Запреты и ограничения в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является научное осмысление и правовой анализ таможенно-правового института запретов и ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ, обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования процесса перемещения указанных товаров и эффективности привлечения к административной ответственности за нарушение правил такого перемещения, разработка конкретных предложений по решению назревших организационно-правовых проблем деятельности таможенных органов в указанной области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 88.84 Кб (Скачать файл)

В основном пакет нормативных актов субъекта РФ направлен на регулирование государственной поддержки для юридических лиц, и этими мерами ограничено нормотворчество субъектов РФ.

Законодательными органами субъектов РФ в основном принимаются законы и постановления, регулирующие финансовые и бюджетные отношения, в определенной степени поддержку субъектов экономической деятельности, в виде преференций и льготного налогообложения. В отдельных субъектах РФ применяется «пакетный» способ подготовки и принятия этих правовых актов, в частности с бюджетом принимается закон о льготах, инвестиционное законодательство, определяются категории субъектов экономической деятельности, получающие поддержку, а также устанавливаются правила субсидирования и финансирования органов местного самоуправления. Среди таких правовых актов можно выделить следующие пакеты правовых актов:

Законы о бюджетах субъектов РФ на год и на следующие пять лет, одновременно с законом о бюджетом процессе в субъекте РФ, концепцией социально-экономического развития субъекта РФ соответственно на год и на пять лет, а также законы о налоговых льготах, не связанные между собой.

Законы субъектов РФ об инвестициям, о налоговом стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность на территории субъекта РФ, расчет окупаемости инвестиционных проектов.

Законы субъектов РФ о порядке предоставления хозяйствующим субъектам субсидий на развитие производства, о предоставлении права осуществления заимствований и выдачи государственных гарантий от имени субъекта РФ участникам территориально-производственных зон свободного предпринимательства.

Законы субъектов РФ о зонах экономического благоприятствования на уровне муниципальных образований.

В тоже время ряд исполнительных органов субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий с представительными органами, получают полномочия и регулируют порядок налогового стимулирования организаций, пред приятий и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность, определяют механизм привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ, порядок проведения конкурса инвестиционных проектов и программ, учета, использования и возврата средств специальных фондов субъектов РФ льготного кредитования отдельных отраслей экономики, порядок осуществления компенсационных выплат части платы за пользование кредитами банков, предоставленных организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, например, перерабатывающим организациям пищевой и легкой промышленности, организациям потребительской кооперации на сезонный закуп сырья, птицеводческим организациям для закупа кормов, за счет источников, определенных бюджетом развития субъектов РФ. Все это дает широкие полномочия исполнительным органам для корректировки нормотворческого процесса и его содержания в области регулирования вопросов, возникающих в связи с присоединением России к ВТО.

Основным показателем вовлеченности любого из регионов во внешнюю торговлю, с точки зрения анализа обязательств России в ВТО, является доля импорта в потреблении на товарных рынках субъекта, отраслевая структура экономики региона, место в системе основных потоков товаров, местоположение и экономический потенциал субъекта РФ. Для понимания последствий присоединения России к ВТО в региональном разрезе необходимо учитывать значительную неоднородности субъектов РФ, разную вовлеченность в процессы внешней торговли.

Эти различия необходимо учитывать для законодательного регулирования и учета анализа последствий для субъектов РФ, прежде всего с точки зрения развития отраслей и наполняемости бюджета.

Правовое регулирование осуществляется с учетом вероятности последствий изменения условий доступа на внутренний рынок: усиление конкуренции на рынках, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках на внутренний рынок, что отразится на размере налоговых платежей в региональный бюджет; изменение традиционных региональных товаропотоков, их переориентация с внутренних поставщиков на внешние, что повлечет изменение финансового состояния предприятий, находящих в субъектах РФ.

Значимые последствия будут в регионах, где предприятия отраслей, подвергшихся вытеснению с локальных рынков, являются бюджетообразующими или градообразующими. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, с другой — рост бремени расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем. Изменения внешнеэкономического режима (его тарифной и нетарифной составляющей) наиболее существенно будут сказываться на регионах, расположенных ближе к сложившимся пунктам пересечения таможенной границы различными категориями товаров.

Таким образом, необходим мониторинг состояния наполняемости бюджетов органов местного самоуправления исходя из их место положения, наличия единственного градообразующего предприятия, его роли на рынках и прогноза социального конфликта в случае прекращения его работы.

