Киотская конвенция по упрощению таможенных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Данное выступление не претендует на детальный анализ положений Киотской конвенции и соотношения ее положений с действующим таможенным законодательством РФ. Целью выступления является ознакомление со структурой Конвенции, краткое ее сопоставление с положениями ТК РФ с тем, чтобы аудитория имела представление о данном документе и имела возможность дополнительно проанализировать представляющие интерес нормы.

Файлы: 1 файл

ILTS.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Специальное приложение А Прибытие товаров на таможенную территорию   состоит из двух глав – глава 1 Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, и глава 2 Временное хранение товаров.

  Принципы, изложенные  в  главе 1 Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, практически полностью нашли свое отражение в нормах главы 8 Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению, и главы  9 Прибытие товаров на таможенную территорию РФ  Таможенного кодекса РФ.

Исключение, на наш взгляд, составляют два стандартных правила, не нашедшие прямого отражения в  ТК РФ. Это ст.п.  13, предусматривающее, что таможенная служба определяет меры предосторожности, которые должны быть приняты перевозчиком для предотвращения неразрешенного использования товаров на таможенной территории, в случае прибытия в таможенный орган во внерабочее время, и ст.п. 17, в соответствии с которым начало разгрузки разрешается в кратчайшие сроки после прибытия транспортного средства в место разгрузки.

Принципы главы 2  Временное хранение товаров учтены в главе 12 Временное хранение товаров и главе 41 Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами ТК РФ. На наш взгляд, ТК РФ не в полной мере соответствует ст.п. 4 данной главы, в соответствии с которым единственным документом, который требуется, чтобы поместить товары на временное хранение, является документ, содержащий описание этих товаров и использованный при их представлении таможенной службе. В ТК РФ не отражено и ст.п. 12, в соответствии с которым любое лицо, имеющее право распоряжаться товарами, имеет право вывезти их с временного склада, при условии соблюдения условий и формальностей, применимых в каждом случае.   

 

Специальное приложение В Ввоз состоит из трех глав – Выпуск для внутреннего потребления, Реимпорт и Освобождение от ввозных пошлин и налогов.

Положения главы 1 Выпуск для внутреннего потребления полностью учтены в ТК РФ.

Глава 2 Реимпорт. Положениям данной главы конвенции соответствуют два таможенных режима, изложенных в ТК РФ – это режим реимпорта (параграф 1 главы 20) и режим временного вывоза (параграф 1 главы 21, в  конвенции товары, помещаемые под режим временного вывоза в соответствии с российским таможенным законодательством, называются «товарами, вывозимыми с объявлением об их предполагаемом обратном ввозе»).

Применительно к режиму временного вывоза положения главы 2 конвенции (по крайней мере стандартные  правила) в ТК РФ учтены.

Что касается той части  главы 2, которая регламентирует собственно режим реимпорта, то целый ряд  стандартных правил не нашел прямого отражения в ТК РФ, хотя  и прямых противоречий кодексу применительно к этим стандартным правилам не усматривается:

- согласно ст.п. 2 реимпорт  разрешается даже в том случае, если обратно ввозится только  часть вывезенных товаров;

-  в соответствии  со ст.п. 3 когда это оправдано  обстоятельствами, реимпорт разрешается,  даже если обратный ввоз товаров  осуществляется иным лицом, нежели  то, которое их вывезло;

- согласно ст.п. 7 в  реимпорте не должно быть отказано  на том основании, что товары вывозились без объявления об их предполагаемом обратном ввозе;

- в соответствии со  ст.п. 9 таможенная служба требует  представления реимпортируемых  товаров в том же таможенном  органе, через который они были  вывезены, только в случаях, когда  такое представление будет способствовать реимпорту.  

   Глава 3 Освобождение от ввозных пошлин и налогов. Данной главой регламентируется освобождение от ввозных пошлин и налогов товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, с освобождением от ввозных пошлин и налогов, обычно подлежащих уплате, если товары были ввезены в определенных условиях и с определенной целью (по существу, речь идет об условном выпуске товаров). Положения, соответствующие принципам данной главы, в российском законодательстве имеются. Перечень таких  товаров установлен, в частности, законом о Таможенном тарифе. Из предусмотренных данной главой стандартных правил российское  законодательство не содержит ст.п. 3, в соответствии с которым «освобождение от ввозных пошлин и налогов не ограничивается товарами, непосредственно ввозимыми из-за рубежа, но также допускается для товаров, уже помещенных под другой таможенный режим».

 

Специальное приложение С  Вывоз состоит из одной главы – Окончательный вывоз.

