Контроль таможенной стоимости при применении системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Для целей эффективного таможенного контроля необходимо, с одной стороны, максимально возможное расширение источников поступления достоверной информации, с другой стороны - обеспечение автоматизированного анализа всей поступающей информации. Как видно, эффективность таможенного контроля напрямую зависит от успеха автоматизации основных компонентов СУР.
Необходима разработка модели прогнозирования рисков и недостоверного декларирования с оценкой воздействия принимаемых мер регулирования ВЭД, разработка программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели, затем внедрение программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы контроля таможенной стоимости и СУР…………………………………………………………...………...5
1.1 Понятие и сущность контроля таможенной стоимости………..5
1.2 Основные понятие СУР, цели применения СУР……………..…9
Глава 2. Система управления рисками………………………..…..15
2.1 Основные методы управления рисками………………………..15
2.2 СУР в механизме контроля таможенной стоимости………….20
Глава 3. Зарубежная практика управления рисками в таможенном деле……………………………………………………………………27
3.1Система анализа и управления рисками в Европейском Союзе…………………………………………………………..……..27
3.2СУР в таможнях развивающихся стран…………………..……30
Заключение……………………………………………………….….35
Список использованной литературы……………………………...37

Файлы: 1 файл

контроль таможенной стоимости при применении системы управления рисками.docx

— 62.24 Кб (Скачать файл)

В течение 2012 года ФТС России администрировала 203 профиля риска,  
из них 112 профилей рисков (55,2%) разработаны по направлению контроля таможенной стоимости.

По результатам применения профилей рисков в 2012 году:

при импорте товаров – возбуждено 5383 дела об АП, 27 уголовных дел;

при экспорте товаров – возбуждено 1182 дела об АП, 4 уголовных дела.

В результате применения разрабатываемых ФТС России общероссийских профилей рисков дополнительно перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 17 млрд. рублей, в результате применения разрабатываемых РТУ и таможнями региональных, зональных и срочных профилей рисков – более 1,6 млрд. рублей.

В целях применения в рамках СУР субъектно-ориентированного подхода утвержден Перечень критериев, на основе которых будет осуществляться анализ и оценка уровня риска нарушения участником ВЭД таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1371). Предусмотрено проведение эксперимента по оценке деятельности участников ВЭД на основании утвержденных критериев (приказ ФТС России  
от 7 сентября 2012 г. № 1809). Утверждены Правила формирования «Электронного досье» участника ВЭД, целью создания которого является интеграция информационных ресурсов, имеющихся в таможенных органах и содержащих информацию об участниках ВЭД, их централизованная обработка и доведение до таможенных органов для использования при осуществлении таможенного контроля (приказ ФТС Росси от 29 декабря 2012 г. № 2677).

В целях внедрения упрощенных таможенных процедур при экспорте утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих вывоз собственной продукции, не облагаемой вывозными таможенными пошлинами (приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2676).

В 2012 году таможенная стоимость товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, скорректирована по  
309,2 тысячам деклараций на товары (далее – ДТ), что на 12% больше, чем  
в 2011 году (275,7 тысяч ДТ). В результате корректировок таможенной стоимости товаров сумма фактически взысканных таможенных пошлин, налогов составила 22,0 млрд. рублей, что на 12,2% больше, чем в 2011 году (19,6 млрд. рублей).6

Обеспечение достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) при таможенном декларировании, является одним из наиболее актуальных вопросов таможенного дела в России в современных условиях, поскольку рассматривается в качестве основного резерва повышения уровня собираемости таможенных платежей.

Применительно к контролю таможенной стоимости в России СУР используется для оценки достоверности заявляемой декларантами таможенной стоимости. В настоящее время в качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости таможенными органами используется ценовой показатель товара, так называемый контрольный уровень (Для определения области риска используются также и другие индикаторы: код товара, страна происхождения, товарный знак и др), который определяется экспертным способом на основе информации из базы данных таможенных деклараций, статистических данных, сведений, предоставляемых производителями, импортерами, таможенными службами иностранных государств, данных Интернета, официальных справочно-ценовых изданий и др. Отличие цены декларируемых товаров от информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов при сопоставимых условиях, свидетельствует о возможном занижении таможенной стоимости, неконкурентном формировании цены товаров либо ее зависимости от условий или каких-либо обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено.

