряженная экологическая  ситуация сохраниться в ряде зон региона, в первую очередь, в промышленных центрах и окружающих их ареалах, а также в районах разработок месторождений полезных ископаемых.

По общему объему выбросов в атмосферу, Астраханская область по прежнему, будет относиться к регионам страны с критической (по выбросам соединений серы) или напряженной (по выбросам углерода и оксидов азота) экологической ситуацией.

Усугубиться и проблема качества водных ресурсов, используемых для водоснабжения населения

Серьезной проблемой  будут оставаться подтопление и разрушение зданий и сооружений, засоление земель вследствие подъема уровня подземных вод.

Большие потери при инерционном  сценарии развития понесет и рыбный комплекс области. В настоящее время, в средней и нижнее части поймы нерестилища могут использоваться только на 20-30% их общей площади.

Продолжится захламление  и загрязнение земель твердыми отходами производства и потребления.

И при инерционном  сценарии будут осваиваться новые  месторождения углеводородов, в основном в Харабалинском и Енотаевском районах, а также на шельфовой зоне Каспия, что внесет существенные коррективы в территориальную планировку области.

Отселение части населения из южно-дельтовой зоны региона не получит широкомасштабный характер. Это же постигнет и проблемы свертывания интенсивного сельскохозяйственного производства в рассматриваемой части области

Развитие получат города и прилегающее к ним территории с активным инвестиционным потенциалом: Астрахань, Оля, Нариманов. Их развитие будет сопровождаться локальными территориальными сдвигами.

В целом же, инерционный  сценарий развития пространственной подсистемы области закрепит его планировочный каркас, включая и ряд негативных его проявлений.

 

Оптимистический сценарий предполагает коренной перелом в социальных и экономических вопросах, способностью градостроительной системы к быстрому преодолению кризисных явлений, выход на новые (в соответствии с мировыми требованиями) параметры развития.

Реализация данного  сценария развития градостроительной  системы области, возможна лишь при условии качественных изменений управленческих технологий, создание привлекательного инвестиционного климата, выхода области на глобальную конкурентоспособность, широкого включения в глобальные рынки страны и зарубежного мира, прежде всего Южного Федерального округа и стран Каспийского бассейна.

Данный сценарий предусматривает  также осуществление в регионе  крупных государственных проектов и привлечение к их выполнению не только отечественных, но и транснациональных  компаний (последние присутствуют пока только в одном секторе - нефтегазовом), а также создание высокоэффективных производственных кластеров, полюсов роста республиканского (Астрахань) и местного (Ахтубинск, Харабали, Оля и др.) масштабов.

Несмотря на консервативность демографических показателей, оптимистический сценарий развития предусматривает заметные улучшения ситуации и в этой важнейшей градостроительной подсистеме области.

Прежде всего, он предполагает рост численности населения не только за счет прироста мигрантов, но и его  воспроизводства.

Последний может быть достигнут при коренном переломе в основных показателях естественного движения населения, в частности, росте рождаемости и сокращения смертности до уровня, способного обеспечить положительный естественный прирост не менее 1,5 человека на 1000 жителей против сегодняшних - -2,6‰. В совокупности с увеличением механического прироста населения это обеспечит рост числа жителей к 2015г. на 20 тыс. человек, а к 2025г. – почти на 40 тыс. человек.

Оптимистический сценарий предусматривает коренные сдвиги в экономической подсистеме Астраханской области:

Резкий рост валового регионального продукта и основных его структурных элементов,

Осуществление в регионе  крупных национальных проектов.

Привлечение крупных  отечественных и зарубежных инвестиций.

Полное техническое и технологическое перевооружение сфер материального производства и услуг.

Выход области на глобальную конкурентоспособность и т.д.

Радикально изменится  структура промышленного производства в пользу наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и химического производства.

При значительном абсолютном росте объема производимой продукции 

доля машиностроения к 2025 году может возрасти в 1,5 раза

химического комплекса  – в 2 раза.

При диверсификации машиностроения, опережающего развития его наукоемких отраслей (станкостроение, приборостроение, технологического оборудования, электронного производства) базовой отраслью все же останется судостроение.

Существенные  сдвиги претерпит и топливно-энергетический комплекс.

С ростом объема добычи газа и нефти траектория развития данного сектора сменится в направлении глубокой переработки нефтяного и газового сырья с возможным появлением новых предприятий по производству полиэтилена, минеральных удобрений, продукции тонкой химии и др.

Одна из базовых отраслей промышленного комплекса области  – пищевая промышленность – имеет все предпосылки для укрепления своих позиций в экономике региона, но не может рассчитывать на то лидирующее положение, которое она занимала в прошлом.

Остальные традиционные отрасли промышленного комплекса и при оптимистическом сценарии не обладают необходимыми предпосылками для восстановления утраченных позиций.

Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области