История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.

Содержание работы

Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом_06_03_2010.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

В данном случае можно было бы избежать потерь, заключая договоры под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ), в соответствии с которым стороны ставят возникновение прав и обязанностей в зависимость от получения организацией лицензии. Другим решением явилось бы представление таможенному органу предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), где в качестве срока заключения основного договора указывался бы момент получения лицензии таможенного брокера.

Один из видов  обеспечения исполнения обязательств таможенного брокера перед таможенными  органами – залог товаров и транспортных средств. Совершенно непонятно, почему здесь используется понятие «товары и транспортные средства», а не «имущество», как в гражданском законодательстве. Ведь понятие «товары и транспортные средства» в таможенном законодательстве используется для обозначения предметов, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих таможенному оформлению и контролю. Получается, что брокер осуществляет залог предметов, в отношении которых выполняет посреднические функции по таможенному оформлению Залогодателем же имущества согласно ч. 2 ст. 335 ГК РФ может быть его собственник либо лицо, имеющее право хозяйственного ведения. Выходит, мы получили еще одно подтверждение того, что таможенный брокер получает право собственности на товары и транспортные средства? Утверждение о том, что в данном случае понятие «товары и транспортные средства» необходимо толковать расширительно и что имелось в виду понятие «имущество», несостоятельно: не всякое имущество является товаром.

Срок договора о залоге, принимаемый таможенными  органами в качестве обеспечения обязательств брокера, не может быть менее 15 месяцев (п. 5.17 Порядка лицензирования). Получается, что залогом одних товаров и транспортных средств обеспечивается исполнение обязательств таможенного брокера, вытекающих из осуществления посреднических операций в области таможенного дела, не только в отношении товаров и транспортных средств, но и других. Это было бы логично, если бы в течение всех 15 месяцев (или более) у брокера сохранилось право собственности на предмет залога. Но, как уже отмечалось, по завершении действий, связанных с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим у таможенного брокера прекращаются все полномочия в отношении данных товаров и транспортных средств. Согласно же п. 2 ст. 353 ГК РФ при переходе права собственности на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу право залога сохраняет силу. Получается, что теперь уже лицо, перемещающее товары и транспортные средства, ответственно своим имуществом по обязательствам таможенного брокера, вытекающим из осуществления им посреднических функций по оформлению товаров и транспортных средств.

Согласно п. 5.3 Порядка лицензирования договор  о залоге товаров и транспортных средств должен быть заключен до подачи заявления о выдаче лицензии. А это возможно лишь в том случае, если договор между таможенным брокером и представляемым лицом об оказании посреднических услуг в области таможенного дела, в свою очередь, также заключен до подачи заявления на выдачу лицензии таможенного брокера. Выходит, заключается договор об осуществлении посреднических функций с организацией, которая еще не известно, получит ли разрешение (лицензию) заниматься такой деятельностью.

Методическими указаниями таможенным органам при  рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче организациям лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (письмо ГТК России от 18.11.1998 № 01-15/24086 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами») одним из определяющих этапов рассмотрения заявления организаций определена проверка финансово-хозяйственного состояния деятельности претендента на получение лицензии, а точнее, вопрос анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой относительные показатели финансового состояния организации. Главной смысловой нагрузкой рассчитываемых показателей (коэффициентов ликвидности, ИФР и т.п.) является оценка вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь федерального бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства. С учетом этих показателей в перспективе предусматривается предоставление таможенному брокеру возможности осуществлять операции по таможенному оформлению в приоритетном упрощенном порядке.

