Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном и водном транспортах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- выделить сущность аварий и катастроф, критерии и отличия;
- рассмотреть виды транспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность
1.1 Понятие аварии и катастрофы, их отличия.
1.2 Особенности транспортных аварий (катастроф)
Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф
2.1 Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)
2.2 Аварии на железнодорожном транспорте.
2.3 Аварии на авиационном транспорте.
2.4 Аварии на водном транспорте.
Глава 3. Модернизация транспортной системы и её этапы.
3.1 Модернизация транспортной системы и её этапы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по бж.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

Тульский государственный  педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

 

 

 

 

 

Реферат по предмету:

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном  и водном транспортах».

 

 

 

Выполнила: студентка  ФТЭСХ  гр. 4Бс

Корнеева Ю.В.

Проверил: Снегирев

 

 

 

 

 

Тула 2012

Содержание

 

Введение.

Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность

1.1 Понятие аварии и  катастрофы, их отличия. 

1.2 Особенности транспортных  аварий (катастроф) 

Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф

2.1 Аварии на автомобильном  транспорте (ДТП) 

2.2 Аварии на железнодорожном  транспорте.

2.3 Аварии на авиационном  транспорте.

2.4 Аварии на водном  транспорте.

Глава 3. Модернизация транспортной системы и её этапы.

3.1 Модернизация транспортной  системы и её этапы. 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

В Российской Федерации, как  и в других развитых странах, транспорт  является одной из крупнейших базовых  отраслей хозяйства, важнейшей составной  частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что  является необходимым условием ее территориальной  целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь  материальной основой обеспечения  внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую  систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления  транзитных перевозок зарубежных стран  по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также  его значительный удельный вес в  основных производственных фондах страны (в 2006 г. – 27,0%), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 г. - 8%), в инвестициях на развитие отраслей хозяйства (в 2006 г.- 10,4%) и в  численности занятых на них работников (в 2007 г. – 6,3%), а также в потреблении  энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих  экономику страны.

Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.

Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- выделить сущность аварий  и катастроф, критерии и отличия;

- рассмотреть виды транспортных  аварий и катастроф, их причины  и характеристики;

В настоящее время любой  вид транспорта представляет потенциальную  угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы.

 

Глава 1. Транспортные аварии и катастрофы, понятия и сущность

 

1.1 Понятие аварии и  катастрофы, их отличия

 

Авария – это повреждение  машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка  работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа – это крупная  авария с большими человеческими  жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается  в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

 

1.2 Особенности транспортных  аварий (катастроф)

 

Днем и ночью в ж/д  поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах  едут, плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные  заведения, на курорты и в туристические  лагеря. В наше время трудно найти человека, которые не пользуются услугами различных видов транспорта.

Однако развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным  является высокий уровень аварийности  транспортных средств и ДТП. Любое  транспортное средство – источник повышенной опасности. Это связано  с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и  морских судов, травмами при посадке  в транспортное средство и в процессе его движения.

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира  и пешехода обеспечивается высоким  уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными  свойствами транспортных средств, составляющими  их техническую безопасность, а также  строгим и неукоснительным выполнением  пассажирами, пешеходами правил пользования  различными видами транспорта и правил дорожного движения. Вместе с тем  участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные дорожно-транспортные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т.п.), пассажир транспортного средства, пешеход.

Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными  авариями. Транспортная авария – это  происшествие, повлекшее за собой  гибель или телесное повреждение  людей либо повреждения транспортных средств сооружений и грузов.

Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность –  это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (не зависимо в следствие чего они возникли) успешно им противодействовать.

 

Глава 2. Особенности транспортных аварий и катастроф

 

2.1 Аварии на автомобильном  транспорте (ДТП)

 

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая  неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом  состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых  требований безопасности.

Всем памятен случай, который  произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском  шоссе, когда бензовоз врезался в  стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали  из троллейбуса и бежали как горящие  факелы. Другие сгорали в этом месте  же на месте. Погибли пассажиры, ни в  чем не повинные люди. А всему  виной халатность, пренебрежение  элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки  ремонтных работ, отсутствие предупреждающих  об опасности знаков. Все это в  совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах  ежегодно погибают до 80 детей, это три  полных класса. Травмы получают 1000 - целая  учебное заведение. В России за год  под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По сведениям Всемирной  организации здравоохранения, в  результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый шофер  проходящей машины, каждый пешеход  обязаны немедленно принять все  возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К  месту происшествия вызываются работники  ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая  помощь. Место катастрофы ограждается  предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий  аварий с автотранспортом, перевозящим  химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные  формирования ГО, силы противопожарной  службы.

 

2.2 Аварии на железнодорожном  транспорте

 

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности  путей подвижного состава, средств  сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Не исключаются размывы  железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных  грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные  вещества, происходят взрывы, пожары цистерн  и других вагонов.

Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м  ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих  зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых  полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции  Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв  двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей  остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.

 

2.3 Аварии на авиационном  транспорте

 

При авиационных авариях  происходит разрушение самолета различной  степени, при катастрофах имеются  человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси  погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций  самолета, отказ двигателей, нарушение  работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа  и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся  трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные  работы можно разделить на два  вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская  помощь. Всеми работами руководит  командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

 

2.4 Аварии на водном транспорте

 

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и  строительстве судов. Половина из них  является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание  судов, посадка на мель, взрывы и  пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий  аварий, катастроф и спасению утопающих  привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может  обратиться и к другим лицам, находящимся  на судне. Общее руководство всеми  работами осуществляет капитан, как  начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть  корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Информация о работе Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном и водном транспортах