Вместе с тем упускаются два принципиально важных аспекта: поскольку ВТО является межгосударственной организацией, правом доступа в орган по разрешению споров обладают только государства члены; у государства-члена нет обязанности по обращению в орган по разрешению спора даже в тех случаях, когда имеются достаточные доказательства нарушения прав и интересов отечественных компаний со стороны других государств. Отсутствие обязанности государства по обращению в орган по разрешению споров может создать ситуацию, когда после присоединения России к ВТО государство по собственной инициативе не будет предпринимать необходимые шаги по устранению необоснованных ограничений, действующих в отношении российских товаров и услуг на рынках третьих стран. Вхождение в ВТО предоставит российским компаниям правовые инструменты, грамотное использование которых при условии взаимодействия с государством даст бизнесу максимальные преимущества. В связи с чем, необходимо выработать регламент взаимодействия бизнеса с государством посредством органов государственной власти субъектов РФ в форме законодательных инициатив, вносимых органами государственной власти субъектов по инициативе бизнеса. В субъектах РФ необходимо внести соответствующие изменения в уставное законодательство, предоставив право законодательной инициативы в субъекте объединениям товаропроизводителей и общественным палатам, тем самым проблемы, возникающие в области производства и реализации товаров, а также социальные проблемы будут донесены в законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. Для инициации продвижения законодательной инициативы на уровень Федерального Собрания РФ и Правительства РФ необходимы существенные изменения в регламентах указанных федеральных органов, обеспечивающих первоочередной разрешение инициатив, направленных на урегулирование отношений в связи с вхождением в ВТО.

Для побуждения к правотворческой инициативе необходим формальный механизм взаимодействия, сводящий к минимуму злоупотребления со стороны чиновников, и к тому же позволяющий обжаловать действия (бездействие) государственных органов субъектов (законодательных и исполнительных) РФ в судах. В рамках неформального механизма у бизнеса нет гарантий, что государство предпримет все необходимые меры для защиты интересов отечественных компаний, причем тогда бездействие практически невозможно оспорить в суде.

Предположим, что вступление в ВТО не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в структуре большинства отраслей отечественной промышленности в регионе. В то же время оно может серьезно сказаться на ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия. Поэтому требуется разработка социально-экономической долгосрочной стратегии развития субъекта РФ, без формирования которой невозможно учесть интересы во внешнеэкономической сфере, и, следовательно, сформулировать критерии регулирования правоотношений в условиях членства в ВТО.

На уровне субъектов федерации, в целях смягчения последствий присоединения России к ВТО необходимо нормативно-правовое регулирование:

Разработать комплексный план социально-экономического развития региона с учетом глубокого анализа последствий по каждой отрасли, каждому предприятию и субъекту хозяйственной деятельности, включая товарные потоки, с использованием конкретных инструментов правового регулирования, с учетом специфики региона в форме связанного пакета законов субъекта РФ о бюджете и концепции социально-экономического развития. Определить реестр предприятий региона, проиндексированный с учетом категорий «угроз» влияния новых экономических условий ВТО.

Принять нормативные акты субъектов федерации, и стимулировать решения органов местного самоуправления региона, прежде всего по вопросам субсидирования государственной и муниципальной поддержки предприятий и отраслей региона в каждом отдельном муниципальном образовании на уровне районов и городских округов, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Разработать программу законодательных работ, направленную на формирование единого правового пространства по регулированию региональных и местных бюджетов и бюджетному процессу, формирование разумной налоговой политики и пакета нормативных актов, определяющих порядок привлечения инвестиций, поддержку отдельных отраслей региональной экономики и муниципалитетов, имеющих единственное градообразующее либо бюджетообразующее предприятие.

Создание предпосылок выдвижения законодательных инициатив субъектов РФ в связи с проблемами, возникшими у бизнес сообщества по исполнению основных требований ВТО, разработать систему взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области экономики и регулирования товарного рынка.

В целом комплексные меры по совершенствованию регионального законодательства: внесение изменений и дополнений в уставы (конституции) субъектов РФ, в том числе порядка внесения законодательных инициатив и расширения круга субъектов законодательной инициативы, законодательство о бюджете, налоговых льготах, инвестициях, порядок взаимоотношений органов местного самоуправления и субъекта РФ, законодательство о градообразующих предприятиях и социальных гарантиях муниципалитетов «моногородов», позволят на региональном уровне комплексно урегулировать процессы связанные с присоединением России к ВТО. При таком подходе возможно моделирование основных нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления для регулирования процессов присоединения России к ВТО.

