Содержание таможенной процедуры экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Перечень таможенных процедур определен в статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям.
Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.

Содержание работы

Введение………..……..…………………..……….……….....................….3-4
Глава 1. Общие положения и правовая основа экспорта………………………………….………………………………...5-8
Глава 2. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.……………………..…………………..….8-15
Список литературы………………………..…………………………….……...….16
Приложение № 1………………………………………………………………..18-19
Приложение № 2……………………………………………………….……….20-24

Файлы: 1 файл

аореаоно.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

 

Балтийский федеральный университет  им. И. Канта

Юридический институт

Кафедра предпринимательского права

 

 

 

Реферат по таможенному праву на тему:

«Содержание таможенной процедуры экспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………..……..…………………..……….……….....................….3-4

Глава 1. Общие положения и правовая основа экспорта………………………………….………………………………...5-8

Глава 2. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.……………………..…………………..….8-15

Список литературы………………………..…………………………….……...….16

Приложение № 1………………………………………………………………..18-19

Приложение  № 2……………………………………………………….……….20-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов таможенного союза ( ст. 203 ТК ТС ). 
 
В соответствии со статьей 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенная  процедура, в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.  
 
Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры. 
 
Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.  
 
Иными словами таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС с учетом административных ограничений. 

Перечень  таможенных процедур определен в  статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям. 
Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения и правовая основа экспорта

 

Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе (ст. 165 ТК).

Экспорт товаров  осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, соблюдение ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и  правовыми актами Российской Федерации. При помещении товаров под  этот таможенный режим производится освобождение от уплаты внутренних налогов, предусмотренных действующим российским законодательством о налогах  и сборах, а если они уже уплачены- их возврат или возмещение (ст. 166 ТКРФ).

Особенностью  экспорта в РФ является также и специальный экспортный контроль за вывозом отдельных категорий товаров, таких, например, как вооружение и военная техника, сырье, материалы и технологии, используемые для создания оружия массового уничтожения и др.

Таможенное  оформление экспорта потребует предоставление следующей информации:

  • полное и достоверное описание перемещаемого груза (товара);
  • информацию о технических характеристиках груза;
  • документы, которые подтверждают происхождение товара;
  • требующиеся разрешительные документы (в зависимости от специфики товара);
  • документ, который подтверждает необходимость осуществления операций по вывозу товаров (напр. контракт);
  • оформление и подача документов, требующихся для таможенной очистки товаров (ГТД, товаросопроводительные документы и проч.).

Правовая  основа экспорта, как другой разновидности  основных таможенных режимов закреплена в ст. 165-166 2 главы 18 ТК РФ. В соответствии со ст. 165 ТК РФ экспорт является таможенным режимом, при котором товары, находящиеся  в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. В юридической литературе А.А. Косовым высказано суждение о недопустимости отождествления выпуска товаров и экспорта.

Условия помещения  товаров под данный таможенный режим  можно сгруппировать следующим  образом:

    • уплата вывозных таможенных пошлин;
    • соблюдение ограничений, установленных Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 21 ноября 2003 г.;
    • иные требования и условия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Иначе говоря, в ст.166 ТК РФ не установлен исчерпывающий  перечень условий помещения товаров  под таможенный режим экспорта.

Ставки вывозных таможенных пошлин, как это предусмотрено  ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе»  от 21 мая 1993 г., устанавливаются Правительством РФ. Перечень постановлений Правительства  РФ, в которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин в отношении  разных категорий товаров, обширен. Таковым, например, является: Постановление  Правительства РФ «О утверждении  ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств- участников соглашений О таможенном союзе и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» №795 от 23 декабря 2006г., с последующими изменениями и дополнениями.

Условием  помещения товаров под таможенный режим экспорта является соблюдение ограничений, установленных законодательством  РФ. Федеральным Законом РФ «Об основах государственного регулирования внешней торговой деятельности» от 21 ноября 2003 г. (в ред. От 5 августа 2004 г.) установлены следующие меры нетарифного регулирования по отношению к экспортируемым товарам:

    • Лицензирование экспорта отдельных видов товаров;
    • Количественные ограничения экспорта;
    • Экспортный контроль
    • Государственная монополия на экспорт отдельных видов товаров
    • Запреты и ограничения экспорта исходя из национальных интересов РФ

