Аварии на автомобильном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:27, доклад

Описание работы

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

Файлы: 1 файл

Аварии на автомобильном транспорте.docx

— 105.01 Кб (Скачать файл)

Аварии на автомобильном транспорте


 
 
Особенности транспортных аварий (катастроф)

При организации  аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и  катастроф необходимо учитывать  следующие их особенности:

•  аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели; 
•  несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;  
•  отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;  
•  трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;  
•  усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;  
•  необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;  
•  необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;  
•  необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Особенности ликвидации последствий дорожно-транспортных  
происшествий на автомобильном транспорте

Различают следующие разновидности  спасения пострадавших при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших при: столкновении, опрокидывании автомобилей и  наездах; на железнодорожных переездах; в ходе перевозки опасных грузов; при пожарах на автотранспорте; при  падении автомобилей с крутых склонов; при попадании автомобилей  под лавины и сели; при падении  автомобилей в водоемы.

Для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий  происшествий на автотранспорте необходимо иметь:

•  средства тушения пожаров;  
•  инструменты и оборудование (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки профильного металла, разжима (перекусывания) конструкций;  
•  средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации; •  средства жизнеобеспечения для работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ.

В ряде случаев для проведения аварийно-спасательных работ может потребоваться альпинистское  снаряжение.

В зависимости от обстановки, сложившейся в результате дорожно-транспортного происшествия, к работам по спасению пострадавших могут привлекаться следующие формирования:

•  аварийно-спасательные, противопожарные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические; учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф;  
•  силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев.

Кроме того, в соответствии с Федеральным  законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г . № 151-ФЗ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники  этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся  в зоне происшествия.

С целью повышения эффективности  оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях определяются зоны обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных формирований, которые устанавливаются  ведомственной нормативной правовой документацией с учетом возможностей этих формирований. Зоны обслуживания согласовываются с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих подсистем  и звеньев РСЧС.

На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах. В первой зоне (в  радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно  выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров ) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров ) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства.

Нормы времени прибытия сил различных  ведомств определяются нормативными документами  или комиссиями по чрезвычайным ситуациям  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  для каждой зоны ответственности  в соответствии с местными условиями.

В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а  лишь блокированы в деформированном  салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с  помощью спасателей.

Затем освобождаются зажатые части  тел пострадавших. В зависимости  от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и профильного  металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях  крыша снимается полностью.

Для извлечения пострадавших из-под  автомобиля производят приподнимание  автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений или  осуществляют подкоп в грунте.

При проведении аварийно-спасательных работ спасатели должны быть постоянно  готовы к тушению пожара, который  может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами.

При аварии на автотранспорте, перевозящем опасные грузы

необходимо руководствоваться  информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а  также информационными таблицами  на транспортных средствах. Информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования  пяти главных символов: бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку (коррозия). Эти символы дополняются четырьмя другими символами: окисляющие вещества (пламя над окружностью); невоспламеняющиеся нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные вещества (три полумесяца, наложенные на окружность); различные  малоопасные вещества (семь вертикальных полос).

При перевозке опасных грузов организации - грузоотправители (грузополучатели) должны вручать водителю (сопровождающему) на каждую перевозку план действий в аварийной ситуации, в котором  для ликвидации последствий аварии указывается порядок оповещения, время прибытия и действия аварийной  бригады, перечень необходимого оборудования и инструментов, технология их применения. Эти сведения должны использоваться при подготовке и организации  аварийно-спасательных работ.

Мероприятия по спасению пострадавших в ходе перевозки опасных грузов определяются характером поражения  людей, размером повреждения технических  средств, наличием вторичных поражающих факторов.

Дорожно-транспортные происшествия при падении автомобилей с  крутых склонов

обычно имеют тяжелые  последствия, так как во многих случаях  они ведут к гибели всех или  почти всех пострадавших, находящихся  в кабине, салоне или кузове.

Проводить аварийно-спасательные и  другие неотложные работы при таких  происшествиях, извлекать и поднимать (или спускать) на определенную площадку пострадавших или погибших и технические  средства необходимо, как правило, с  использованием альпинистской техники  и альпинистского снаряжения. В этих случаях спасатели должны иметь  соответствующую подготовку, квалификацию и экипировку. В ночное время требуется  освещение места работы.

Дорожно-транспортные происшествия, связанные с попаданием транспортных средств под лавины и сели,

имеют различные характер воздействия и тяжесть последствий.

