Современные таможенные органы и их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:33, реферат

Описание работы

В условиях повышения роли таможенной политики как составной части экономической стратегии государства увеличивается потребность в изучении и творческом освоении богатого исторического опыта в данной области. По моему мнению, иметь хотя бы общие понятия о таможенном деле обязан каждый гражданин Российской Федерации независимо от рода его деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного дела России необходимо рассмотреть их в историческом разрезе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I.Зарождение таможенного дела на Руси…………………………….4
Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси………………………………..6
Глава III. Современные таможенные органы и их анализ………………10
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Отчет.История таможенного дела.docx

— 521.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I.Зарождение таможенного дела на Руси…………………………….4

Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси………………………………..6

Глава III. Современные таможенные органы и их анализ………………10

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………….18

Приложение

 

Введение.

«Внутренняя история народа не может быть признана всесторонней и полной, если в ней не затрагивается вопрос о последовательном ходе изменений, которым подвергалась его таможенная политика».120 лет назад к такому выводу пришел, изучая историю русского таможенного тарифа , служащий Министерства финансов Российской Империи Константин Лодыженский. Но и сегодня справедливость этого наблюдения не вызывает сомнений – настолько очевидна значимость таможенно - тарифной политики для интеграции России в мировое хозяйство. Ведь именно от структуры тарифа зависит, займет ли экономика нашей страны наиболее выгодное, с учётом имеющихся сравнительных преимуществ, место в международном разделении труда, или, как это бывало уже в нашей истории, возобладает политика бессистемного предоставления привилегий наиболее влиятельным отраслям в ущерб другим отечественным производителям и конечным потребителям. В условиях повышения роли  таможенной политики как составной части экономической стратегии  государства увеличивается потребность в изучении и творческом освоении богатого исторического опыта в данной области.                                                                                                                   По моему мнению, иметь хотя бы  общие понятия о  таможенном деле обязан каждый гражданин Российской Федерации  независимо от  рода его деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного дела России необходимо рассмотреть их в историческом разрезе.

 

 


 




Глава I. Зарождение таможенного дела на Руси.      

В  X-XII вв.  среди восточнославянских городов важное торговое значение имели Киев и Новгород. Находясь торговом пути "из варяг в греки", Киев был расположен в центре этого пути и поддерживал связи с западными странами. По оценке историка В.О. Ключевского, "кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли". Участвуя в международной торговле, Киевское государство экспортировало за рубеж продукты лесных промыслов, пушнину и меховые изделия, мед, воск, смолу. В меньшем количестве экспортировались выделанная кожа, сало, зерно, обработанный лен, пенька, предметы домашнего обихода из дерева и металлов, резная кость, мечи, стрелы и др. Значительного развития достиг кузнечно-слесарный и оружейный промысел, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка золота и серебра, филигрань, зернь, гончарное, кожевенное и портняжное производство). Все эти предметы были необходимы для экспорта. Внешней торговлей занимались князья и дружинники, но в XI в. она перешла в руки профессиональных купцов[5;с.23].

 




Среди импорта, поступающего в города Киевской Руси, были, в первую очередь, предметы роскоши и оружие. Предметами импорта торговли были: бусы, стекло, ювелирные украшения для конской сбруи, изделия из слоновой и моржовой кости, серебряная посуда, изделия из резного мрамора. В Киев ввозились дорогие ткани (парча, восточные шелка), серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные средства, красящие вещества, мыло, церковная утварь. Из Византии поступали золотые и серебряные монеты, ценные бархатные ткани, жемчуг, бисер, бусы, сафьян, копья, мечи, пряности и соль, мыло. Торговля осуществлялась на основе соблюдения таможенных обрядностей, взаимном согласии между купцами и купеческими обществами. Пошлина, собранная таможенниками, пополняла казну.





В Киевской Руси широко использовались для торговли водным путем несколько видов судов-однодневок, так называемых "моноксилов"(рис.1), на два-три человека и                                             

 Гравюра «Моноксивы» рис.1.  ладьи,  приводимые в действие не только течением реки Днепр, но и веслами, при этом одновременно используя паруса. Основное назначение этого водного транспорта состояло в перемещении товаров и грузов из Киева в Византию и вверх по Днепру к Новгороду и другим городам. Водный путь являлся наиболее надежным и обеспечивал потребность торговых людей. Перевозка товаров водным путем сокращала время, обеспечивала сохранение груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Рассвет таможенного дела на Руси.

 В апреле 1703г. Царь  Петр на Заячьём острове в  устье реки Невы выбирает место  для возведения крепости, призванной  закрепить завоевания в Прибалтике. Основанная 16 мая 1703 г. цитадель получила имя Святого Петра (Санкт – Питер – Бурх) (рис.2)                                                                    и стала вскоре портовым  городом, связавшим                                                    Россию и страны Европы.[6.]