Однако критические  значения финансовых коэффициентов  определены письмом ГТК России от 08.05.1997 № 01-33/8591 «О проведении аудиторских проверок организаций, заинтересованных в получении лицензий на учреждение таможенных складов, а также на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера» и письмом ГТК России от 18.11.1998 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами», которое согласно письму ГТК России от 14.01.1999 № 04-10/700 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами» носит рекомендательный характер. Поэтому несоответствие значения рассчитываемых финансовых коэффициентов критическим показателям не может явиться основанием для отказа заявителю о выдаче лицензии. Следовало бы законодательно определить, какие именно показатели финансово-хозяйственного состояния организации служат основанием отказа в выдаче лицензии таможенного брокера, хотя определение критических финансовых коэффициентов в условиях общеэкономического кризиса в России весьма и весьма затруднительно. По этой логике проверку финансово-хозяйственного состояния организации не стоит обособлять как особую стадию в процессе рассмотрения заявления организации-претендента, так как эта проверка не имеет юридического значения.

Во взаимоотношениях таможенного органа и таможенного  брокера важен также вопрос обязанностей и ответственности последнего.

Проанализируем  некоторые пункты Положения о  таможенном брокере:

При осуществлении  таможенного контроля и оформления брокер выполняет все обязанности  и несет ответственность, как  если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Обязанности брокера  при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Факт совершения таких операций не возлагает на брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо иное названное в нем лицо.

За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными  органами РФ при таможенном оформлении, брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.

Как видим, в  Положении последовательно разграничиваются понятия «таможенный брокер» и «лицо, перемещающее товары и транспортные средства». Здесь мы подошли к самому главному противоречию, которое, на наш взгляд, и является причиной рассмотренных несуразностей.

В отличие от Положения о таможенном брокере  приведенное определение ТК РФ никак не разделяет понятия «таможенный брокер» и «лицо, перемещающее товары и транспортные средства», а значит, не позволяет разграничить их обязанности и ответственность.

Согласно п. 8 Положения при осуществлении  таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, «как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу РФ».

Участвуя в  основном таможенном оформлении, брокер обладает статусом декларанта (п. 10 ст. 18, п. 1 ст. 172 ТК РФ), т.е. несет обязанности и ответственность как лицо, перемещающее товары и транспортные средства (п. 3 ст. 172 ТК РФ).

При осуществлении  основного таможенного оформления вся полнота обязанностей и ответственности за товары и транспортные средства перед таможенными органами ложится на брокера. Так, представляемое лицо не участвует в основном оформлении товаров и транспортных средств, в отношении которых брокер, действующий по его поручению, совершил хотя бы одно юридически значимое действие (п. 15 Положения). Более того, таможенный брокер несет ответственность за нарушение правил, вызванное противоправными действиями или бездействием представляемого лица (если только договор не был расторгнут до момента регистрации таможенной декларации). Пункт 8.2 Положения гласит: на таможенного брокера не возлагаются обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства. Но ведь таможенный брокер сам и является лицом, перемещающим товары и транспортные средства, почему на него не возлагаются такие обязанности? Деятельность таможенного брокера заключается в завершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела (ст. 159 ТК РФ, п. 2 Положения), а таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима (ч. 15 ст. 18 ТК РФ).

После помещения  товаров и транспортных средств  под определенный таможенный режим брокер теряет все правомочия в отношении их, и все обязанности и ответственность перед таможенными органами переходят к представляемому лицу, т.е. таможенный брокер перестает быть лицом, перемещающим товары и транспортные средства, а представляемое лицо, наоборот, таковым становится. Происходит неоднократное изменение собственника товаров и транспортных средств и, как следствие, лица, перемещающего их.

Необходимо четко разграничить обязанности и пределы ответственности таможенного брокера и представляемого им лица. Однако это невозможно без уточнения понятия «лицо, перемещающее товары и транспортные средства», исключающего отнесение к данной категории таможенного брокера. Иначе неминуемо повторение отмеченных нами ошибок (незаметных на первый взгляд, но разрушающих юридическую основу функционирования института таможенных брокеров).

Не урегулированы  и вопросы о моменте возникновения  обязанностей и о моменте наступления  ответственности таможенного брокера  перед таможенными органами.

Можно предположить, что эти моменты совпадают с моментом заключения договора таможенного брокера с представляемым лицом. Однако брокер, совершивший хотя бы одно юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами, даже если договор с собственником товаров и транспортных средств не заключен (ст. 11.5 Положения), т.е. в таком случае обязанности и ответственность появляются в момент совершения юридически значимого действия.