По существу, это таможенный режим экспорта в соответствии с ТК РФ. Единственное несовпадение – отсутствие в ТК РФ нормы ст.п. 3, в соответствии с которой таможенная служба не требует в обязательном порядке подтверждения факта прибытия товаров в зарубежную страну. (Хотя  ни  де-факто, ни де-юре такого подтверждения у нас не требуется), и включение данного  ст.п. в наше законодательство представляется не более, чем формальностью.

 

Специальное приложение D Таможенные склады и свободные зоны состоит из двух соответствующих глав.

Глава 1 Таможенные склады. Положения данной главы практически полностью нашли отражение в параграфе 5 главы 19 ТК РФ Таможенный склад. Есть одно отличие. Ст.п. 12 Конвенции допускает передачу прав собственности на товары, находящиеся на таможенном складе. Таможенный кодекс содержит аналогичное положение, однако ограничивает его в отношении тех товаров, которые, из-за своих габаритов, с разрешения таможенного органа помещаются под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад.

 

Глава 2 Свободные зоны. Основой правового регулирования в данной области является  вступивший недавно в силу федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.05 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».  ТК РФ применяется к регулированию данных правоотношений в части определения статуса товаров, помещенных  на территории особых экономических зон (они рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера), а также в части таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Кроме того, сохраняют свое действие федеральные законы об особых экономических зонах в Магаданской и Калининградской областях.

Сопоставление положений  Главы 2 Специального приложения Д Конвенции и ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» показало, что закон в основном отражает концепцию главы 2.

Однако, на наш взгляд,  не все положения стандартных  правил главы 2 включены в российское законодательство, касающееся свободных зон.  Это касается некоторых вопросов, связанных с налогообложением (на наш взгляд, в законе не учтены положения ст.п. 8 и 13 главы 2), возможностью частичного вывоза товаров с территории свободной зоны (ст.п. 16) и некоторых других.

 

   Специальное приложение Е Транзит состоит из трех глав – Таможенный транзит, Перегрузка, Каботажная транспортировка товаров.

Глава 1 Таможенный транзит.  В российском таможенном законодательстве соответствующие положения содержатся в главах 10 Внутренний таможенный транзит и параграфе 3 главы 18 Международный таможенный транзит.  При этом в Кодексе имеется оговорка о том, что все процедурные вопросы, связанные с осуществлением международного таможенного транзита, регламентируются соответствующими нормами о внутреннем таможенном транзите. В этом уже заключается первое различие – по Киотской конвенции  не существует разделения, обе эти процедуры подпадают под одну категорию – таможенный транзит.      

 Что касается процедур  и условий осуществления таможенного  транзита, изложенных в ТК РФ, в основном они также совпадают с положениями главы  о таможенном транзите. Не включены в таможенное законодательство РФ ст.п. 16 о минимальных требованиях к таможенным пломбам и крепежным приспособлениям и ст.п. 19 о возможности изменения таможенного органа назначения без предварительного уведомления таможенного органа.

Глава 2 Перегрузка. Специального режима перегрузки таможенное законодательство РФ не предусматривает. В соответствии с определением перегрузки по Конвенции – это таможенный режим (процедура), в соответствии с которым товары перегружаются под таможенным контролем с транспортного средства, используемого при ввозе, на транспортное средство, используемое при вывозе, на территории одного и того же таможенного органа, являющегося одновременно таможенным органом ввоза и вывоза.  В том контексте, о котором идет речь в главе Перегрузка, можно говорить только об одном примере – это пункт 2 статьи 172 ТК РФ, регламентирующий перегрузку товаров при таможенном режиме международного таможенного транзита.  Поскольку в отношении таких товаров все требования, относящиеся к срокам, идентификации и пр. вопросы, регламентируются в рамках положений, относящихся непосредственно к режиму международного таможенного транзита, соответственно положения главы о перегрузке не нашли полного отражения в ТК РФ.

Глава 3 Каботажная транспортировка товаров. Такого режима таможенное законодательство РФ не предусматривает. Под каботажной перевозкой товаров понимается перевозка товаров, находящихся в свободном обращении, а также ввезенных, но не задекларированных товаров, транспортируемых на борту судна, отличного от судна, на котором они были ввезены на таможенную территорию.

 

Специальное приложение F Переработка состоит из четырех глав – Переработка на таможенной территории, Переработка вне таможенной территории, Возврат и Переработка товаров для свободного обращения. Сразу хотелось бы сделать замечание общего характера, относящееся ко всем главам – в отличие от термина «продукты переработки», применяемого в российском таможенном законодательстве,  в Конвенции используется термин «компенсирующие продукты».

