Таможенные органы: правовой статус и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Очевидна роль таможенных органов в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения понятия таможенных органов их статуса и структуры.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие и статус таможенных органов
4
2 Структура таможенных органов
8
2.1 Схема структуры таможенных органов
9
2.2 Федеральная таможенная служба
10
2.3. Региональные таможенные управления (РТУ)
11
2.4. Таможни Российской Федерации
12
2.5. Таможенные посты
13
Заключение
14
Список литературы
15

Файлы: 1 файл

127______.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

- -

Содержание

 

Введение

3

1 Понятие и статус  таможенных органов

4

2 Структура таможенных  органов

8

2.1 Схема структуры  таможенных органов

9

2.2 Федеральная таможенная служба

10

2.3. Региональные таможенные управления (РТУ)

11

2.4. Таможни Российской  Федерации

12

2.5. Таможенные посты

13

Заключение

14

Список литературы

15


 

Введение

 

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов.

Прежде всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы  представляют собой органы федеральной  власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ  в области таможенного регулирования  и внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации  и децентрализации – каждый нижестоящий  таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти. Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

Очевидна роль таможенных органов в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения понятия таможенных органов их статуса и структуры.

 

 

1 Понятие и  статус таможенных органов

Таможенные  органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела1.

В Таможенном кодексе 2003 г. таможенным органам посвящен раздел V, включающий 39—42 главы, 401—437 статьи.

Основными в  деятельности таможенных органов являются разнообразные формы и методы по осуществлению ими своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Термин «таможенные органы»  используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются. Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции2:

1) осуществляют  таможенное оформление и таможенный  контроль, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

2) взимают таможенные  пошлины, налоги, антидемпинговые,  специальные и компенсационные  пошлины, таможенные сборы, контролируют  правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

3) обеспечивают  соблюдение порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

4) обеспечивают  соблюдение установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают  в пределах своей компетенции  защиту прав интеллектуальной  собственности;

6) ведут борьбу  с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют  в пределах своей компетенции  контроль за валютными операциями  резидентов и нерезидентов, связанными  с перемещением товаров и транспортных  средств через таможенную границу,  в соответствии с валютным  законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную  статистику внешней торговли;

9) обеспечивают  выполнение международных обязательств  Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют  информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят  научно-исследовательские работы  в области таможенного дела.

Таможенные  органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями3:

1) принимать  меры, предусмотренные настоящим  Кодексом, в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства  Российской Федерации;

2) требовать  документы, сведения, представление  которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;

3) проверять  у граждан и должностных лиц,  участвующих в таможенных операциях,  документы, удостоверяющие их  личность;

4) требовать  от физических и юридических  лиц подтверждения полномочий  на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять  в соответствии с законодательством  Российской Федерации оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления,  предупреждения, пресечения и раскрытия  преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять  неотложные следственные действия  и дознание в пределах своей  компетенции и в порядке, которые  определены уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять  производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать  в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать  и доставлять в служебные помещения  таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить  документирование, видео- и аудиозапись,  кино- и фотосъемку фактов и  событий, связанных с перемещением  товаров и транспортных средств  через таможенную границу и  осуществлением перевозки, хранения  товаров, находящихся под таможенным  контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать  от государственных органов, организаций  и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих  функций, в соответствии с настоящим  Кодексом;

12) выносить  руководителям государственных  органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять  в суды или арбитражные суды иски и заявления:

- о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

- об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

14) устанавливать  и поддерживать официальные отношения  консультативного характера с  участниками внешнеэкономической  деятельности, иными лицами, деятельность  которых связана с осуществлением  внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять  иные правомочия, предусмотренные  настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 

2 Структура таможенных органов

Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК).

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает

  1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);
  2. региональные таможенные управления (РТУ);
  3. таможни;
  4. таможенные посты.

2.1 Схема структуры таможенных органов

 

Федеральная таможенная служба

Управления:

Главное организационно-инспекторское управление

Аналитическое управление

Главное управление информационных технологий

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля

Главное управление по борьбе с контрабандой

Главное управление тылового обеспечения

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования

Главное финансово-экономическое управление

Контрольно-ревизионное управление

Правовое управление

Региональное таможенное управление организации силового обеспечения

Управление государственной службы и кадров

Управление делами

Управление по связям с общественностью

Управление правового обеспечения законопроектной деятельности

Управление собственной безопасности

Управление таможенного сотрудничества

Управление таможенной инспекции

Управление таможенной статистики и анализа

Управление таможенных расследований и дознания

Управление товарной номенклатуры

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Региональные таможенные управления

 

Дальневосточное таможенное управление

Приволжское таможенное управление

Северо-западное таможенное управление

Сибирское таможенное управление

Уральское таможенное управление

Центральное таможенное управление

Южное таможенное управление

Таможни центрального подчинения

 

Внуковская таможня

Домодедовская

Центральн. таможня (кинологический центр ФТС России)

Центральная акцизная таможня

Центральная базовая таможня

Центральная энергетическая таможня

Шереметьевская таможня

Таможни

 

Таможенные посты

 

Информация о работе Таможенные органы: правовой статус и структура