В 1703 г. Основывается форт Кронштат. По замыслу царя городу-крепости надлежало стать и торговым центром. Для этого здесь сооружается просторная купеческая гавань, планируется переселение на постоянное жительство 1212 знатных бояр и дворян, 2000 купцов и ремесленников. 
Начиная с 1718 г. внешними таможенными сборами ведала Коммерц-коллегия, расположенная в Петербурге в здании  двенадцати коллегий. С учетом аналогов интерьеров музея-заповедника «Коломенское», Саввино-Сторожевского монастыря и Палат бояр Романовых представляется возможным восстановить примерный вид интерьера таможенной избы XVII в. Вход в саму комнату, где сидели подьячие, предваряли сени. В сенях посетители ожидали своей очереди. У дверей мог стоять караульный, следивший за порядком. Как правило, в правом от входа углу помещения, где вели прием, вешали икону, а перед ней - лампаду или свечу. Полы, стены и лавки в крупных таможенных пунктах покрывались сукном. Также обтягивались сукном двери. На лавках могли стоять «поставцы» - шкафчики для хранения книг и писарского имущества: запаса чернил, перьев, песка, сургуча, воска, бумаги, мешков. Сундук-подголовник, где лежали важные документы, названный так потому, что для сохранности содержимого при дальних переездах его клали под голову, если засыпали на ночь, хранился в малодоступных местах, при старшем подьячем или под образами. Изготовляли подголовники, как правило, из дуба. Снаружи оковывали железными полосами и врезали замок. В отдельном ларце, выделанном внутри красным бархатом, хранили печати и пломбы. Ларь с таможенной казной, за которую отвечал ларешный целовальник, мог закрываться на замок и находиться в охраняемом помещении. Под образами стоял аналой с Евангелием и крестом для принятия присяги. В избе находился окованный железом сундук, где хранился архив делопроизводства. Напротив стола, за которым велась работа, ставили скамью. В одном из углов комнаты стояла печь. В избе находился переносной фонарь. В условиях восстановления государственного управления таможенные функции были распределены между несколькими учреждениями: Четвертной Приказ, Приказ Большого прихода, Сибирский и Казанский Приказы, Приказ Большой казны. В конце XVII века большинство функций были сосредоточены в Приказе Большой казны. В XVII в. таможни возглавлял «таможенный голова». Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Под надзором местных воевод (нередко из других городов для предотвращения злоупотреблений) выбирались головы из купеческих сотен, посадских и земских людей. В подчинении у таможенных голов находились «целовальники». Старший из них, ведал таможенной казной, ларем, и поэтому назывался «ларечным». Ларечному подчинялись «караульные» и «ходячие» целовальники. В их обязанности входила охрана таможенной избы и сбор пошлины на торговых местах. Таможенные головы и целовальники не получали содержания из казны. При вступлении в эту повинность они давали присягу по уставной грамоте на верность и честность Государю. Целовальников избирали местные жители из «людей добрых, не воров и не бражников», как того требовало правительство. Документацию на таможне вели подьячие, получавшие за свою работу жалованье от «писчей денги» - суммы, взимаемой с участников сделки. На таможнях собирались различного вида пошлины и сборы. За увеличение сбора таможенных пошлин царь жаловал серебряные именные ковши, соболя и, дорогие ткани .

 





В 1747 г. при Сенате была учреждена специальная комиссия, которой было поручено составление нового таможенного тарифа. Тогда же вышел и сенатский указ, подтвердивший необходимость

Архангельский порт (рис.3)   закупки у Адмиралтейства таможенной яхты (рис.4). В 1747 г. такая яхта была спущена на воду под командованием офицера. На ней было 10 надсмотрщиков и солдат из Кронштадтского гарнизона. 
 
20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала указ "Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов". Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их "новоположенную прибавочную" пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.[6.]





Также было решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах страны. Всего в 1754-1755 .было укреплено и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой    Таможенная яхта (рис.4)                                      форпостов и застав. В целях усиления борьбы с контрабандным ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт "пограничных таможенных объездчиков". 9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император даровал Архангельскому порту (рис.3) равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение. В 1763 г. при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. Принятие в 1766 г. нового таможенного тарифа означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными сборами Канцелярия, в руках которой на время сосредоточилось управление таможенным делом. Однако эффективность таможенной системы фактически не повышалась. Как и прежде, ей не удавалось положить конец незаконному перемещению товаров. Граница практически была открыта для контрабандистов.

                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Глава III. Современные таможенные органы и их анализ.

 





Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями.[6.] Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов.





В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и                                                     Таможенная карта (рис.5)                                 перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.

 





В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями». Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)[4;с.95].





Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Основное звено реализации этой программы -компьютеризация и автоматизация таможенных                          ЕАИС(рис.6)                 технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной информационной системы ЕАИС(рис.6)) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию

Информация о работе Современные таможенные органы и их анализ