Запреты и ограничения в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является научное осмысление и правовой анализ таможенно-правового института запретов и ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ, обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования процесса перемещения указанных товаров и эффективности привлечения к административной ответственности за нарушение правил такого перемещения, разработка конкретных предложений по решению назревших организационно-правовых проблем деятельности таможенных органов в указанной области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 88.84 Кб (Скачать файл)

Условный выпуск товаров осуществляется:

- если в отношении товаров  предоставлены льготы по уплате  таможенных пошлин, налогов в  соответствии с законодательством  ТС, сопряженные с ограничениями  по пользованию и распоряжению  товарами; - если выпускаются товары  без представления документов  и сведений, подтверждающих соблюдение  ограничений, установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности;

- в случае помещения товаров  под таможенные процедуры таможенного  склада, беспошлинной торговли, переработки  на таможенной территории, переработки  для внутреннего потребления, временного  ввоза, реэкспорта, международного  таможенного транзита, уничтожения.

Как видно из предыдущего абзаца, ТК ТС относит к категории условно выпущенных товаров товары, которые помещаются под таможенные процедуры, предполагающие предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, а также неприменение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Однако, как представляется, данная позиция содержит в себе определенное противоречие.

Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст.4 ТК ТС, выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Таможенная процедура представляет собой, в соответствии с пп. 26. п.1 ст. 4 ТК ТС, совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Следовательно, разрешение лицу пользоваться товарами в соответствии с любой из установленных ТК ТС таможенной процедурой, что предполагает применение установленного в отношении избранной таможенной процедуры порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также применение тех или иных ограничений по пользованию или распоряжению товарами, по своей сути, является выпуском товаров.

Таким образом, понятие "условный выпуск" включает в себя выдачу таможенным органом разрешения на:

-помещение товаров под таможенную процедуру, предусматривающую предоставление полного условного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

-помещение товаров под таможенную процедуру, содержание которого не предусматривает предоставление каких-либо льгот, если это сопряжено с последующим предоставлением лицом документов и сведений, подтверждающих соблюдение условий выпуска товаров в соответствии с такой таможенной процедурой.

В ряде случаев условный выпуск осуществляется при наличии обоих из вышеуказанных элементов.

В первом случае в соответствии с гл. 12 ТК ТС таможенный орган вправе потребовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться следующими способами (ст. 86 ТК ТС и гл. 16 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"):

- залогом товаров и иного  имущества;

- банковской гарантией (принимается  гарантия, выданная банком, входящим  в перечень банков, выступающих  гарантами перед таможенными  органами);

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); - поручительством;

- поручительством.

Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей установлен Приказом ФТС РФ № 917 от 25.07.08 (в ред. Приказов ФТС РФ от 14.01.2010 N 23, от 21.10.2010 N 1950) "Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите".

Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей, его способы и размеры установлены главой 12 ТК ТС и гл. 16 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"):

По общему правилу (ст. 85 и 87 ТК ТС) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Порядок возврата обеспечения в виде денежного залога, внесенного на счета таможенного органа, установлен статьей 90 ТК ТС. Следует отметить, что требование таможенного органа о предоставлении гарантий надлежащего исполнения лицом своих обязанностей в виде обеспечения уплаты таможенных платежей является правом, а не обязанностью таможенного органа. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. При реализации данного положения таможенные органы руководствуются, в первую очередь, сведениями о законопослушности лица, отсутствии задолженностей по уплате таможенных платежей, "стажа" лица в части внешнеторговой деятельности. Обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется во всех случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляет менее 20 тысяч рублей.

Таким образом можно сделать заключение что, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза.

Если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 ст.152 ТК ТС.

В случае невозможности вывоза товаров, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 152, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 Таможенного Кодекса таможенного Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно правовая основа запретов и ограничений во внешней торговли   ВТО

 

            В части принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, применяемых в таможенном деле, 2009 - 2010 годы стали, пожалуй, самыми насыщенными. Это связано с образованием единого таможенного союза, основу которого три договаривающихся государства (Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь) заложили в Договоре от 6 октября 2007 года "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза".

            Основным нормативным документом, определяющим правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, безусловно, является Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), который применяется на территории Российской Федерации.

          Также с 1 июля 2010 года вступили в силу принятые 11 декабря 2009 года Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза, Соглашение таможенного союза по санитарным мерам, Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, Соглашение таможенного союза о карантине растений. В то же время уже с 1 января 2010 года в соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 на территории Российской Федерации действуют Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года (далее - Международные соглашения). 
            Международными соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией в установленном порядке, предусмотрены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, меры нетарифного регулирования, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами. 

           Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами(далее - Единый перечень).

            Единый перечень и Положения о применении ограничений утверждены пунктом 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19.

            Комиссией таможенного союза принято решение о том, что с 1 января 2010 года Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. При этом согласно пункту 9 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 лицензирование и количественные ограничения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация во взаимной торговле не применяют. 
            Таким образом, с 1 января 2010 года таможенные органы Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.

           В связи с вступлением 29 декабря 2010 года в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

              В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов таможенного союза. 
В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, актами органов таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
             Вместе с тем при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ.

  
            Действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, которыми устанавливаются такие запреты и ограничения. 
             В Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ определение запретов и ограничений отсутствовало, поэтому таможенным законодательством использовалось определение, установленное в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

             Так, в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) понятие "нетарифное регулирование" определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

             Помимо мер нетарифного регулирования Законом N 164-ФЗ установлены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (статья 32). Принципиальное отличие данных мер от мер нетарифного регулирования заключается в том, что последние имеют исключительно экономический характер, тогда как меры, вводимые исходя из национальных интересов, имеют неэкономический характер и направлены на обеспечение соблюдения общественной морали и правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и др.

Информация о работе Запреты и ограничения в таможенной сфере