 

Глава 1 Переработка  на таможенной территории. Данной главе соответствует параграф 1 главы 19 ТК РФ. Положения, закрепленные в данном параграфе ТК РФ соответствуют практически всем ст.п. Конвенции, за исключением ст.п. 19, не нашедшего прямого закрепления в кодексе. Этим правилом устанавливается, что «компенсирующие продукты могут быть вывезены через иной таможенный орган, нежели тот, через который товары, помещенные под режим переработки на таможенной территории, были ввезены».

 

Глава 2 Переработка  вне таможенной территории. Данной главе соответствует параграф 3 главы 19 ТК РФ. (То же, что и по главе 1 – о ввозе компенсирующих продуктов).

 

Глава 3 Возврат. Российским таможенным законодательством данный режим не предусмотрен.  Согласно данному в Конвенции определению режим возврата – это таможенный режим, предусматривающий при вывозе товаров возврат (полный или частичный) ввозных пошлин и налогов, которые были уплачены в отношении этих товаров, или продуктов, содержащихся в вывозимых товарах, либо использованных в процессе их производства.  Суть данного таможенного режима  сопоставима с такими режимами, как свободная зона, переработка на таможенной территории, таможенный склад, временный ввоз, в соответствии с которыми пошлины и налоги при ввозе товаров  не уплачиваются. Здесь же уплата пошлин и налогов при ввозе товаров происходит, а при вывозе  осуществляется возврат.  (Т.е. своего рода заранее не заявленные названные режимы).

 

Глава 4 Переработка  товаров для внутреннего потребления. Аналогичный режим предусмотрен в параграфе 2 главы 19 ТК РФ. По сравнению с принципами Киотской конвенции, относящимися к данному режиму, в ТК РФ не нашло отражения, как минимум,  ст.п. 8, в соответствии с которым, в отличие от положений ТК РФ,  при определенных обстоятельствах режим может быть завершен не только  выпуском продуктов переработки для внутреннего потребления, но и  помещением под иной таможенный режим.

 

Специальное приложение G Временный ввоз. Положения о временном ввозе закреплены в параграфе 4 главы 19 ТК РФ. Концептуально положения о временном ввозе, изложенные в ТК РФ, совпадают с принципами Конвенции. Не нашли прямого отражения в ТК РФ ст.п. 17 о возможности обратного вывоза товаров через иной таможенный орган, нежели тот, через который они были ввезены, и ст.п. 18 о возможности обратного вывоза товаров одной или несколькими партиями.

 

Специальное приложение Н Правонарушения состоит из одной главы – Таможенные правонарушения.

Правовое регулирование  в данной части установлено в  РФ Кодексом об административных правонарушениях. 

Среди существенных отличий  положений КоАП РФ и Конвенции, хотелось бы отметить следующее.

Во-первых, российское законодательство не предусматривает одной из процедур, предусмотренных Конвенцией – это т.н. урегулирование на основе компромисса, в соответствии с которым таможенная служба, будучи на то уполномоченной, отказывается от проведения процессуальных действий в отношении лиц, причастных к таможенному правонарушению, если эти лица согласны на соблюдение определенных условий. (Процедура, аналогичная этой, в ТК РФ 1993 г. присутствовала и утратила силу в связи с вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях).  

Во-вторых, ст.п. 11 данной главы предусматривается, что «таможенная служба налагает арест на товары и/или транспортные средства  только в том случае, если:

- они подлежат конфискации  в административном или судебном  порядке;  или 

- может потребоваться  их представление в качестве вещественных доказательств на последующих стадиях производства по делу».

Аналогичного положения  КоАП РФ не содержит.

В остальном положения  КоАП РФ в целом соответствуют  Киотской конвенции.

 

Специальное приложение J состоит из пяти глав – Пассажиры, Почтовые отправления, Транспортные средства коммерческого назначения, Припасы, Грузы помощи.

Регулирование, касающееся всех названных категорий, также  включено в ТК РФ  либо в виде режимов, либо в виде процедур.

Обозначим главы 3 и 4 специального приложения  – Припасы и Транспортные средства коммерческого назначения.

В ТК РФ соответствующие  положения о транспортных средствах  коммерческого назначения закреплены в одной из глав, посвященных специальным  таможенным процедурам - главе 22.  Положения  ТК РФ соответствуют принципам Конвенции, за исключением ст.п. 12 об упрощенных таможенных формальностях для транспортных средств коммерческого назначения, осуществляющих последующие остановки на таможенной территории, и ст.п. 15 о возможности  выезда названных транспортных средств через иной таможенный орган, нежели тот, через который осуществлялся их въезд.

Информация о работе Киотская конвенция по упрощению таможенных процедур