Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки;
-обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
-обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….2

1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция………..3

1.1 Единая система таможенных органов РФ…………………………………….4

1.2 Основные функции таможенных органов РФ……………………………….5

2. Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус………………...7

2.1 Государственный таможенный комитет РФ………………………………….7

2.2 Региональное таможенное управление……………………………………...12

2.3 Таможня, таможенный пост………………………………………………….15

Заключение............................................................................................................19

Используемая литература……………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по таможенному праву .docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под  общим руководством ГТК России и  непосредственным руководством РТУ, в  состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются  непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного  оформления и др.) создаются, как  правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне  региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как  совпадать, так и не совпадать  с административными границами  субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни  распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией аж на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Следует также отметить, что в порядке, предусмотренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен на территории страны связано как с  маршрутами перемещения грузов, так  и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных  станций. Либерализация внешнеэкономической  деятельности обусловила необходимость  реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость  их создания была вызвана тем, что  приграничные таможни стали не в  состоянии оперативно решать ряд  таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки  товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз  и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует  мировой практике, способствует ускорению  грузооборота через таможенную границу  и делает таможенный контроль более  эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста  человек, и крупные со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также  входит в единую систему таможенных органов России, является первичным  звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев  таможенные посты могут быть подчинены  РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут  различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством  решением ГТК России таможенному  посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению  с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования  действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть  его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы  таможенных органов как ее самостоятельных  звеньев. И первоначально так  и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов  в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего  через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно  вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением  их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о  таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного  дела на территории подведомственного  региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно  разделить на три взаимозависимых  группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические  функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в  претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

-таможня участвует в  разработке и реализует, а таможенный  пост участвует в реализации  программ развития таможенного  дела в подведомственном регионе;

-осуществляют контроль  за соблюдением всеми юридическими  и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного  дела; осуществляют таможенное оформление  товаров и транспортных средств;

-осуществляют контроль  за достоверностью и полнотой  сведений, представляемых для таможенных  целей;

-осуществляют контроль  за доставкой товаров и транспортных  средств, находящихся под таможенным  контролем, и документов на  них в места, определяемые таможенными  органами;

-осуществляют контроль  за целевым использованием условно  выпущенных товаров и транспортных  средств;

-начисляют и взимают  таможенные пошлины, налоги и  иные таможенные платежи; контролируют  деятельность в подведомственном  регионе таможенных брокеров, таможенных  перевозчиков;

-выполняют функции агентов  валютного контроля; осуществляют  борьбу с контрабандой, иными  преступлениями, нарушениями таможенных  правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность  таможенных органов и др.

Вместе с тем, таможня  выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня  организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

-обобщает и анализирует  практику применения средств  таможенного регулирования экономической  деятельности, правоприменительную  практику;

-осуществляет контроль  за единообразным и точным  исполнением законодательства структурными  подразделениями таможни и нижестоящими  таможенными постами; осуществляет  проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности лиц, перемещающих  товары и транспортные средства;

-осуществляет контроль  за соблюдением законности должностными  лицами таможни и нижестоящих  таможенных постов при осуществлении  дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

-организует и проводит  обучение специалистов в области  таможенного дела для государственных  органов, коммерческих и некоммерческих  организаций;

-вносит в вышестоящий  таможенный орган предложения  о создании, реорганизации и ликвидации  в подведомственном регионе таможенных  постов;

-проводит аттестацию  сотрудников таможни и нижестоящих  таможенных постов, приводит их  к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции  таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими  и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим  лицом со всеми присущими юридическим  лицам атрибутами, финансируется  за счет средств федерального бюджета  и иных предусмотренных законодательством  источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже  отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и находится  в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура и штатная  численность таможни и таможенного  поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность  таможни и таможенного поста  утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию таможенного поста  осуществляет РТУ РФ, а таможенного  поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, ГТК России.

Территориальный принцип  организации и функционирования таможен не исключает возможность их специализации - специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контролем, но являются также специализированными созданные  в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так называемые «оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях  реализации Федерального закона РФ «Об  оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

 

Заключение

Подводя итоги проделанной  работы, можно сделать следующие  выводы:

- таможенные органы РФ  являются неотъемлемой частью  экономической политики государства.  Особенно важна их роль в  государствах, которые осуществляют  переход от централизованной  экономики к рыночной. Это прямо  относится к России: при таких  масштабных переменах, происходивших  в стране, необходимо опираться  на те инструменты, которые  изначально, в силу своей природы,  должны быть проводниками рыночных  реформ. Задача таможенной системы  состоит в том, чтобы состыковать  новую экономическую систему  России с системой мирохозяйственных  связей и за счет этого дать  импульс развитию внешнеэкономических  связей. Одним из условий, для  выполнения этой задачи является  соответствующее постановка таможенного  дела. И как следствие развитие  правовой базы всего таможенного  дела, унификации таможенных процедур  на основе передового мирового  опыта. Россия, будучи великой  евроазиатской страной, имеет  исключительно благоприятные перспективы  интеграции в международную таможенную  систему.

- Таможенная политика  зависит от целей и задач  общей экономической стратегии  правительства. Исторически она  стала первой формой государственного  регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в  таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций,  создании свободных таможенных  зон и т.д.

-Реализация таможенной политики осуществляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

-Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

Информация о работе Таможенные органы РФ, система, структура, правовой статус