Запреты и ограничения в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является научное осмысление и правовой анализ таможенно-правового института запретов и ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ, обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования процесса перемещения указанных товаров и эффективности привлечения к административной ответственности за нарушение правил такого перемещения, разработка конкретных предложений по решению назревших организационно-правовых проблем деятельности таможенных органов в указанной области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 88.84 Кб (Скачать файл)

Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.

Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно- производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественно промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой Организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% российских предприятий.

Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.

К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информобеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет "компенсации" сокращения таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных внутренних налогов на бизнес.

Реалистично нужно воспринимать и «переговорные надежды», связанные с получением Россией в ВТО статуса страны с рыночной экономикой (ибо антидемпинговые санкции, против которых мы протестуем, вполне могут налагаться на российский экспорт и по "рыночным" правилам). Не следует переоценивать и наше влияние на выработку в ВТО торгово-политических решений, так как Россия будет в ВТО одной из 150 стран-членов, явно уступающей по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии.

Одним из препятствий на пути России в ВТО является несовершенное таможенное законодательство. Вступлению России в ВТО мешают, в частности, четыре нерешенные основные проблемы в таможенной сфере: возможность произвола со стороны таможни при определении таможенной стоимости товаров, неразвитость системы пропускных пунктов и возможность ограничения мест декларирования товаров со стороны таможни («нетарифный протекционизм»), ограничения для граждан на беспошлинный ввоз товаров из-за границы (65 тыс. руб.), а также проблемы структуры самого таможенного законодательства. Вступивший в силу Таможенный кодекс должен быть законом прямого действия. Однако, пока что и новый кодекс потребовал 20 постановлений правительства и свыше 80 нормативных актов ФТС. К тому же продолжают действовать около 30% из 10 тыс. разных нормативных актов бывшего ГТК, принятых к старому кодексу 1993 года.

Однако, что касается корректировки таможенного законодательства, то часть предложений ФТС явно не соответствует требованиям ВТО. Так, руководство ФТС предлагает предельную стоимость товара, который может быть ввезен беспошлинно, снизить с нынешних 65 тыс. руб., например, до 15 тыс. руб. По оценкам ФТС, нынешний лимит позволяет беспошлинно ввозить товаров ежегодно на $10-15 млрд. Что, соответственно, подрывает отечественный рынок.

Понятно, что странам-членам ВТО, наоборот, выгодно, чтобы этот предел стоимости товаров для беспошлинного ввоза был увеличен. Так что на ближайших переговорах России и стран-членов ВТО таможенная тема останется одной из главных. Таможенное оформление является одной из наиболее сложных и тяжелых тем на переговорах по присоединению России к ВТО.

Можно предположить, что в связи с вступлением России в ВТО будет увеличиваться доля импорта не столько в сегменте потребительских товаров и продовольствия, сколько в сегменте оборудования. Основания следующие.

Во-первых, по ряду позиций импортные товары (например, бытовая техника) к настоящему времени почти полностью вытеснили российские. Рынок таких товаров насыщен, иностранные компании бьются за потребителей между собой. Увеличение продаж становится возможным за счет внедрения принципиально новых технологий. Высокий уровень конкуренции привел к тому, что уже сегодня при помощи разнообразных белых, серых и других схем товары ввозятся на территорию России с уплатой минимально возможных таможенных пошлин и налогов.

Во-вторых, по ряду позиций продовольствия увеличение доли импорта затруднено вследствие традиционных потребительских предпочтений. Кроме того, импортные товары сравнительно дешевы только в крупных городах с развитой транспортной инфраструктурой, портовых городах, где используются преимущества массовой перевозки; при доставке же товаров в регионы доля транспортных издержек значительно увеличивается, делая весомее цену товара.

В третьих, рост экономики, спровоцированный внешними факторами (значительные цены на нефть), требует соответствующей поддержки всех отраслей отечественного народного хозяйства. И здесь есть дефицит предложений. Свободные средства вкладываются в жилищное строительство, которое, является наиболее доходным сегментом рынка, спекулятивные ценные бумаги. Не обеспеченный рост замедляется. При открытии же рынков инвесторы будут видеть перспективность вложений. Ведь при покупке дорогостоящего оборудования ощущается каждый процент ввозной таможенной пошлины - это денежные средства, которые могли бы быть направлены в развитие, реинвестированы. Также средние и мелкие предприятия могли бы обновить свой технологический парк, купить по более низкой цене станок, автопогрузчик, инструмент, комплектующие.

Итак, с вступлением России в ВТО возможности среднего и мелкого бизнеса по приобретению более качественного и менее дорогого оборудования, модернизации производства станут более широкими. Если сегодня малый предприниматель редко становится субъектом международного товарооборота, потому что издержки, связанные с перемещением товаров через границу, сравнительно велики, то после снижения таможенных пошлин, непосредственно обращаться к иностранным контрагентам будет большинство представителей бизнеса. Вырастет оборот и у торговых посредников.

Однако, таможенные пошлины - не единственный барьер на пути увеличения и качественного улучшения структуры внешней торговли. Значительные сложности возникают при прохождении грузов через границы с процедурой таможенной очистки. То есть существующий порядок предполагает, что небольшая фирма с нестабильным, редким, малообъемным перемещением товаров из-за рубежа должна пользоваться услугами таможенных посредников. Основные вопросы в большинстве случаях возникают по следующим моментам: перевозка грузов от границы до места таможенного оформления, хранение грузов во время таможенного оформления и декларирование. На этих направлениях деятельности специализируются отдельные субъекты таможенного посредничества, а именно (таможенный) перевозчик, склад временного хранения, таможенный брокер. Обладая особым статусом, эти лица не стесняются устанавливать повышенные цены на свои услуги. Так, по информации Интернет-сайта Клуба логистов, стоимость оформления брокером одной таможенной декларации составляет в среднем 1000 долл. США. И существующие расценки без действия внешних факторов вряд ли пойдут на снижение.

