Таможенное дело в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, осуществлению контроля над соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности. История становления и развития таможенного дела в России измеряется столетиями. Таможенное дело развивалось в России постепенно, изменяясь под давлением власти и преобразованиями соответствующего этапа временной ленты. На сегодняшний день из «мыто» сформировалась «таможенная пошлина», а из такого чина как «мытник» появилось гордое звание «таможенник РФ».

Файлы: 1 файл

tam_delo_i_tam_politika_n_r.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

5 этап. Началом создания  таможенной службы России можно  считать распоряжением Президента  РСФСР от 25.08.91 г. №25- рп «О деятельности  таможенной службы на территории  РСФСР», по которым таможенная  служба, находившаяся на территории РСФСР, а руководство таможенными органами возложено на Правительство РСФСР.3

Указом Президента РСФСР  от 25.10.91 г. был создан центральный  таможенный орган - Государственный  таможенный комитет (ГТК), правовой статус которого определил Указ Президента РСФСР от 28.11.91 г. № 242 «О реорганизации  центральных органов государственного управления РСФСР». В соответствии с этим указом таможенное ведомство  включалось в российскую исполнительную структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.

Правительство РСФСР приняло  Постановление №65 от 26.12.91 г. «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР», которое регламентировало комплекс вопросов по организации таможенного  дела и таможенной службы, утверждало Положение ГТК России, определило структуру и штатную численность  центрального аппарата.

В связи с распадом СССР осталось 20% действующих таможен, тогда  как доля товарооборота превышала 50%.

Конкретный план организации  и развертывания таможенных органов  и таможенной инфраструктуры был  определен в Постановлении Правительства  РФ от 24.05.93 г. №486 «О неотложных мерах  по усилению таможенного контроля на Государственной границе РФ». Была разработана Программа развития таможенной службы на 1992-1995 годы.

К 1993 г. в РФ развернули работу 12 региональных таможенных управлений. В 1992-1993 гг. для организации таможенных органов на Государственной границе  РФ были открыты 57 таможен и 112 таможенных постов, 103 автомобильных и 49 железнодорожных  пунктов пропуска.

Становление и дееспособность системы таможенных органов были обеспечены принятие 18.06.93 Таможенного  Кодекса РФ (ТК РФ) и Закона РФ от 01.07.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе».

Указом Президента РФ от 25.10.94 г. №2014 было введено Положение  о ГТК РФ, которое закрепило  статус ГТК России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  непосредственное руководство таможенным делом в РФ.

Федеральный закон от 21.01.97 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах  РФ» определил службу как особый вид государственной службы граждан  России и новые условия ее прохождения  на контрактной основе.

Введенный в действие с 01.01.2004 г. ТК РФ изменил практику работы таможенных органов всех уровней. В Кодексе  детально описывались и регламентировались таможенные процедуры, дифференцировались подходы к участникам ВЭД, выдерживались  принципы международного таможенного  стандарта.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» ГТК РФ был  преобразован в Федеральную таможенную службу России (ФТС), а его функции  по принятию нормативных актов в  сфере таможенного дела были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ.

В декабре 2005 г. Правительством РФ была одобрена «Концепция развития таможенных органов РФ».

Указом Президента РФ от 11.05.2006 г. №473 «Вопросы ФТС» руководство  ФТС вновь передано непосредственно  Правительству РФ, а ФТС были переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке  государственной политике и нормативно-правовому  регулированию в области таможенного  дела.

27 ноября 2009 г. на заседании  Межгосударственного совета ЕврАзЭС  в Минске были подписаны основополагающие  документы о создании Таможенного  союза Российской Федерации, Республики  Беларусь и Республики Казахстан.

В рамках договора о создании единой таможенной территории и формирования Таможенного союза был разработан Таможенный кодекс Таможенного союза, который вступил в силу с 1 июля 2010 г.4

Основой регулирования таможенным делом и управлением в таможенных органах стал Федеральный закон  от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ».5

 

 

              1.2  Понятие и функции таможенного  дела в РФ

Таможенное дело обеспечивает экономическую безопасность государства. В условиях сложной криминогенной  обстановке в сфере ВЭД, в первую очередь в приграничных регионах, такое явление, как контрабанда, не только представляет значительную угрозу экономической безопасности, но и создает предпосылки для  активной деятельности международной  преступности, зачастую связанную с  терроризмом.

Тактическими задачами таможенного  дела РФ в этом случае являются:

    • Обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров;
    • Укрепление взаимодействий с российскими, зарубежными и международными организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков, контрафактной продукцией и другими правонарушениями в таможенной сфере.

 Таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, (распоряжениями) ФТС и Минфина России. Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России.