Так, по мнению специалистов (должностных лиц таможенных органов, занимающихся разработкой проектов профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости), чтобы проанализировать цену на одну товарную позицию, нужно собрать целую экспертную группу, включающую представителей бизнеса, таможни, а также специалистов-оценщиков. К тому же стоимость товара как ценовая категория подвержена влиянию многочисленных факторов: сезонных колебаний, конъюнктуры мирового рынка, влиянию политических событий и др., что обусловливает необходимость непрерывной актуализации разрабатываемых профилей рисков для обеспечения адекватности контрольных действий.

Данный факт свидетельствует о том, что разрабатываемые ФТС России профили рисков далеко не в полной мере отражают сведения о реальных ценах на конкретные товары. Товарный знак, страна происхождения товара, особенности логистики или какой-либо иной элемент, включаемый в структуру таможенной стоимости, могут сильно влиять на стоимость ввозимых товаров. К тому же ТН ВЭД ТС не является, да и не должна быть настолько детализированной, чтобы учесть все многообразие ассортимента товаров. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что профиль риска содержит весьма усредненный ценовой уровень, который порождает ряд проблем при проведении таможенного контроля.

Во-первых, создаются возможности для недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров. Заявление таможенной стоимости ниже реальной цены товара, но выше уровня, установленного профилем риска, позволяет недобросовестным участникам ВЭД беспрепятственно проходить процедуру таможенного контроля.

Во-вторых, возникают серьезные препятствия (прямые административные барьеры) для участников ВЭД при таможенном декларировании товаров, цены которых ниже профиля риска. Так, преследуя фискальные цели, таможенные органы зачастую возлагают дополнительные обязанности на декларантов в части уплаты таможенных платежей, представления дополнительных документов, доказывания достоверности заявляемых сведений. Все это, безусловно, приводит к возникновению огромного количества судебных споров, ставящих под сомнение законность решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости.

При вынесении решений об удовлетворении требований заявителей суды приходят к выводам, что обоснование таможенных органов невозможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости и вынесение последующего решения о корректировке таможенной стоимости не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права участников ВЭД в сфере предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на них дополнительные обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку декларанты изначально представляют необходимый пакет документов, достаточный для определения и подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Позиция судебных органов основана на том, что различие цены сделки с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа и не относящейся непосредственно к совершенной внешнеторговой сделке, само по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности декларанта и рассматриваться в качестве объективного признака (доказательства) недостоверности сведений о цене сделки либо наличия условий, влияние которых на таможенную стоимость не может быть количественно определено.

Правоприменительная практика показывает, что зачастую реализация должностными лицами таможенных органов мер по минимизации рисков (запрос дополнительных документов, таможенный досмотр и др.) оказывается нерезультативной, но в то же время увеличивает сроки выпуска товаров, а также обременяет участника ВЭД дополнительными расходами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ меры принудительного характера допустимы только в том случае, если они основываются на законе, служат общественным интересам, не являются чрезмерными и соответствуют требованиям справедливости, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью для обеспечения баланса частных и публичных интересов. В связи с этим возникает правомерный вопрос о приемлемости с точки зрения целесообразности и эффективности реализуемых таможенными органами дискреционных полномочий, мотивированных исключительно расхождением ценовой информации и информации таможенного органа, а также реальной продуктивности и действенности СУР в правовом механизме контроля таможенной стоимости.

Безусловно, существующие объемы внешнеторгового оборота не позволяют отказаться от использования принципа выборочности при таможенном контроле. В то же время на основе проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости совершенствования СУР. Профили рисков, разрабатываемые таможенными органами по направлению контроля таможенной стоимости, не могут ограничиваться только ценовыми характеристиками, а должны включать сведения об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров, историю участников ВЭД и другие характеристики, позволяющие идентифицировать возможные правонарушения в общем товаротранспортном потоке. Данный подход позволит повысить эффективность контрольных мер при проверке таможенной стоимости и избавит большинство законопослушных участников ВЭД от излишних бюрократических процедур и административных барьеров.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Зарубежная практика управления рисками в таможенном деле.