Лавины, представляя естественное обрушение снежного массива, расположенного на склонах крутизной более 10–15°, имеют толщину до 10–15 м и более. Структура лавинного снега, его плотность и воздухопроницаемость различны и зависят от условий образования лавин и метеоусловий.

В большинстве случаев, люди, попавшие в лавину, могут оставаться живыми в течение нескольких часов, десятков часов и даже одних-двух суток (в  зависимости от физического состояния  организма и степени полученных травм).

Селевой поток, представляющий собой  вязкую смесь камней, почвы, деревьев и т.п. с водой, вызванный сильными осадками, прорывая преграды, движется неравномерно. В зависимости от профиля  ложа, крутизны склона, характера селевой  массы и других факторов, скорость движения селя может быть до 8–10 м/сек. Степень воздействия селевого потока на попавший в него автомобиль определяется мощностью потока.

Обнаружение транспортных средств, блокированных  лавиной или селем, производится визуально, по свидетельствам очевидцев, с использованием технических средств  поиска и специально подготовленных собак.

При обнаружении места нахождения транспортных средств под завалом  осуществляется его обозначение  на местности и ведется деблокирование путем отрывки котлованов, траншей, лазов или сплошной разборки элементов  завала с использованием средств  малой механизации, при необходимости  – инженерной техники (бульдозеров, экскаваторов, автокранов и др.).

С целью определения степени  заграждения дорог целесообразно  проведение воздушной разведки района с использованием вертолета, оснащенного  табельным комплектом воздушной  разведки. В отдельных случаях  для осмотра труднодоступных  участков может быть осуществлена высадка  специалистов с посадкой вертолета  вблизи участков выполнения задачи.

Во всех случаях необходимо исключить  работы при отсутствии видимости  и в условиях, способствующих повторному сходу лавин или прохождению  селевого потока.

Зона расчистки завалов должна быть оцеплена, чтобы не допускать  людей и технику, не связанных  с их выполнением.

В районе работ необходимо оборудовать  пункт обогрева личного состава  и место складирования технических  средств, медикаментов, пищи и теплой одежды.

Дорожно-транспортные происшествия, связанные с падением автомобилей  с мостов, эстакад, прибрежных автомобильных  дорог в водоемы

(реку, озеро, море и  т.д.), усугубляются следующими обстоятельствами: получение пострадавшими травм,  исключающих их самостоятельное  спасение; зажим пострадавших в  деформированном транспорте; ледовая  обстановка или низкая температура  воды; большая глубина водоема.

В случае, если визуально не видно на поверхности и в воде потерпевшее транспортное средство, то по свидетельствам очевидцев, выбравшихся на поверхность, в предполагаемом секторе с учетом течения сноса осуществляется последовательный поиск потерпевших.

Обнаружив пострадавшего, его необходимо захватить и оттранспортировать к берегу, где оказать ему первую помощь.

Если кабина или салон автомобиля сохранили относительную герметичность, то оставшегося воздуха в течение  некоторого времени может быть достаточно для выживания пострадавших (в  таких случаях спасателям необходимо действовать быстро, чтобы спасти их). Эти операции выполняются спасателями  в легком водолазном снаряжении с  соблюдением установленных требований техники безопасности.

Подъем транспортных средств на поверхность осуществляется подъемным  краном соответствующей грузоподъемности после закрепления автомобиля тросом.

Дорожно-транспортные происшествия с автомобильным транспортом  на железнодорожных переездах

возникают в следующих  случаях: неисправности автоматической сигнализации на переездах, когда переезд  остается открытым при приближении  поезда; по вине водителей автотранспорта, которые, стремясь различными незаконными  способами проследовать закрытый переезд, попадают под локомотив. Эти происшествия отличаются высокой тяжестью последствий, что связано с характерными особенностями  железнодорожного транспорта: большой  массой и высокой скоростью передвижения подвижного состава, перевозкой большого числа пассажиров, грузов (в том  числе опасных), высоким напряжением  электропитания локомотива и т.д.

Особенности ликвидации последствий  дорожных происшествий на железнодорожных  переездах изложены ниже. 

Аварии на железнодорожном транспорте


 

Особенности транспортных аварий (катастроф)

При организации  аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и  катастроф необходимо учитывать  следующие их особенности:

•  аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели; 
•  несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;  
•  отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;  
•  трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;  
•  усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;  
•  необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;  
•  необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;  
•  необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Информация о работе Аварии на автомобильном транспорте