Таможенное дело в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, осуществлению контроля над соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности. История становления и развития таможенного дела в России измеряется столетиями. Таможенное дело развивалось в России постепенно, изменяясь под давлением власти и преобразованиями соответствующего этапа временной ленты. На сегодняшний день из «мыто» сформировалась «таможенная пошлина», а из такого чина как «мытник» появилось гордое звание «таможенник РФ».

Файлы: 1 файл

tam_delo_i_tam_politika_n_r.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два  важных подхода к определению  ее направленности - это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.10

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура  таможенного оформления и таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового  дифицита и выровнять торговый и  платежный балансы, более рационально  распорядиться иностранной валютой  при острой ее нехватке для покупки  за рубежом наиболее необходимых  стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного  долга.

Кроме того, эти инструменты позволяют  получать уступки в области ограничений  импорта на условиях взаимности и  добиваться отмены дискриминационных  мер в странах - торговых партнерах  Росси.

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и  быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению  экономической безопасности.

Цель таможенной политики в среднесрочной  перспективе - повышение глобальной конкурентноспособности российской экономики  за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования.

Задачи таможенной политики:

1) Содействие технологической модернизации  российской экономики за счет  облегчения доступа к использованию  передовых иностранных технологий  и оборудования.

2) Стимулирование развития производственно-технологической  коопераций российских и иностранных  компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих  производств на территорию РФ.

3) Повышение конкурентности российских  рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

4) Унификация таможенной политики  со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач  будет обеспечиваться следующими направлениями  таможенной политики РФ:

1) Стимулирование переноса производств  на территорию РФ путем дифференциации  ставок таможенных пошлин в  зависимости от глубины переработки  и предназначения товаров.

Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины  переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более  привлекательные условия для  изготовления товаров в РФ по сравнению  с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ.

Вместе с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое  оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных  количествах. Выполнение международных  обязательств РФ по беспошлинному перевозу отдельных видов товаров.

Необходимость защиты наиболее конкурентно  способных отраслей российской экономики  в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

2) Усиление регулирующей функции  таможенного тарифа, обеспечение  сбалансированности и рациональная  защита внутреннего рынка страны.

Угроза вытеснения товаров отдельных  секторов экономики с внутреннего  рынка импортом, требует создание определенных барьеров для доступа  импорта. В тоже время, искусственное  и не оправданное ограждение от импорта  снижает стимулы для повышения  конкурентоспособности отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует  повышение спроса на товары в области  машиностроения, в которой отечественное  производство не может удовлетворить  в полной мере.

Сбалансировать регулирование  импорта с учетом потребности  производителей и потребителей будет  обеспечиваться: применением специфических  тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием  на потребности производителей и  потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или  повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

3) Отказ от необоснованных ограничений  российского экспорта за счет  оптимизации применения ввозных  таможенных пошлин.

Сегодня ввозные таможенные пошлины  применяются в качестве инструмента  изъятия природной ренты, выполняют  функцию ограничений(запретов) на экспорт  ряда товаров, а так же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет  осуществлен постепенный переход  к: отказу к применению вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров энергетической группы, а так же необработанного  леса, металлолома и некоторых  других видов сырьевой группы товаров. Использование мер нетарифного  ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным законом  «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

4) Адаптация инструментов таможенно-тарифной  политики к условиям ТС и  зон свободной торгловли

Двухстороннее соглашение РФ о свободной  торговле с государствами - участниками  СНГ предусматривает осуществления  взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений.

Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт  сырья без увязки с едиными  правилами регулирования внешней  торговли, конкуренция и оказания государственной помощи, четкого  правового механизма, введения временных  ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов  российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного  учета требует идентификации  каждого компонента в готов изделии  с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент  ввозился.

В соответствии с Планом действия по формированию ТС в рамках Евразийского экономического сообщества(утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС  на уровне глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенной политики наднациональным органам ТС.11

В среднесрочной перспективе будут  уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ:

А) Подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем  смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ.

Б) Двухсторонние соглашения о свободной  торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц.

В) Россия должна обеспечить достижения договоренностями со Странами - партнерами по формированию ТС, о принципах  и правилах таможенно-тарифного  регулирования в ТС, отвечающей социально-экономической  политики РФ.

5) Оптимизация национальной схемы  тарифных преференций

В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой  развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся  стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее  время в перечень развивающихся  стран включено 103 государства. При  ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего 53 страны), пошлина  не взимается.

В среднесрочной перспективе будет  пересмотрена национальная схема преференций  в торговле с развивающимися и  менее развитыми странами, в частности  уточнения стран-пользователей данной льготой. Перечня товаров, а так  же правил происхождения товаров, для  целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов: содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-пользователей льготой в  отношении РФ.

6. Последовательное сокращение  тарифных льгот, искажающих регулятивную  функцию таможенных тарифов

В виду значительных изменений в  таможенном тарифе в части снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которых не производятся в РФ, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, возимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Будет предложен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской  области с целью его оптимизации, включая ограничения его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ.

7. Обеспечение стабильности и  транспарентности применения мер  таможенно-тарифного регулирования

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенности и  риски для предпринимателей. В  период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного  регулирования в течении одного финансового года.

Исключения будут касаться ограничения  перечня случаев, когда оперативность  принятия решений трудно устранимыми  негативными последствиями для  экономики.

К субъектам таможенной политики относятся  законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты  власти, а также группы интересов  и группы политики, связанные с  внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники  ВЭД, социальные слои, группы, на которых  распространяется или оказывает  воздействие таможенная политика.

К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:

А) Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство  РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров  в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного  тарифа).

Б) Специальные государственные  органы:

1. Министерство торговли РФ и  институт уполномоченных Минторга  в регионах, в функции которых  входят:

- государственное регулирование  ВЭД (формирование нормативно-правовой  базы, организация импортных поставок  для государственных нужд, контроль  за обеспечением государственных  интересов);

- координация действий российских  участников ВЭД (разработка мер  по совершенствованию внешнеэкономической  политики);

- оценка состояния и прогноз  ВЭД;

- создание благоприятного режима  для внешнеэкономического сотрудничества.

2. Министерство экономики РФ

3. Министерство финансов РФ

4. Министерство науки и технологий  РФ

5. Министерство транспорта РФ

6. МПС РФ

7. Государственный таможенный комитет  РФ и его система

8. Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю (контроль  лицензирования и аудиторские  проверки).

В) Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная палата  с входящими в нее региональными  отделениями и представительствами  за рубежом и относящимися  к этой системе внешнеэкономическими  предприятиями: Союзэкспертиза, Российское  агентство рисков, отраслевые объединения  производителен и экспортеров  при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

Информация о работе Таможенное дело в Российской Федерации