Таможенные органы: правовой статус и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Очевидна роль таможенных органов в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения понятия таможенных органов их статуса и структуры.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие и статус таможенных органов
4
2 Структура таможенных органов
8
2.1 Схема структуры таможенных органов
9
2.2 Федеральная таможенная служба
10
2.3. Региональные таможенные управления (РТУ)
11
2.4. Таможни Российской Федерации
12
2.5. Таможенные посты
13
Заключение
14
Список литературы
15

Файлы: 1 файл

127______.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Федеральная таможенная служба

На верху иерархической  лестницы таможенных органов стоит  Федеральная таможенная служба России - центральный орган, находящийся в ведении Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».

В этом норативно-правовом акте перечислено несколько десятков функций этого органа по контролю и надзору в области таможенного  дела, а также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными  преступлениями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:

- осуществление взимания  таможенных пошлин, налогов и  прочих обязательных таможенных  платежей, контроль правильности  исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, меры по их принудительному взысканию;

- обеспечение соблюдения  установленных запретов и ограничений  в отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации, борьба с нарушениями установленных таможенных правил;

- обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

- осуществление таможенного  оформления и таможенного контроля;

- обеспечение в пределах  своей компетенции защиты прав  и свобод граждан; 

- ведение таможенной  статистики;

- информирование и  консультирование на безвозмездной  основе по вопросам таможенного  дела участников внешнеэкономической  деятельности;

- осуществление в пределах  определенной законом компетенции  валютного контроля операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

2.3. Региональные таможенные управления (РТУ)

Региональные таможенные управления (РТУ)– создаются  с 1991 г. как промежуточное звено между ФТС РФ и таможнями.

В прямом подчинении каждого РТУ находятся таможни и таможенные посты, в оперативном – лаборатории, учебные заведения и т.п. ( в обоих случаях – за исключением объектов, непосредственно подчиненных ФТС). РТУ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица, входить в ФТС с аналогичной инициативой относительно таможен и постов со статусом юридического лица, утверждать таможенные склады и склады временного хранения; представлять подчиненные структуры в госорганах, менять в установленном порядке географию их деятельности, вносить в ФТС проекты изменения границ подведомственного региона.

РТУ решает свои задачи непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами. Финансируется из государственного бюджета и других источников.

Из статусов ФТС РФ и РТУ следует, что у них идентичные функции – с той разницей, что ФТС курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводник политики ФТС.

РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:

- координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.

- участвует и организует участие нижестоящих органов в научно-исследовательских работах, рассчитанных на развитие законодательства и совершенствование таможенной политики, на обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности страны.

- контролирует использование прогрессивных решений при разработке юридических, организационных, технологических и прочих аспектов развития региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих органов) в ФТС РФ.

 

2.4. Таможни Российской Федерации

Таможни Российской Федерации  составляют организационный и производственный фундамент системы - именно здесь производится основная часть собственно таможенных и сопутствующих операций4.

Раньше эта работа велась в пунктах, внешняя граница  которых, как правило, совпадала  с государственной. Правовой статус, компетенция, структура таможни регламентирована ТК, десятками нормативных.

Таможни работают под непосредственным руководством РТУ или ФТС РФ. Последний по представлению или с учетом мнения РТУ может создавать, ликвидировать, реорганизовать и определять территорию деятельности (подведомственную). В их прямом (а также оперативном) подчинении находятся дислоцированные на этой территории таможенные посты – кроме непосредственно руководимых РТУ или ФТС РФ.

Таможня вправе учреждать  склады временного хранения, определять места дислокации постов, представлять их в государственных органах и, по согласованию с ФТС РФ, создавать, ликвидировать, реорганизовать посты, а также решать свои задачи через них либо самостоятельно. В обязанности таможни входит взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами и, прежде всего, с территориальными органами федеральной, региональной и местной власти. Она является юридическим лицом, финансируется из государственного бюджета и других источников.

Третий уровень, таможни, претворяет в жизнь, реализует то, что РТУ и ФТС, организуют, контролируют, координируют, курируют и т.д. Вместе с тем, только таможни ведут учет, идентификацию, инвентаризацию подконтрольных товаров и транспортных средств; проверяют достоверность и полноту, обеспечивают конфиденциальность и строго целевое использование полученных сведений обо всем, что касается этих предметов; отслеживают доставку в надлежащие пункты; при необходимости обеспечивают таможенное сопровождение; определяют продолжительность стоянки с учетом времени на таможенное оформление; контролируют целевое использование условно выпущенных товаров и транспортных средств и выполняет ряд иных функций. Типовая структура, штатная численность и фонд оплаты труд таможни определяется ФТС РФ и в этих пределах на практике могут варьироваться.

 

2.5. Таможенные посты

Таможенные посты –  это первичные ячейки, наиболее разветвленная  часть системы таможенных органов. Посты действуют под непосредственным руководством вышестоящего органа, каковым  является таможня или РТУ либо ФТС. В функциональном плане пост можно рассматривать как несколько усеченный филиал таможни: в его компетенцию не входят (или входят по минимальному уровню) такие работы, как валютный контроль, проверка финансово-хозяйственной деятельности экспортеров, пропаганда, учебно-методическая деятельность, участие в научно-исследовательских работах, кураторство нижестоящих органов, во всем же остальном обязанности поста те же, что и у таможни. Структура и штатная численность поста утверждаются вышестоящим органом.

 

Заключение

 

В заключении отмечу, что  совокупность  таможенных органов  представляет собой именно систему, построение которой обусловлено  теми целями и задачами, которые  стоят перед таможенными органами, и, с другой стороны, тем, что таможенные органы представляют собой органы исполнительной власти. В связи с этим система таможенных органов подчинена в своей деятельности ряду системообразующих факторов, позволяющих говорит о ней как о совокупности элементов, подчиненных единым целям и задачам. В работе рассмотрены особенности и специфические моменты, характерные для статуса и функционирования каждой из составных частей, входящих в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Статус таможенных органов закреплен непосредственно в Таможенном кодексе. Особое значение имеет правоохранительная деятельность таможенных органов, а так же их деятельность по раскрытию и борьбе с нарушениями таможенного законодательства.

Думаю, что с развитием таможенного дела будут появляться, создаваться новые таможенные структуры и звенья, соответствующие изменяющимся, динамичным потребностям и задачам в сфере таможенного дела. В связи с изложенным можно утверждать, что в настоящее время система таможенных органов является системой органов, деятельность которых направлена на обеспечения экономической безопасности РФ, а так же на обеспечение законности и правопорядка в сфере таможенного дела.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

    1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066
    2. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. – М., 1995 г.
    3. Бекяшев К. А. Моисеев Е. Г. Таможенное право, М., Проспект 2005г.
    4. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М., 2001 г.
    5. Габричидзе Б.Н. Современная Россия обретает таможню // Российская газета. 1991. 2 ноября.
    6. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования// Государство и право, 1995, №3.
    7. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М., 2007 г.
    8. Круглов А.С. Российская таможня объявлена особым видом государственной службы // Российская газета. 2005. 31 июля.
    9. Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика. 2004. № 17-20.
    10. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995.
    11. Суслов Н.А. Система таможенных органов РФ: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования. – Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата юр. наук – М., 1999 г.
    12. Таможенное право /Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев – М., 2004 г.

1 Бекяшев К. А. Моисеев Е. Г. Таможенное право, М., Проспект 2005г.

2 Статья 403, Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066

3 Статья 408, Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066

4 Бекяшев К. А. Моисеев Е. Г. Таможенное право, М., Проспект 2005г.




Информация о работе Таможенные органы: правовой статус и структура