 К таможенному  режиму экспорта могут быть  установлены иные требования  и условия. Так, в соответствии  п.1 ст.122 ТК РФ товары должны  быть вывезены с таможенной  территории РФ в том же количестве  и состоянии, в котором они  находились в момент их помещения  в таможенный режим. «Иным требованием»  можно считать так же обязанность  зачисление валютной выручки  в иностранной валюте от экспорта  товаров за счет экспортера  в уполномоченном кредитном учреждении. Такая обязанность закреплена  в ФЗ РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 21 ноября 2003 года. (ст. 12 и 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

 

В части принятия и вступления в силу нормативных  правовых актов, применяемых в таможенном деле, 2009 - 2010 годы стали, пожалуй, самыми насыщенными. Это связано с образованием единого таможенного союза, основу которого три договаривающихся государства (Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь) заложили в Договоре от 6 октября 2007 года "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" (договор ратифицирован Федеральным законом от 27.10.2008 N 187-ФЗ). 
Основным нормативным документом, определяющим правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, безусловно, является Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), который применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года. 
Также с 1 июля 2010 года вступили в силу принятые 11 декабря 2009 года Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза, Соглашение таможенного союза по санитарным мерам, Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, Соглашение таможенного союза о карантине растений. В то же время уже с 1 января 2010 года в соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 на территории Российской Федерации действуют Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года (далее - Международные соглашения). 
Международными соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией в установленном порядке, предусмотрены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, меры нетарифного регулирования, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами. 
Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень). 
Единый перечень и Положения о применении ограничений утверждены пунктом 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19. 
Комиссией таможенного союза принято решение о том, что с 1 января 2010 года Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. 
При этом согласно пункту 9 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 лицензирование и количественные ограничения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация во взаимной торговле не применяют. 
Таким образом, с 1 января 2010 года таможенные органы Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень. 
В связи с вступлением 29 декабря 2010 года в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов таможенного союза. 
В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, актами органов таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Вместе с тем при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ. 
Действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, которыми устанавливаются такие запреты и ограничения. 
В Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ определение запретов и ограничений отсутствовало, поэтому таможенным законодательством использовалось определение, установленное в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 
Так, в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) понятие "нетарифное регулирование" определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. 
Помимо мер нетарифного регулирования Законом N 164-ФЗ установлены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (статья 32). Принципиальное отличие данных мер от мер нетарифного регулирования заключается в том, что последние имеют исключительно экономический характер, тогда как меры, вводимые исходя из национальных интересов, имеют неэкономический характер и направлены на обеспечение соблюдения общественной морали и правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и др. 
С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза термины "запреты и ограничения" и "меры нетарифного регулирования" получили однозначное определение. 
Под запретами и ограничениями согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий: 
- меры нетарифного регулирования; 
- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; 
- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; 
- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; 
- меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. 
Термин "меры нетарифного регулирования" определен в подпункте 17 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза и означает комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. 
В настоящее время в соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса таможенного союза при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. 
Юридическими последствиями несоблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут быть: 
- отказ в выпуске товаров; 
- начисление таможенных платежей и пеней (в случаях несоблюдения в отношении товаров запретов и ограничений экономического характера); 
- привлечение к административной ответственности в зависимости от квалифицирующих признаков совершенного деяния по части 3 статьи 16.2 либо по части 1 или по части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 
В настоящей статье приводится краткий обзор судебной практики как по нетарифному регулированию, так и по вопросам применения запретов и ограничений неэкономического характера. 
При этом следует отметить, что отсутствие в период действия ТК РФ однозначно определенного понятия запретов и ограничений создавало некоторые трудности в правоприменительной деятельности таможенных органов и судов. 
Такой пробел в известной степени восполнен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". 
Пунктом 31 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при применении статьи 16.3 КоАП РФ следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения. 
К ограничениям экономического характера, как указал в названном Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации, относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, пункт 1 части 1 статьи 24, статья 26 Закона N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Закона N 164-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (например лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (статьи 163, 166, 173 и 187 ТК РФ). 
К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отнес те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Закона N 164-ФЗ, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). 
При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в названном Постановлении, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. 
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. 
Анализ судебной практики показал, что арбитражные суды, рассматривая споры, связанные с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, до 1 июля 2010 года руководствовались в числе прочего данным разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о правильной квалификации действий участников внешнеэкономической деятельности в случае привлечения их таможенным органом к административной ответственности. 
Вместе с тем, поскольку изменения, коснувшиеся таможенного законодательства, принципиально не повлияли на основные правила и требования, предъявляемые к соблюдению запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, представляется возможным привести в настоящей статье материалы судебной практики, демонстрирующие основные вопросы, возникшие в связи с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу до 1 июля 2010 года, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.

Информация о работе Содержание таможенной процедуры экспорта