В современном понимании таможенное дело характеризуется как специфическая  область деятельности, тесно связано  со сферой внешнеэкономической деятельности и выступающая одновременно неотъемлемой частью внешнеторговых процессов.

В связи с этим данная область  включает сложный комплекс отношений  государственных таможенных органов  с участниками международного товарообмена, обеспечивая реализацию принципов  внутренней и внешнеэкономической  политики, функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства.

Таможенное дело имеет многоцелевой характер и представляет собой организационную  систему административно - технологических  процессов по соблюдению установленного порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, а также совершения таможенных операций. Действия таможенных органов в этих направлениях опираются  на законодательные нормы в части  государственного таможенного и  внешнеторгового регулирования, а  также международного таможенного  права.

На данном этапе таможенное дело в России служит влиятельным рычагом  в формировании благоприятного торгово-экономического режима на внутреннем рынке и фактором усиления интернациональных процессов.

Сфера таможенного дела является монополией государства и это означает его  право на выработку и реализацию таможенной политики, обеспечение функции  централизованного федерального управления таможенными органами и государственного регулирования совокупного внешнеторгового  оборота.

Одновременно в условиях государственной  монополии в сфере таможенного  дела обеспечивается решением двух важнейших  задач. Первая заключается в наиболее полном использовании ВЭД в целях  достижения устойчивого роста отечественной  экономики. Вторая задача сводится к  обеспечению защитных функции. В частности, к защите внутреннего рынка и экономики в целом от неблагоприятного воздействия внешнеторговых факторов и связанных с ними рисков - конъектурных, спекулятивных, демпинговых, монопольных и другого рода.

Кроме того, отнесение сферы таможенного  дела к федеральной компетенции  несет в себе гарантии сохранения единства таможенной территории и общего экономического пространства.

Это означает недопустимость установления региональными органами власти каких-либо препятствий для свободного перемещения  товара, транспортных и валютно-финансовых средств на таможенной территории России, и тем более дополнительных таможенных границ, таможенных пошлин и сборов.

Несмотря на то, что таможенное дело складывается из нескольких технологических  компонентов или блоков (таможенный контроль, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенное декларирование и  т.д.), которые отличаются по характеру осуществления, в совокупности все они ориентированы на достижение нескольких важных целевых функции.

Наиболее значимая из них фискальная функция, которую часто именуют  экономической функцией. Она реализуется  посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в  процессе декларирования экспортно - импортных товаров, а так же за счет начисления специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении ввозимой иностранной продукции в ряде конкретных случает.

Таможенные платежи выступают  важнейшей составляющей доходной части  федерального бюджета России, а доля их совокупного размера сейчас достигает  более 50% его объема, или 8% от ВВП.

Структуру современного таможенного  дела в общем виде можно представить  следующим образом:

    • Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
    • Таможенные процедуры;
    • Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
    • Совершение таможенных операций;
    • Таможенный контроль;
    • Предоставление таможенных льгот
    • Введение таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенной системы;
    • Правовая регламентация ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части  является условным и рассматривать  их по отдельности нужно через  призму единства и тесной взаимосвязи  между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они  направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем  взимания таможенных платежей при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного  дела достигаются посредством установления ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на товары, перемещаемые через  таможенную границу ТС, а так же путем установления запретов и ограничений  на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, выдачи разрешений на ввоз и вывоз  отдельных товаров и рядом  иных мер.6

Правоохранительные цели таможенного  дела заключается в защите государственной  безопасности страны, общественного  порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу таможенного союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Таможенное дело в широком понимании - это теория и практика регулирования  перемещения товаров через таможенные границы государств.

Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной  власти по формированию и реализации таможенной политики.

ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» содержит следующее  определение таможенного дела:

«Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров  в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации».

Таможенным делом также принято  называть инструментарий таможенного  регулирования - совокупность методов  и средств, С помощью которых  таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.

Традиционно к такому инструментарию относятся:

    • -таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу;
    • таможенные операции и процедуры;
    • таможенно-тарифное регулирование;
    • таможенные платежи;
    • таможенный контроль;
    • таможенная статистика;
    • Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, ТК ТС обозначены такие  инструменты таможенного регулирования  как правоохранительная деятельность таможенных органов (ст. 7 ТК ТС), информационные системы, информационные технологии и  средства их обеспечения, используемые таможенными органами (гл. 4 ТК ТС), информирование и консультирование таможенными  органами (гл. 2 ТКТС).

Таможенное регулирование, как  и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил - это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению  соблюдения данных правил - таможенное дело.

Информация о работе Таможенное дело в Российской Федерации