Вместе с тем, частичное урегулированные вопросы материального права требуют подкрепления порядка вхождения в ВТО процессуальными нормами. Отсутствие четкости регулирования процесса вхождения в ВТО в настоящее время, не позволяет России соблюсти все нормы международного законодательства по вхождения в ВТО, и как следствие — запрос, поступивший на разрешение Конституционного Суда РФ, о проверке протокола о вступлении России в ВТО и его противоречии Конституции РФ, а также нанесении ущерба экономической безопасности России.

Теоретически после вступления России в ВТО цены должны были бы снизиться за счет увеличения объемов поставок на рынок более дешевой импортной продукции. Однако, уменьшения цен на потребительском рынке, скорее всего, по мнению автора, не произойдет. Например, рост конкуренции со стороны иностранных предприятий после вступления России в ВТО почувствуют не только производители готовой мясной продукции, но и вся мясная отрасль по причине снижения пошлин на квотируемый и не квотируемый ввоз мяса, и, в частности, свинины. При этом есть риск, что на прилавках магазинов увеличится количество некачественной продукции. Например, нормы ВТО отменят регистрацию импортных контрактов на поставку рыбной продукции. В настоящее время такая регистрация позволяет оперативно запретить поставку товара, если выявлена партия некачественной рыбы. После присоединения к ВТО запрет на поставки может быть введен только при повторном обнаружении некачественной продукции, которому предшествуют долгие проверки и анализы. Таким образом, потенциальные плюсы от вступления России в ВТО вряд ли выльются для рядового потребителя в заметное снижение цен и расширение ассортимента продуктов питания. Автор отмечает, что вступление России в ВТО грозит многим отраслям существенным падением объемов производства. Ряд российских промышленников справедливо опасаются, что этот шаг может существенно отразиться на их деятельности.

Таким образом, вхождение России в ВТО определяется как материальными нормами законодательства, так и процессуальными нормами, имеющими равнозначное значение как для России в целом, так и для отдельных субъектов правоотношений, в частности регионов, связанных федеральным законодательством и правом собственного правового регулирования.  

 

 

 

2.3 Пути  развития института запретов  и ограничений

 

       Важную роль в интеграционных процессах играют разные политические институты: главы государств, парламенты стран, правительства, институты гражданского общества.

Немаловажную роль в этих процессах играют и таможенные органы. Поэтому хотел бы остановиться на первых итогах деятельности Таможенного союза и деятельности ФТС России в рамках ТС. Функционирование Таможенного союза трех стран – Беларуси, Казахстана и России – планировалось начать с 1 января 2011 года. Однако в связи с необходимостью следовать глобальным процессам интеграции, а также для скоординированного противодействия мировому финансово-экономическому кризису, впоследствии главы наших государств приняли решение об ускорении процессов создания Таможенного союза, имея в виду, что он должен начать функционировать с 1 января 2010 года.

Следует отметить, что политическая воля руководителей трех стран позволила сделать почти невозможное. В течение двух лет удалось преодолеть все возможные барьеры и создать Таможенный союз. Уполномоченными представителями Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была проделана большая ра-бота по формированию законодательной, нормативной, организационной, институциональной и информационной составляющих Таможенного союза. Создана договорно-правовая база Таможенного союза, сформированы не-обходимые для функционирования Таможенного союза институты, созданы единые системы тарифного, нетарифнообеспечено ведение согласованной политики в области технического регулирования, применения мер санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Завершающим шагом в процессе формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России была отмена с 1 июля 2011 года всех видов государственного контроля на российско-белорусской границе и сохранение только пограничного и миграционного контроля на российско-казахстанской границе. В результате была создана по-настоящему единая таможенная территория трех государств, без таможенных границ и других администра-тивных барьеров между ними.В настоящее время ФТС России постоянно осуществляет практическое взаимодействие с ЕЭК в сфере подготовки материалов, проектов международных договоров, решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза и ЕЭП для рассмотрения на комиссии;

Информация о работе Запреты и ограничения в таможенной сфере