Область, в которой действуют таможенные посредники, является сложным и изменчивым пространством, в котором сливаются воедино вопросы из разных отраслей права и экономики. Помимо собственно таможенного дела, это банковское дело и валютный контроль, товароведение, транспорт и логистика, налогообложение. Зачастую таможенный посредник только в связи с ввозом товаров на территорию России начинает заниматься необходимой сертификацией, лицензированием, так как клиент не озаботился этим ранее. Деятельность таможенных посредников детально урегулирована со стороны государства.

Действуют десятки тысяч ведомственных правовых актов, принимаемых уполномоченным федеральным органом в рамках их компетенции. Ситуация усугубляется, когда нижестоящие по иерархии таможенные органы начинают принимать свои акты, которые прямо противоречат законодательству, нарушая тем самым принцип единства правового пространства в Российской Федерации.

Ежегодно ведомственный контроль и проверки прокуратуры обнаруживают такие незаконные распоряжения. Характерной чертой таможенного законодательства является такая ситуация, когда телетайп грамма таможенного органа отменяет действие целого нормативного правового акта. Поэтому роль оперативной информации в данной сфере высока. Локализация - также яркая черта рынка таможенных услуг. Склады привязаны к определенным таможенным органам по определению, а брокеры или перевозчики, с успехом работающие в одной таможне, не могут наладить контакт в другой. Принятие в 2003 г. новой редакции Таможенного кодекса, по мнению специалистов, не изменило ситуацию. Эксперты не увидели новаций в таможенном законодательстве, многие нормы были перенесены в редакцию Таможенного кодекса из ранее изданных ведомственных актов. Реального упрощения таможенных процедур пока не последовало.

Ранее было отмечено, что вступление России в ВТО даже на общем фоне роста внешней торговли, несомненно, увеличит число компаний, торгующих с иностранцами, и произойдет это увеличение, прежде всего, в секторе малого и среднего бизнеса. К сожалению, официальная статистика не предоставляет достоверных данных о состоянии внешней торговли, так как сегодня крупные игроки ведут свои внешнеэкономические операции через дочерние и подставные компании, происходит искусственная ротация участников внешнеэкономической деятельности.

В целом же организации таможенного посредничества должны удовлетворить растущий спрос на их услуги. При этом система таможенных посредников должна подчиняться следующим условиям: 1) обеспечить высокую оперативность, надежность и полноту контроля за ходом внешнеторгового процесса; 2) наладить четкую кооперацию и координацию деятельности всех участников внешнеторгового процесса; 3) установить правильную соподчиненность органов управления и обеспечивать высокую эффективность услуг.

Основные перспективы таможенного посредничества видятся в работе с предприятиями среднего и малого бизнеса. Также необходимо отметить, что законодатель ориентирует систему таможенного посредничества на владельцев генеральных грузов. Массовые грузы обычно проходят мимо таможенных посредников. Например, экспортируемый каменный уголь. Перевозится железной дорогой, хранится на площадке, которая не является складом временного хранения, декларируется сотрудником компании-экспортера.

Особое значение имеет использование новых технологий таможенного оформления товаров. Упростить таможенные формальности может применение в отношениях с основными торговыми партнерами (страны Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, США) сквозных таможенных деклараций. Как известно, форма грузовой таможенной декларации, применяемая в России сегодня, основана на SAD (единый административный документ - форма таможенной декларации, которая начала действовать в странах ЕС с 1988 г.), с той лишь разницей, что не выполняет основную функцию - упрощение таможенных формальностей в торговле между странами. SAD состоит, как правило, из восьми сброшюрованных экземпляров, и содержит полную информацию о товаре; сведения об отправителе и получателе товара; необходимые банковские, налоговые, страховые и др. данные. Каждый из восьми листов SAD имеет свое назначение. Первые три из них обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных - в стране-импортере товара. SAD, таким образом, является сквозной декларацией, составляется один раз для обеих торгующих стран, что очень удобно. Российская же грузовая таможенная декларация заимствовала только внешнюю форму SAD, но не сквозную функцию. Несмотря на некоторые сложности, в этой области есть перспектива. Конечно, такой шаг, как использование сквозных таможенных деклараций, подорвет позиции таможенных брокеров, но в целом для экономики это будет положительным моментом.

Положительно повлияет на развитие сферы внешней торговли и разрешение иностранным компаниям декларировать ввозимые ими товары самостоятельно. Во-первых, они имеют свои представления о чистоте бизнеса, во-вторых, это вызывает здоровую конкуренцию между таможенными посредниками.

Таким образом, вступление России в ВТО в целом пойдет на пользу рынку таможенных услуг, а в конечном счете - их потребителям. Обстановка на этом рынке станет питательной для здоровой и честной конкуренции.

 

 

2.2 Состояние  и  текущие проблемы

 

 Правовое регулирование, обеспечивающее вхождение России в ВТО на федеральном уровне, осуществлялось по нескольким направления, в том числе вступили в силу ряд нормативно-правовых актов, среди которых новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты. Однако на уровне органов государственной власти субъектов федерации не выработано единой политики в области нормотворчества, обеспечивающей вхождение в ВТО, не определен перечень правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а также не определена компетенция органов представительной и исполнительной власти субъекта РФ по определению стратегии субъекта РФ в период вхождения в ВТО.

Информация о работе Запреты и ограничения в таможенной сфере