Таможенное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Таможенное регулирование в России». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Таможенное дело в Российской Федерации………………………………5
1.1. Руководство таможенным делом……………………………………….. 5
1.2. Понятие и значение таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности………………………………….. 10
1.3. Правовые основы регулирования таможенной деятельности…………11
1.4. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности………..12
1.5. Таможенное оформление товаров и транспортных средств……….....16
1.6. Декларирование товаров и транспортных средств……………………18
1.7. Таможенные платежи, пошлины и тарифы, их виды………………... 20
1.8. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности……………………………………………………………...25
1.9. Тарифные льготы………………………………………………………...30
2. Деятельность таможенной службы Российской
Федерации в 2011 году…………………………………………….……... 33
3. Таможня - это большие деньги, большие искушения
и большие проблемы………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………..45

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование ВЭД 11.03.2013г..docx

— 807.00 Кб (Скачать файл)

Адвалорные ставки таможенных пошлин определяются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические  – в виде конкретной денежной суммы  за единицу товара (в евро),  смешанные (комбинированные) определяются с использованием адвалорной и специфической ставок. Законом РФ «О таможенном тарифе» определены категории товаров, которые освобождаются от взимания таможенных пошлин, а также льготы и порядок их предоставления. Валюта исчисления пошлины соответствует валюте заявленной таможенной стоимости товара.

Таможенная пошлина по адвалорной ставке рассчитывается по формуле:

Тпа = ТС · СТПа/100, где

Тпа – величина таможенной пошлины товара,

ТС – таможенная стоимость товара,

СТПа – ставка таможенной пошлины адвалорная (в процентах к ТС товара).

Исчисление таможенной пошлины  по специфической ставке осуществляется следующим образом:

ТПс = КТ· СТПс · ОК/ОКвк, где

ТПс – величина таможенной пошлины,

КТ – количество товара,

СТПс – ставка таможенной пошлины специфическая (в евро, ЭКЮ за единицу товара),

ОК – официальный курс евро к рублю по курсу ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации,

ОКвк – официальный курс валюты контракта к рублю.

Исчисление величины таможенной стоимости  по смешанным ставкам проводится методом сравнения величин ТПа и ТПс. Наибольшая из них принимается к уплате в качестве таможенной пошлины.

При определении НДС используются адвалорные ставки. В настоящее время  применяется основная ставка для  большинства товаров 20% и НДС в  размере 10%. НДС исчисляется по формуле:

НДС = (ТС + ТП + А) · СНдс/100,где

НДС – величина НДС, подлежащая оплате,

СНдс – ставка НДС, установленная на данный товар,

А – акциз,

ТС – таможенная стоимость товара,

ТП – таможенная пошлина.

Федеральный закон РФ «Об акцизах» определяет специфические и адвалорные ставки акцизов. Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу измерения подакцизного товара. При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

При расчете таможенных сборов за таможенное оформление для большинства таможенных режимов применяются адвалорные ставки сборов. Они дифференцируются в зависимости от валюты платежа: 0,1% от таможенной стоимости в валюте РФ и 0,05% в иностранной валюте. В ряде случаев применяется ставка 0,15% и 0,1 в валюте РФ. При ввозе/вывозе ценных бумаг в иностранной валюте используются специфические ставки в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда. Во все случаях сборы за таможенной оформление не должны превышать 0,15% их таможенной стоимости.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе".

Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.

К товарам может применяться  режим наибольшего благоприятствования  или преференциальный (льготный) режим  при условии получения надлежащего  удостоверения об их происхождении  не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления.

На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режим наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения  которых не установлена, ставки ввозных  таможенных пошлин в соответствии с  Законом РФ "О таможенном тарифе" увеличиваются вдвое, за исключением  случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, относительно которых  они применяются, устанавливаются  Правительством Российской Федерации и относятся к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В практике ВЭД наряду с пошлинной системой ввоза, вывоза и международного таможенного транзита товаров применяется также несколько видов тарифных льгот. Взимание таможенных платежей, контроль таможенной стоимости и тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ в 2011 году смотреть в Приложении 3.

1.8. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической

       деятельности

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров (услуг).

Для защиты внутреннего рынка, поддержки собственных производителей и защиты потребителей от недоброкачественной  продукции многие страны мира вводят ограничения на ввоз и вывоз различной продукции.

Федеральным законом «Об  основах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности»  от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, ТК РФ и другими  нормативно-правовыми актами РФ установлен комплекс мер нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ, которые представляют собой административные меры регулирования ВЭД.

