Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.

Содержание работы

Введение
1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ
7
11
1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения
11
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ

18
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
28
2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля
34
2.1 Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей
34
2.2 Порядок временного вывоза культурных ценностей
43
2.3 Таможенное оформление и декларирование культурных
ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ

48
3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей
57
3.1 Поиск и возвращение похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностей: практика работы Министерства культуры
Российской Федерации в сотрудничестве с Пензенской областью


57
3.2 Предотвращение незаконного перемещения культурных
ценностей через таможенную границу РФ

72
Заключение
83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

   

Введение

1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ 

7

11

1.1 Культурные ценности  и основания для их перемещения                               

11

1.2 Правовые аспекты  экспорта и импорта культурных  ценностей, 

перемещаемых через таможенную границу РФ                                                    

 

18

1.3 Пошлины и налоги  при перемещении культурных ценностей                      

28

2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля                  

34

2.1 Порядок вывоза и  ввоза культурных ценностей                                             

34

2.2 Порядок временного  вывоза культурных ценностей                                      

43

2.3 Таможенное оформление  и декларирование культурных 

ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ                                                    

 

48

3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей

57

3.1 Поиск и возвращение  похищенных или незаконно вывезенных 

культурных ценностей: практика работы Министерства культуры

Российской Федерации  в сотрудничестве с Пензенской областью                                                                

 

 

57

3.2 Предотвращение незаконного  перемещения культурных 

ценностей через таможенную границу РФ                                                                                        

 

72

Заключение                                                                                                               

83

Список использованных источников                                                                     

86

Приложение А. Организация  проведения экспертиз культурных ценностей,  

                            заявленных к  вывозу и временному вывозу                                                                                                   

 

90

Приложение Б. Положения, когда заявителю отказывают в вывозе

                            культурных ценностей                                                                                    

 

91

Приложение В. Нормы, связанные с регулированием культурных

                          ценностей в рамках соответствующего закона                                                      

 

92

Приложение Г.  Свидетельство  на право вывоза культурных ценностей

93

Приложение Д. Организация работы по возвращению похищенных и

                           незаконно вывезенных культурных ценностей

Приложение Е.  Капитализация 10 самых дорогих работ русских

                            художников на публичных торгах    

Приложение Ж. Динамика капитализации  Skate’s TOP-1000

 

94

 

95

96

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культурные ценности, создаваемые человеком на протяжении веков и отражающие все грани становления и развития истории, духовности и культуры общества, в современном мире являются не только бесценным культурным наследием и достоянием народов и отдельно взятых государств, но и самым надежным вложением капитала, не подверженным ни инфляциям, ни девальвациям, а с прошествием времени лишь приобретающим повышенную стоимость. Движение предметов искусства через границы может преследовать различные цели и осуществляется в рамках проектов культурного обмена, в ходе культурного туризма и торговли произведениями искусства, в процессе реставрации и, конечно же, в случаях, когда люди переезжают на жительство в другую страну. И это лишь некоторые из примеров.

Торговля предметами искусства подразумевает также перемещение художественных произведений, антиквариата, мебели и других артефактов через международные границы. Аукционные дома часто получают лот из одной страны, выставляют его на продажу в другой, а потом организуют доставку проданного объекта в третью, где проживает покупатель.

Еще одна причина перемещения  предметов искусства из страны в  страну – культурный туризм. Поток туристов в города России и Европы постоянно растет. Как свидетельствует история, иностранные гости всегда любили приобретать культурные ценности за границей и привозить их домой в качестве сувениров. Во многих городах существуют рынки и целые кварталы, где продаются предметы искусства и антиквариат. Часто они рекламируются как достопримечательности, особо интересные именно туристам.

Согласно ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» защита культурных ценностей относится к национальным интересам Российской Федерации.

В связи с этим государством установлены особые правила вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей. Порядок их перемещения через таможенную границу РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о проведении экспертизы и  контроля за  вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г., и др.

Актуальность темы, связанной  с перемещением культурных ценностей  заключается, прежде всего, в том, что  данная категория товаров является уникальной как с точки зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных позиций, в том числе и как запасов стоимости, так и с точки зрения современного состояния законодательной базы.

Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство  обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.

