Теория и практика применения средств таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение технологии и организации системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: Во-первых, рассмотрены вопросы необходимости и организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, во-вторых, отражение данных вопросов в таможенном законодательстве, наконец, в-третьих, современное состояние, проблемы и перспективы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТСТК.rtf

— 959.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  

 

Сегодня таможенные органы являются практически одной из главных структур, отвечающей за радиационную безопасность всех без исключения грузов, поступающих на территорию таможенного союза из-за рубежа и вывозимых с его территории.

Делящиеся и радиоактивные материалы (ДРМ) автоматически входят в категорию товаров повышенного риска, поэтому контроль за их оформлением, перемещением и соблюдением условий транспортировки ведется особо строгий.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в последние годы мировое сообщество столкнулось с ситуацией, которая до сих пор рассматривалась в качестве почти абстрактной - неконтролируемое распространение ядерных и радиоактивных материалов.

Предметом исследования стали процессы использования технических средств таможенного контроля за делящимися и радиактивными материалами , при процедурах таможенного контроля и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Объектом исследования курсовой работы являются технические средства таможенного контроля за делящимися и радиактивными материалами , как части таможенной инфраструктуры ТС.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение технологии и организации системы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.  
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: Во-первых, рассмотрены вопросы необходимости и организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, во-вторых, отражение данных вопросов в таможенном законодательстве, наконец, в-третьих, современное состояние, проблемы и перспективы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

Задачами курсовой работы является изучение: 
- понятия ДРМ и особенности их классификации; 
- правовых источников регулирующих контроль перемещения ДРМ; 
- таможенного контроля как категории в таможенном деле; 
- используемых форм таможенного контроля за ДРМ; 
- средств технического контроля используемых для таможенного контроля за ДРМ; 
- структуры таможенных органов; 
- технологической схемы при обнаружении ДРМ. 
           Таможенное оформление и таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов производится в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории Таможенного союза.

В рамках Таможенного Союза в проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов а также товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения особых изменений не произошло. При проведении таможенного контроля ДРМ, а также товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля:

    • таможенное наблюдение,
    • таможенный осмотр,
    • таможенный досмотр,
    • проверка документов и сведений.

При проведении таможенного контроля ДРМ, а также товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов должны выполняться требования по радиационной безопасности, установленные законодательством, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Применение таможенными органами, расположенными на российско-казахстанской границе, стационарных систем радиационного контроля при осуществлении совместного контроля осуществляется в соответствии с порядком, определенным на двусторонней основе. Таможенному контролю в форме таможенного наблюдения с использованием технический средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (далее - ТС ТКДРМ) подлежат перемещаемые через российско-белорусский и российско-казахстанский участок, товары и транспортные средства, в т. ч. перемещаемые физическими лицами.

Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ).

Курсовая работа включает следующие структурные элементы:

титульный лист, содержание, введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение, библиографический список, приложения.

 

 

 

 

 

 

радиоактивный материал таможенный

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1 Определение делящихся и радиактивных материалов

 

Делящиеся и радиоактивные материалы (ДРМ) - товары, на которые распространяется действие законодательства в области использования атомной энергии.

Делящиеся и радиоактивные материалы включают в себя ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.

Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам испускающие ионизирующее излучение вещества, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности.

К радиоактивным веществам относят товарные позиции 2612, 2805, 2844 и позицию с кодом 8401 30 000 0.

Ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращения торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков1.

Естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

 

1.2 Общие сведения, основные положения

 

В отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза, действуют запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Делящиеся и радиоактивные материалы допускаются к ввозу на таможенную территорию Таможенного Союза (в том числе к ввозу с целью транзита). Допускаются к вывозу с данной территории при соблюдении требований и условий, установленных законодательством  и Таможенным Союзом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, международными договорами и законодательством  в области использования атомной энергии.

При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством , а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии2.

Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ).

При проведении таможенного контроля ДРМ могут использоваться иные технические средства таможенного контроля (приборы взвешивания, досмотровая рентгеновская техника и т.д.). Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:

определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;

составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;

предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;

предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;

обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств  в области нераспространения ядерного оружия.