Наиболее распространенными  мерами нетарифного регулирования  являются лицензирование и квотирование − меры количественного и стоимостного ограничения экспортно-импортных операций. Они вводятся на определенный срок применительно к определенной категории товаров (работ, услуг), странам либо группам стран; выступают в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения аукциона или конкурса или фактического проведения операций по экспорту (импорту) с предоставлением федеральным органом исполнительной власти определенной квоты организациям-изготовителям

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Президентом РФ и Правительством РФ. Лицензии оформляются в соответствии с приказом МВЭС России от 18 марта 1997 г. №144 «Об утверждении правил оформления заявления и выдаче экспортных и импортных лицензий» на специальном защищенном от подделки бланке и выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ или его территориальными органами.

Таможенный контроль за ввозом (вывозом) лицензируемых товаров осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК РФ от 15 декабря 2002 г. №1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензированных товаров».

Процедура экспортного контроля. Отношения органов государственной власти РФ и российских участников ВЭД при осуществлении экспортного контроля регулируются Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ, устанавливающим принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также определяющим права, обязанности и ответственность участников ВЭД.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» выдача лицензий и иных, предусмотренных  законодательством РФ разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению  правительства РФ.

К контролируемым товарам  и технологиям относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая  информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые  в силу своих особенностей и свойств  могут внести существенный вклад  в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники. Принадлежность товара к категории контролируемого определяется по двум критериям:

  • соответствием названия товара и его кода по ТН ВЭД России названию и коду ТН ВЭД России товара, указанному в писках;
  • соответствием конкретных значений технических характеристик вывозимого товара техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» контрольного списка.

На практике таможенные органы наиболее часто сталкиваются с проблемой идентификации товаров, относящихся к наиболее перспективным разработкам как в области гражданского, так и военного применения. В настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. №477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», что является важным шагом в решении это проблемы.

Разрешения иных контролирующих органов РФ. Система выдачи разрешений на ввоз в РФ или вывоз из нее отдельных товаров является наиболее либеральной по сравнению с лицензированием мерой нетарифного регулирования ВЭД и основана на получение разрешений на перемещение через таможенную границу РФ в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров.

Разрешения − документы, разрешающие ввоз или вывоз некоторых  товаров, являющиеся одним из видов документов в системе нетарифного регулирования ВЭД (наряду с лицензиями и сертификатами), которые необходимо представлять таможенным органам при ввозе или вывозе этих товаров. Такими органами являются:

  • при ввозе некоторых категорий лекарственных средств (например, товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи) − Министерство здравоохранения и социального развития РФ или министерство сельского хозяйства РФ;
  • при ввозе радиоэлектронных и высокочастотных средств − Министерство информационных технологий и связи РФ;
  • при возе и вывозе оружия невоенного назначения − Министерство внутренних дел РФ;
  • при вывозе культурных ценностей − Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
  • при ввозе и вывозе картографических, аэросъемочных материалов, материалов комической съемки, геодезических и гравиметрических материалов − Федеральное агентство геодезии и картографии;
  • при вывозе и ввозе семян сортов растений и племенного материала пород животных − Министерство сельского хозяйства РФ.

Сертификация товаров. Основными законодательными документами, определяющими порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, являются Федеральные законы РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300−1 и «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184−ФЗ.

Сертификация − это  процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях повышения качества производимых и импортируемых товаров; содействия потребителям в компетентном выборе продукции и их защиты от недобросовестных изготовителей; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

В соответствии с наличием обязательных норм Госстандартом РФ установлен номенклатурный перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, который периодически пополняется и изменяется.

В РФ применяется система  ГОСТ Р, созданная для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции (работ, услуг) и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности проведения сертификации. Выдавать сертификаты имеют право Госстандарт России, его территориальные органы и организации, аккредитованные Госстандартом на право выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты предоставляются  в таможенные органы РФ вместе с  ГТД и являются необходимыми документами  для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ.

При проведении таможенного  оформления должностными лицами таможенных органов РФ помимо иных действий осуществляется проверка:

  • подписей и печатей на копии сертификата;
  • полномочий органа на выдачу сертификата;
  • соответствия ввозимого товара сертификату;
  • срока действия сертификата;
  • иных сведений, необходимых для таможенного оформления.

При наличии достаточных  оснований таможенный орган РФ в праве потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи сертификата.

Помимо сертификации безопасности товаров государственные контролирующие органы осуществляют гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный и радиационный контроль при ввозе (вывозе) различных категорий товаров, выдавая при этом соответствующие сертификаты, свидетельства и заключения.

Таким образом, меры нетарифного  регулирования ВЭД выполняют  функции защиты внутреннего рынка от нежелательной конкуренции иностранных товаров, используются в качестве инструмента обеспечения государственного контроля за внешнеторговыми операциями и содействуют развитию национального производства товаров.

1.9. Тарифные льготы

 

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) следует понимать предоставляемую  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу страны в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Информация о работе Таможенное регулирование в России