Валютный контроль в неторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том что, валютный контроль является важнейшим участком общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность валютного контроля;
проанализировать валютный контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
исследовать контроль за внешнеторговыми бартерными сделками;
рассмотреть порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
Глава I. Основные положения понятия валютного контроля ………………....7
Понятие и цели, методы валютного контроля……………………………..7
1.2 Виды и принципы валютного контроля……………………………………10
1.3 Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности………….13
Глава II. Валютный контроль в неторговом обороте ……………....…………20
2.1 Особенности и совершенствование валютного контроля в неторговом обороте …………………………………………………………………………...20
2.2 Нарушение валютного законодательства ………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

Валютный контроль в неторговом обороте.docx

— 61.83 Кб (Скачать файл)

при единовременном ввозе  наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую  в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному  декларированию в письменной форме  путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств  и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме  по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом  денежных инструментов, за исключением  дорожных чеков, осуществляется при  условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков  с таможенной территории таможенного  союза осуществляется без ограничений  в следующем порядке:

при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч  долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному  декларированию в письменной форме;

при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую  в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному  декларированию в письменной форме  путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых  наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный вывоз  физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в  общей сумме, равной либо не превышающей  в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии  таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

 В случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением  дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная  стоимость либо соответствующая  сумма в валюте государства - члена  таможенного союза или иностранной  валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.[6]

Особенности декларации

Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утвержден Решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N287.

Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного  формуляра и дополнительного  формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Дополнительный формуляр заполняется физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, при  перемещении:

- наличных денежных средств  (банкноты и монеты, за исключением  монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков, в сумме превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;

- иных денежных инструментов  в документарной форме (вексель,  чеки (банковские), ценные бумаги  на предъявителя, удостоверяющие  обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств,  в которых не указано лицо, которому осуществляется такая  выплата). При заполнении формуляра  указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.[5]

 

2.2. Нарушение валютного законодательства

 

Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством  Российской Федерации, или осуществление  валютных операций с невыполнением  установленных требований об использовании  специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с  невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

 Нарушение установленного  порядка открытия счетов (вкладов)  в банках, расположенных за пределами  территории Российской Федерации, -

 влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере  от одной тысячи до одной  тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Невыполнение обязанности  по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. [1]

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по возврату в Российскую Федерацию  денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

  Несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Нарушение установленного порядка  ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки  из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  в документарной форме, за исключением  случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение  административного штрафа на граждан  в размере от пятисот до одной  тысячи рублей; на должностных лиц  — от одной тысячи до двух тысяч  рублей; на юридических лиц —  от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных  лиц частями, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

 Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

 Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.[1]

 Уголовная ответственность  за нарушения валютного законодательства  Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования  предусмотрена статьей 193 Уголовного  кодекса Российской Федерации. 

Статья 193. Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте [3]

Невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

 

Заключение

Валютное регулирование - деятельность государственных органов  по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации  резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам  валютного контроля документы и  информацию, связанные с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными  федеральными законами.

С институциональной точки  зрения валютные рынки - это совокупность бирж, брокерских фирм, банков, разного  рода фондов, корпораций.

Истощающая валютные резервы  страны спекулятивная атака на рубль  требует серьезной инвентаризации мер валютного контроля.

В российской ситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений качественного плана. Если снижение резервов и связанное  с этим обесценение рубля приближаются к границам, создающим угрозу платежеспособности компаний и страны в целом, необходимо, чтобы участники рынка знали, какие рычаги могут быть применены  для нормализации положения. В первую очередь важны не запретительные меры, а экономические стимулы, делающие операции с рублями более оправданными. Кроме того, для пополнения резервов можно вновь обратиться к практике частичной продажи валютной выручки.

Основная цель валютного  контроля в неторговом обороте —  обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки  в Россию, а также обеспечение  соответствия суммы средств в  иностранной валюте, переведенной в  оплату за импортируемые товары, стоимости  фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего  валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

 

 

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001г. № 195 – ФЗ (ред. от 29.11.2012 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138375
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 17 (ред. от 16.04.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 – ФЗ (ред. от 29.11.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138368
  4. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ в настоящее время действует в редакции от 06.12.2011 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 05.06.2012. // Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]/. http://www.consultant.ru/popular/currency/.  Загл. с экрана.
  5. Решение комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации"
  6. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза
  7. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением: Инструкция ЦБ от 4.06.2012г. № 138 - И// Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]/ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133766
  8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]/. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=89838
  9. Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования./ авторы: Ларина Л.С., Сергеев С.В./ [Электронный ресурс]/. http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1574515
  10. Валютное регулирование в РФ/ [Электронный ресурс]/ http://www.zonazakona.ru/articles/index.php?a=60
  11. таможенный портал/ [Электронный ресурс]/

Информация о работе Валютный контроль в неторговом обороте