Если представляемое лицо заключит договоры на выполнение одних и тех же функций в области таможенного дела с несколькими брокерами? В таком случае, говорится в п. 11.7 Положения, брокером, имеющим надлежащее поручение представляемого лица, признается совершивший первым юридически значимое действие по таможенному оформлению. Пункт 11.6 Положения запрещает давать поручения на выполнение одних и тех же функций в отношении партии товаров или транспортного средства нескольким таможенным брокерам. Из этого следует, что факт заключения таких договоров влечет за собой их ничтожность как не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (ст. 168 КГ РФ).

Вывод: обязанности и ответственность таможенного брокера должны возникать из факта возникновения у него полномочий в отношении товаров и транспортных средств, т.е. из факта заключения договора с представляемым лицом.

Положение о том, что брокер, совершивший юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами, как если бы имел поручение представляемого лица даже при отсутствии договора (п. 11.5 Положения), нарушает права и законные интересы лица, перемещающего товары и транспортные средства. Признание действий таможенного брокера с товарами при отсутствии договора не имеющими юридического значения для «представляемого лица», а в Таможенный кодекс РФ внести статью, закрепляющую ответственность брокера за осуществление действий с товарами и транспортными средствами от своего имени при отсутствии договора или при несоответствии формы и содержания договора требованиям нормативно-правовых актов.

Анализ показал  существенные недостатки российского  таможенного законодательства: его  внутреннюю противоречивость и противоречия с нормами других отраслей права, несовершенство юридической техники, временный характер множества норм, слабую проработку основных положений нормативно-правовых актов с точки зрения их целесообразности и т.д.

    1. Современное развитие института таможенных брокеров

 

В ноябре 2007 года в Южном таможенном управлении состоялось очередное заседание коллегии, на данном заседании рассматривался вопрос об основных направлениях осуществления контроля за деятельностью таможенных брокеров в таможенном управлении.

Как сообщает пресс-служба таможенного управления, за период, прошедший после введения нового Таможенного кодекса РФ, произошло становление института таможенных брокеров в условиях динамично развивающегося таможенного дела, совершенствования таможенных процедур, информационных технологий. В связи с этим на первый план в работе таможенных органов выходят меры организационного и правового характера в целях усиления контроля за деятельностью таможенных брокеров и соблюдением ими требований таможенного законодательства.

В России действует немало так называемых «серых» брокеров, т.е. тех, кто подает декларацию не за своей подписью, а за подписью декларанта, тем самым освобождая себя, в отличие от добросовестных брокеров, от ответственности, а также ведущих деятельность в нескольких регионах, что недопустимо. С такими лицами, необходимо бороться всеми доступными средствами.

Тема борьбы с «серыми» брокерами на сегодняшний день самая актуальная. «Серые» брокеры нередко бывают связаны с представителями таможенных органов. Поэтому наиболее эффективным в борьбе с недобросовестными участниками ВЭД являются контроль после выпуска товаров и реализация Методических рекомендаций, полученных из ФТС России в середине 2007 года.

Кроме того, не менее эффективным обмен информацией  с налоговыми органами, трудовой инспекцией и Пенсионным фондом, так как «серый» брокер, имеющий несколько мест работы и ни одного основного, зарегистрированный по фиктивному адресу, как правило, не делает отчислений в соответствующие ведомства. Также недопустимо заполнение декларации от таможенных брокеров лицами, не являющимися аттестованными специалистами по таможенному оформлению – это еще один шаг на пути к развитому рынку законных брокерских услуг.

Необходимо  создавать серьезные брокерские компании, которые оказывают комплексные услуги по таможенному оформлению, хранению и перевозке товаров, работая в качестве единого таможенного оператора, имеют широкую филиальную сеть, удобное местоположение и связь с местом таможенного оформления. И именно эти критерии лежат в основе выбора законопослушным участником ВЭД брокерской компании.

Информация о работе История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации