Анализ территориальной организации транспортной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей территориальной организации транспортной системы России (на примере Пермского края), выявление проблем в данной области и разработка вариантов их решения.
Для достижения данной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «транспортная система»;
определить роль транспортного комплекса в экономике страны и её отдельных регионов;
проанализировать особенности размещения транспорта;
рассмотреть современное состояние транспортной системы Пермского края, выявить проблемы и варианты их решения.

Файлы: 1 файл

Попова К. - Курсовая_ТОН (15.05.2012).doc

— 6.92 Мб (Скачать файл)

Автомобильный транспорт характеризуется высокой  маневренностью. Он играет значительную роль в обеспечении смешанных и местных перевозок на небольшие расстояния. Лучшие автомобильные дороги - автострады, позволяющие двигаться с большой скоростью.

Трубопроводный  транспорт объединяет нефте-, газо- и продуктопроводы для транспортировки  нефти, газа, бензина, дизельного топлива. Главными преимуществами трубопроводного транспорта является высокая экономичность перевозок и хранения грузов, полная автоматизация процесса транспортировки, надежность,  экологичность и меньшая капитало и металлоемкость, чем в других видах транспорта. Трубопроводный транспорт дает возможность осуществлять непрерывный процесс транспортировки грузов и перемешивать в короткие сроки значительные массы продукции независимо от климатических условий.

Мощность и  транспортное значение судоходных рек и каналов различаются больше, чем, мощность железных дорог и даже автомобильных дорог. Между судоходными реками существуют короткие каналы (соединяют верховья рек и их верхние потоки) и длинные (соединяют основные реки в их нижней или среднем течении).

Воздушный транспорт - самый молодой. С каждым годом  увеличивается дальность перевозок, повышается доля международных и  особенно межконтинентальных воздушных  сообщений, возрастает роль турбовинтовых  и реактивных самолетов. Фундаментом  воздушного транспорта является сеть аэропортов. Главные преимущества воздушного транспорта: скорость перемещения; возможность значительного сокращения маршрута по сравнению с наземными и водными путями.

Указанные особенности  различных видов транспорта предопределили их место по показателям грузооборота и пассажирооборота (Таблица 1.2).

Таблица 1.2.

Анализ транспортной системы России по данным на 2011 год11

Вид транспорта

Грузооборот, в % от общего по стране

Пассажирооборот, в % от общего по стране

Себестоимость перевозок грузов различными видами транспорта

Себестоимость перевозок пассажиров различными видами транспорта

Железнодорожный транспорт

55,0

33,2

низкая

низкая

Автомобильный транспорт

1,5

33,0

 

низкая

Воздушный транспорт

0

18,6

   

Трубопроводный  транспорт

27,5

0

низкая

 

Морской транспорт

11,3

0,7

низкая

 

Речной транспорт

4,7

14,5

низкая

 

Таким образом, различные виды транспорта вносят различный  вклад в экономику территории, что предопределено их техническими характеристиками, особенностями исторического  развития, функциональными целями и др. Однако, только в совокупности функционирование отдельных отраслей транспорта позволяет транспортному комплексу реализовать свое предназначение.

  • 1.3. Общая характеристика системы территориальной организации транспортного комплекса

 

 

 

Отраслевая  структура транспортного комплекса  представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта. Взаимодействуя между собой, они образуют единую транспортную систему России. Однако, указанная транспортная система чрезвычайно дифференцирована в региональном разрезе по многим показателям.

Так, например, регионы различаются по структуре грузооборота. Там, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда и уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; где добывают нефть и газ, велика доля трубопроводного транспорта; где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес речного транспорта; в районах, специализирующихся на развитии обрабатывающих отраслей, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Сибирском федеральном округе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном — подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива  больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощность транспортных потоков также имеет существенные региональные различия и зависит  от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

  • широтное магистральное сибирское направление «Восток-Запад» и обратно — включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Волги и Камы;
  • меридиональное магистральное центрально-европейское направление «Север — Юг» с выходом на Украину, Молдову и Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
  • меридиональное волго-кавказское магистральное направление «Север — Юг» — по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и Уралом.

По  этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны. Магистральные авиатрассы также  в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения.

Обеспеченность регионов путями сообщения как по общей  длине, так и по плотности (километров пути на 1000кв.км) отличается в десять и более раз. Наиболее развита транспортная система в Центрально-Черноземном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском районах; наименее развита – в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Северном экономических районах.

В отличие от отраслей промышленности размещение по видам транспорта определяется не обычными факторами размещения (сырьевой, топливно-энергетический, потребительский и т.д.), учитываемыми при выборе вариантов размещения тех или иных отраслей и производств, а, прежде всего, физико-географическими условиями строительства соответствующих транспортных магистралей и природно-географическими условиями функционирования того или иного вида транспорта.

Так, на развитие и размещение морского транспорта большое влияние  оказывает конфигурация материков, определяющая длину пути морских судов. Особое значение для устройства портовых сооружений имеет изрезанность береговой линии: в удобных бухтах для устройства портовых сооружений требуется меньше затрат. По местоположению относительно морского побережья различаются порты: береговые (Одесса, Новороссийск, г. Кемь), устьевые (Санкт-Петербург, Ростов, Николаевск-на-Амуре) и внутренние (Игарка).

Для морского транспорта большое значение также имеет глубина морей и океанов, колебание уровня моря. По данным показателям наиболее тяжелые условия для развития морского транспорта имеют моря Северного Ледовитого океана, Азовское море.

Для речного судоходства  также необходимо, чтобы реки имели  достаточные глубины. Ширина реки должна допускать расхождение двух встречных судов. Многие реки России имеют в естественном состоянии эти навигационные качества. Однако часть рек почти ежегодно нуждается в расчистке фарватера и углублении перекатов.

Сезонное колебание  уровня воды в реках влияет на выбор типа причальных сооружений и их размещение. Из-за замерзания рек речные пути России, также как и многие морские нельзя использовать круглогодично. Поэтому водный транспорт играет в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии.

Для России, с ее огромными  пространствами, суровым климатом и  крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния, первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками.

К таким видам транспорта в первую очередь относится железнодорожный транспорт. Вместе с тем, строительство и эксплуатация железных дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах, рельеф местности влияет на объем земляных работ при постройке дорог.

При выборе трассы железной дороги и ее строительстве учитывается возможность карстовых явлений, осыпей, обвалов, необходимость прокладки тоннелей. Сильная расчлененность местности гидрографической сетью увеличивает расходы на строительство мостов.

Неблагоприятные климатические  условия значительно затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. На основной части территории России зимы довольно продолжительные и суровые, с сильными морозами, метелями и снежными заносами. Сильные морозы увеличивают расход топлива на обогрев пассажирских вагонов. Температурный и водно-грунтовый режим обусловливает образование пучин на дорогах, которые деформируют земляное полотно.

На строительство и  эксплуатацию автомобильных дорог влияют те же климатические факторы, что и на железных дорогах: снежные заносы, температура воздуха, метели, дожди, гололедица и т.д. Кроме того, стоимость строительства дорог зависит от расположения месторождений строительных материалов. Например, обширные пространства Западно-Сибирской низменности не имеют гравия и выхода месторождений каменных материалов, необходимых для прокладки железных дорог с твердым покрытием.

В авиации приходится учитывать условия природной среды, как при полетах, так и при выборе места для постройки аэродрома. На полет влияют состояние и свойства атмосферы (температура, давление, влажность, плотность, сжимаемость воздуха). Температура воздуха сказывается на теплоотдаче двигателей, на степени обледенения самолета, на работоспособности экипажа. Давление воздуха влияет на полет косвенно, через плотность воздуха, но является важным фактором, характеризующим состояние атмосферы. Влажность учитывается при прогнозировании туманов и гроз.

Таким образом, территориальная  организация транспортного комплекса  России зависит, прежде всего, от природных  возможностей функционирования транспорта в конкретном регионе. В связи  с этим регионы России значительно отличаются по различным показателям транспортного комплекса: мощностям, протяженности транспортных сетей, грузообороту и др.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

  • 2.1 Общая характеристика транспортной системы Пермского края

 

 

 

Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы Пермского края. Находясь в центральной части России, регион является составной частью важнейшего транспортного коридора Европа – Азия. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу. Выгодное положение в бассейне самого длинного и полноводного притока реки Волга - Каме - является одной из составляющих инвестиционного потенциала города.

Расстояние от центра края – Перми - до Москвы составляет 1485 км, до Санкт-Петербурга - 2006 км, до Екатеринбурга - 374 км. Несмотря на относительную удаленность края как от основных рынков сбыта продукции, так и от «полюсов роста международного уровня» (Москва и Санкт-Петербург), территориальное положение Пермского края является благоприятным. Так, регион занимает важное транзитное положение в транспортной сети России, его транспортная инфраструктура имеет большой потенциал развития для усиления роли всего края в межрегиональных и международных интеграционных связях.

Рассмотрим подробнее  особенности организации транспортных отраслей в Пермском крае.12

Наиболее важную роль в перевозках пассажиров в Пермском крае играет железнодорожный транспорт. Пассажирооборот железнодорожного транспорта со станций Пермского края превышает 20 млн. чел. в год. В крае действует 12 маршрутов городских электричек, 56 пригородных маршрутов и 52 маршрута поездов дальнего следования. Крупнейшими пассажирскими станциями края являются Пермь I и Пермь II, Березники, Кунгур, Чернушка.

Протяженность железных дорог Пермского края составляет 1499км, т.ч. 1324 км в системе ОАО «РЖД», из которых 83,5% электрифицировано. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 1324 км, из них электрифицировано 1107 км (83,5%). Сеть региона включает 15 участков, на которых размещается более 110 грузовых, участковых и сортировочных станций.

Характерной особенностью начертания железнодорожной сети региона является прохождение через его территорию двух широтных ходов Транссиба-Казанского(Екатеринбург-Агрыз-Казань), который пересекает юг Пермского края на участке Черная речка-Карманово и Горьковского (Омск-Тюмень-Екатеринбург-Пермь-Киров), по которым происходит пропуск совокупного транзита в объёме более 130 млн.т в год.

Также территорию края пересекают две железнодорожных магистрали трансконтинентального значения: Транссибирская (Москва – Владивосток) и Москва – Омск, а также дороги, дающие дополнительный выход в Свердловскую и Челябинскую области. Планируется реализация проекта «Белкомур», выход Пермского края в Архангельскую область через Республику Коми.

Местная работа железнодорожного транспорта обеспечивает, прежде всего, деятельность добывающих отраслей промышленности-производства минеральных удобрений и минеральных строительных материалов.

Несмотря на все положительные  стороны размещения железнодорожного транспорта существует ряд проблем, связанных с развитием данного  вида транспорта.

Основными проблемами развития железнодорожного транспорта являются:

Информация о работе Анализ территориальной организации транспортной системы России