3.1 СИСТЕМА АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.

 Таможенные органы государств - членов ЕС являются одними из наиболее прогрессивных во всем мире, активно использующие при построении своей системы управления рисками документы, разработанные международными организациями в указанной сфере.

Создание стратегии и организации управления рисками является базовым этапом, в процессе реализации которого определяются приоритеты и цели контроля, области риска, критерии определения риска, структура анализа. система управления и анализа рисками (далее -САУР) в ЕС.

Управление риском в соответствии со Стандартной структурой управления риском определяется как метод систематической идентификации и реализации всех мер, необходимых для ограничения вероятности появления риска.

Процесс управления риском в рамках Стандартной структуры управления риском включает следующие элементы: •среда; •анализ риска; •обращение; •контроль.

В целом САУР в ЕС имеет в своей основе три уровня:

1)стратегический - представлен небольшим количеством задействованного персонала на высоком уровне, на данном уровне принимаются основополагающие решения в реализации САУР;

2)тактический - на данном уровне реализации САУР сосредоточены те, кто ответствен за финансы, оборудование для анализа риска, юридическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, обучение и трудовые ресурсы. Они должны преобразовать стратегию в организационную среду и среду управления рисками, готовую для оперативной передачи;

3)оперативный - на этом  уровне работает большинство  персонала, наиболее эффективным  путем реализующего все меры, необходимые для достижения целей, согласованных на стратегическом и тактическом уровне .

Стандартная структура управления риском содержит достаточно дифференцированный подход к понятию анализа риска и делит его на две составляющие: анализ доказанных рисков и анализ потенциальных рисков.

Доказанный риск является историческим фактом, когда нарушение произошло и организация имеет отчет об инциденте и фактах, сопутствующих такому случаю. Перечни этих рисков могут быть проанализированы по отношению к текущим данным, чтобы увидеть, существуют ли условия, сопутствующие риску, в данный момент. Если да, то должна быть предпринята оценка вероятности и последствий риска.

Потенциальные риски являются рисками, которые еще не проявили себя, но подозреваются. Например, разработка нового товара, которому владелец присваивает свою торговую марку®, может становиться целью других, желающих нарушить права интеллектуальной собственности владельцев. Эти риски также должны анализироваться на основе текущих данных и, если условия для риска существуют, должны быть предприняты оценки вероятности и последствий.

Обмен информацией о рисках между государствами-членами является дополнительным источником информации. Это важный аспект, позволяющий помочь быстро определить эквивалентные средства противодействия и противостоять возникающим угрозам.

Важным моментом Стандартной структуры управления риском является то, что в ней содержатся системы ранжирования рисков на высокий, средние и низкие.

Высокие риски имеют серьезные последствия. Действия по обращению с этими рисками должны хорошо прослеживаться и быть максимально согласованы в виде планов действий. В исключительных случаях, когда запланированные меры не работают, причины этого должна быть отражены документально для проведения последующего анализа и профилактики подобных ситуаций в будущем.

Средние риски могут возникать с меньшей вероятностью или иметь менее серьезные последствия, но не обязательно и то и другое. Для средних рисков также рекомендуется документировать причины того, почему не срабатывают запланированные меры.

Низкие риски являются допустимыми рисками, которые могут быть оценены в соответствии со стандартными или обычными процедурами или при которых никакие действия не требуются .

Таким образом, можно заключить, что к необходимым элементам управления таможенными рисками согласно международному опыту относятся определение приоритетных отраслей импорта и приоритетных вопросов внешней торговли (антидемпинговые пошлины, санкции и эмбарго, тарифная классификация и т.п.), являющимися областями таможенного риска; переход от контроля каждой конкретной партии товара к контролю финансово-хозяйственной деятельности субъекта внешнеэкономической деятельности. Практика управления таможенными рисками в ЕС находится на одном из самых высоких уровней развития в мире, и на современном этапе в САУР ЕС закреплены все необходимые нормативные правовые и организационные элементы данной системы, что позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи.8

Информация о работе Контроль таможенной стоимости при применении системы управления рисками