 

1.3 Компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении ДРМ

 

Таможенные органы, утвержденные Приказом ФТС России от 26 марта 2009г. №567 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов" (редакция от 19.01.2010), обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза и классифицируемых в товарных позициях 2612, 2805, 2844 и кодом 8401 30 000 0 (Приложение 1).

Иные таможенные органы, не поименованные в приложении, не обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении товаров, за исключением таможенных операций, связанных:

с прибытием товаров на территорию таможенного союза и убытием товаров с таможенной территории ;

с обеспечением процедуры внутреннего таможенного транзита;

с обеспечением таможенных режимов международного таможенного транзита и реэкспорта (при вывозе товаров непосредственно из пункта пропуска через таможенную границу Таможенного Союза);

с таможенным оформлением воздушных, морских и речных судов, в состав штатного оборудования которых входят приборы (узлы, агрегаты), содержащие радиоизотопные источники, а также указанных узлов и агрегатов для этих судов, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, реэкспорта, реимпорта, свободной таможенной зоны;

с таможенным оформлением товаров, перемещаемых в соответствии со специальным таможенным режимом перемещения российских товаров между таможенными органами  через территорию иностранного государства.

Таможенные органы  осуществляют радиационный контроль по двум направлениям:

1) Радиационный контроль всех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу;

2) Контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларации данных физическому содержимому предъявленного радиационного груза3.

Для выполнения первой задачи специальной техникой оснащаются все таможенные посты, расположенные в пунктах пропуска. Для выполнения второй задачи определена 21 таможня, которые могут производить таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, и оборудованы соответствующей аппаратурой контроля.

 

1.4 Перечень документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля при декларировании делящихся и радиоактивных материалов

 

Перечень документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза и классифицируемых в товарных позициях 2612, 2844, 8401 30 000 , а также иных товаров, содержащих в своем составе комплектующие, классифицируемые по вышеуказанным позициям:

1. Лицензия федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

2. Сертификаты-разрешения (подтверждения о соответствии упаковочного комплекта транспортного (далее - УКТ) указанному типу), выдаваемые в установленном порядке:

1) сертификат-разрешение на радиоактивное вещество особого вида (РВОВ), если в сертификате-разрешении на конструкцию УКТ указано, что УКТ предназначен только для перевозки РВОВ

2) сертификат-разрешение на конструкцию УКТ российского и зарубежного производства

3) сертификат-разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ данным видом транспорта с указанием маршрута перевозки

3. Техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт, упаковочная ведомость к каждому УКТ типов А и В для перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ:

4. Сопроводительная накладная на радиоактивное вещество или на поставку данного вида ядерных материалов согласно нормативным правовым актам, регламентирующим правила безопасной перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ:

5. Спецификация на партию ядерных материалов и радиоактивных веществ, содержащая следующие сведения (при перемещении через таможенную границу Таможенного Союза ядерных материалов и радиоактивных веществ различных наименований в составе одной товарной партии):

1) для ядерных материалов:

    • название, физическая и химическая форма;
    • суммарная активность, Бк (Ки);
    • дата измерения радиационных параметров;
    • масса ядерного материала;
    • тип УКТ, в котором перевозится данный радиационные параметры товара;
    • категория УКТ и транспортный индекс;
    • масса (брутто) УКТ.

2) для радиоактивных веществ:

    • название, физическая и химическая форма;
    • суммарная активность Бк (Ки);
    • дата измерения радиационных параметров;
    • тип УКТ и радиационные параметры товара;
    • категория УКТ и транспортный индекс.

Эксплуатационная документация на товары и транспортные средства, подтверждающая наличие в этих товарах ядерных материалов и радиоактивных веществ4.

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТСТК В ОТНОШЕНИИ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

2.1 Технические средства таможенного контроля

 

В соответствии с Приказом ФТС России от 21 декабря 2010 г. N 2509

"Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах ", к техническим средствам таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности относятся:

1. Стационарные системы обнаружения ДРМ

1.1 Стационарная система радиационного контроля с детекторами гамма - и нейтронного излучения

Информация о работе Теория и практика применения средств таможенного контроля