Несмотря на актуальность исследуемой темы, регулирование оборота культурных ценностей в области таможенного дела сопряжено с рядом проблем как нормотворческого, так и правоприменительного характера. Несовершенство действующего законодательства выражается в первую очередь в отсутствии единообразного понимания термина «культурные ценности». Принятый в 1993 г. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» не дает их однозначной характеристики и вступает в противоречие не только с иными федеральными законами, но и с нормами международного права. В правовом механизме оборота культурных ценностей в качестве лидирующих субъектов участвуют Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральная таможенная служба. Отсутствие единой системы учета культурных ценностей, неполноценность нормативной базы для осуществления глобального контроля за движением предметов культурного наследия, недостаточная координация усилий названных органов исполнительной власти, проблемы квалификации правонарушений в данной сфере  – вот причины нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу, которое имеет устойчивую тенденцию к росту.

Таможенные органы, являясь одновременно правоохранительными и налоговыми органами, в пределах своей компетенции занимаются «культурной деятельностью», областью применения которой являются:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование 
    памятников истории и культуры;
  • музейное дело и коллекционирование;
  • международные культурные обмены;
  • производство материалов, оборудования и других средств, 
    необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения 
    культурных ценностей;
  • иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности» (ст. 15 Закона).

В данной работе рассмотрены  основные вопросы, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ, а также пути решения существующих проблем, касающихся незаконного вывоза и хищения культурных ценностей.

Объектом исследования является деятельность таможенных органов РФ.

Предметом исследования являются таможенные правила перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ.

Цель дипломной работы – выявить проблемы перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ, а также проанализировать основные направления деятельности таможенных органов, способствующие минимизации хищений и незаконного вывоза культурных ценностей.

Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность и понятие культурных ценностей;
  • проанализировать экспорт и импорт культурных ценностей перемещения через таможенную границу РФ;
  • рассмотреть порядок ввоза и вывоза   культурных ценностей через таможенную границу;
  • раскрыть порядок таможенного оформления и декларирования культурных ценностей;
  • выявить способы предотвращения незаконного перемещения 
    культурных ценностей через таможенную границу РФ.

Теоретическую основу работы определили нормативно-правовые акты, публицистические статьи, посвященные  таможенному делу.

В первой главе рассматриваются  основания для перемещения культурных ценностей, правила ввоза и вывоза культурных ценностей, а также условия уплаты необходимых пошлин и налогов.

Во второй главе рассматривается  нормативно-правовая база регулирования  и порядок перемещения культурных ценностей. В последнем пункте данной главы рассматриваются риски, которые наиболее актуальны при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей.

Третья глава посвящена  основной проблеме – сохранению культурных ценностей на территории РФ, в частности, поиску и возвращению похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей.

 

 

 

 

1 Перемещение культурных ценностей через таможенную

границу РФ.

 

1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения

 

Роль и авторитет  современного государства в мире XXI века определяются не только энергетическими, военно-политическими, материальными ресурсами, но и его культурным достоянием. Этот принцип положен в основу программного документа «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Культурные связи – один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности.

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Для одних − это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других − это способ существования или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей – это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т.д.

В настоящее  время используются различные термины, применительно к объектам культуры: культурное наследие, памятники истории культуры и культурные ценности.

Культурное  наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений [19, c. 48].

В статье 3 Федерального Закона РФ от 23 июня № 1 15-ФЗ «Основы законодательства о культуре» культурные ценности определены как: «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [4].

Понятие «культурные  ценности» охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т.д.

В статье 7 закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» перечисляются категории предметов, подпадающие под действие данного Закона:

  • исторические ценности, в том числе связанные с историческими 
    событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  • оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  • художественно оформленные предметы культового назначения, 
    в частности иконы;
  • гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные 
    формы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе 
    художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  • изделия традиционных народных художественных промыслов;
  • составные части и фрагменты архитектурных, исторически художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • старинные книги, издания, представляющие особый интерес 
    (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • редкие рукописи и документальные памятники;
  • архивы, включая фото-, кино -, видеоархивы;
  • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно 
    или в коллекциях;
  • старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы 
    коллекционирования;
  • редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры [2].

Информация о работе Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей