Этапы и тенденции развития таможенной политики и таможенных органов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

После распада СССР суверенному Российскому государству пришлось почти заново создавать таможенную систему. Россия унаследовала крайне ослабленную сеть таможенных органов, так как значительная часть (около 80%) таможенных структур, хорошо оснащенных технически, имеющих высокопрофессиональные кадры, оказалась за ее пределами. Протяженность подлежащих таможенному контролю границ с бывшими союзными республиками увеличилась до 13,5 тыс. километров, в том числе около 1,1 тыс. километров – со странами Балтии.

Файлы: 1 файл

валютное.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических  интересов государства.

Нельзя забывать, что торговли без  налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

После распада СССР суверенному Российскому государству пришлось почти заново создавать таможенную систему. Россия унаследовала крайне ослабленную сеть таможенных органов, так как значительная часть (около 80%) таможенных структур, хорошо оснащенных технически, имеющих высокопрофессиональные кадры, оказалась за ее пределами. Протяженность подлежащих таможенному контролю границ с бывшими союзными республиками увеличилась до 13,5 тыс. километров, в том числе около 1,1 тыс. километров – со странами Балтии.

 

История российской таможни

 

 Указом Президента России от 25 октября 1991 г.1 была образована таможенная служба России. В Указе: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации образовать Государственный таможенный комитет РСФСР». ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Планировалось в 1992–1993 гг. создать 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Было решено привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имевшимся 8 тыс. таможенников еще 15 тыс.

 В связи с новыми подходами  были пересмотрены взгляды на  таможенную политику. Ее основу  составили три основополагающих  принципа. Первый из них состоял  в том, что возрождался опыт  дореволюционной России. Таможенные  органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

 Серьезным шагом в развитии  таможенного законодательства в России стало принятие в 1993 г. Таможенного кодекса и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Данные законы вместе с принятыми в их развитие, дополнение и в целях конкретизации другими актами по таможенному делу отразили концептуально новое видение не только таможенного дела, но и роли таможенных органов в его непосредственном осуществлении.

 Именно Таможенный кодекс  РФ 1993 г. в статье 8 определил таможенные  органы как единую систему.  Данная система состояла из  ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. С принятием Таможенного кодекса РФ 1993 г. таможенная служба преобразуется из правоохранительного органа в фискальный, поэтому основной задачей его становится максимум поступлений от внешнеторговой деятельности. Сохранение правоохранительных функций осуществляется в рамках выполнения экономических целей: пополнение бюджета за счет уплачиваемых таможенных платежей, а также штрафов, пеней, недоимок, взимаемых с виновных лиц.

 Принятие нового Таможенного  кодекса 2003 г. позволяет говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО.

 Таможенный кодекс 2003 г. уже не является рамочным нормативным актом, а во многом представляет собой закон прямого действия. Его значимость состоит в том, что законодатель закрепил в нем нормы, которые направлены на повышение эффективности деятельности таможенных органов, в частности, за счет упрощения таможенных формальностей; данные нормы приведены в соответствие с международными стандартами и федеральными законами Российской Федерации.

 В результате административно-правовой  реформы 2005 г. был изменен статус  российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. Это означает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, не обладал необходимыми полномочиями на управление и организацию, на нормативно-правовое регулирование в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации значительно снизилась роль ФТС в реализации таможенной политики России.

 В середине 2000-х работа таможенных органов велась в условиях действия нового Таможенного кодекса, административной реформы, которая затронула таможенную систему. Изменилась иерархия отношений участников внешнеэкономической деятельности с государственными органами, которым были переданы многие функции бывшего ГТК РФ, – Минфином и Минэкономразвития России. Были разработаны и внедрены в практику новые правила регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенного оформления, определения таможенной стоимости, исчисления размеров таможенных платежей, применения таможенных режимов и пр. Идея реформы таможенных органов, в частности, заключалась в том, чтобы разделить функции нормотворчества и исполнения законов.

6 октября 2007 года в  Душанбе Беларусью, Казахстаном  и Россией подписан Договор  о создании единой таможенной  территории и формировании Таможенного  союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в  Минске прошла встреча Д. А.  Медведева, А. Г. Лукашенко и  Н. А. Назарбаева по созданию  на территории России, Беларуси  и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между  руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства  России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без  участия Беларуси.

В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет  запущен в трехстороннем формате  с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

1 июля 2010 года Таможенный  кодекс начал применяться на  территории России и Казахстана.

6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

1 апреля 2011 года на  границе России и Беларуси  отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах  России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

C целью обеспечения  функционирования и развития  Таможенного союза и Единого  экономического пространства была  создана Евразийская экономическая  комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года.

Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В совет ЕЭК войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три от каждой страны). Предусмотрена ротация председателей коллегии раз в четыре года.

Формирование ЕЭК стало  одним из шагов на пути трансформации  Таможенного союза и ЕврАзЭс  в Евразийский союз.

 

 

Заключение

 

Таможенная политика является важнейшим компонентом  внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

Активное экономическое  развитие страны, рост внешнеэкономических  связей, продолжающаяся интеграция нашей  страны в мировую экономику неизбежно  приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.

В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС, Правительством РФ и Комиссией ЕврАзЭС.

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 26.

 

    1.  Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе Российской Федерации // Юридический вестник РГЭУ. – 2003. – № 3. – Ст. 52.

 

    1.  О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2004 г. Информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: НИИ ГП РФ, 2005. – С. 28.

 

    1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р.

 


Информация о работе Этапы и тенденции развития таможенной политики и таможенных органов в РФ