История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.

Содержание работы

Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом_06_03_2010.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

Однако, как  следует из п. 2 вышеуказанной статьи, отныне таможенный брокер (представитель) будет снова действовать не от своего имени, а от имени представляемого лица. Данный подход обусловлен существенным изменением нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера и расширением возможностей контроля как за его деятельностью, так и за деятельностью представляемого им лица. Логика законодателя заключается в следующем.

Поскольку объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (ст. 322 ТК РФ), юридическую ответственность за выполнение требований таможенного законодательства несут лица, указанные в ст. 16 ТК РФ. В том случае, если нарушение таможенного законодательства, повлекшее соответствующие санкции, произошло по вине таможенного брокера, лицо, заключившее с ним договор, вправе взыскать с него понесенные убытки в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с изложенным следует отметить ужесточение требований к таможенному брокеру (представителю), в том числе в части размеров сумм обеспечения. Такое ужесточение позволяет более эффективно осуществлять контроль за деятельностью таможенных брокеров (представителей) и сводит к минимуму вероятность появления таможенных брокеров, создаваемых для обслуживания одной-двух внешнеэкономических сделок и исчезающих после выполнения своей задачи.

Как и ранее, взаимоотношения таможенного брокера (представителя) и представляемого  лица основываются на положениях публичного договора. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 139 ТК РФ таможенный брокер не вправе отказать заинтересованному лицу в заключении договора. В соответствии с указанным положением такой отказ возможен только в случае отсутствия у таможенного брокера (представителя) возможности оказать услугу или выполнить работу.

Кроме того, в  части определения и конкретизации своих функций таможенный брокер (представитель) в соответствии с п. 3 статьи наделен правом ограничить сферу своей деятельности. Такое ограничение допускается по следующим критериям:

    • совершение таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД;
    • совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;
    • совершение отдельных таможенных операций;
    • совершение таможенных операций в рамках региона деятельности одного таможенного органа (нескольких таможенных органов).

Любое из перечисленных  ограничений сферы деятельности таможенного брокера (представителя) осуществляется на стадии включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). Так, согласно подп. 4 п. 2 ст. 141 ТК РФ сведения о намерении ограничить соответствующим образом сферу своей деятельности должны содержаться в заявлении о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Одновременно  в п. 3 настоящей статьи фактически воспроизводятся положения ст. 163 ТК РФ 1993 год, касающиеся гарантий защиты информации, которая стала доступной таможенному брокеру в связи с осуществлением им своих функций. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи полученная от представляемых лиц информация, которая составляет коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Приведенное ограничение  следует рассматривать во взаимосвязи  с положениями п. 3 ст. 143 ТК РФ, в  соответствии с которыми таможенный брокер (представитель) вправе требовать  от представляемого лица предъявления таких документов и информации. Выполнение предписаний п. 3 ст. 143 ТК РФ обеспечивается положениями подп. 3 п. 1 ст. 148, предусматривающей возможность аннулирования аттестата специалиста по таможенному оформлению за нарушение требований п. 3 ст. 144 ТК РФ. Примечательно, что в соответствии с предыдущим ТК РФ причинение неправомерного существенного ущерба представляемому лицу путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, могло повлечь отзыв лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера при условии, что факт причинения такого ущерба был установлен судом. Новый ТК РФ не рассматривает такое нарушение как основание для отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) и предусматривает ответственность за него только для специалиста по таможенному оформлению, непосредственно его совершившего.

Необходимо  также указать, что обязанности  таможенного брокера (представителя), установленные ТК РФ 2003 года, обусловлены необходимостью обеспечить выполнение таможенным брокером (представителем) требований таможенного законодательства РФ, гарантировать защиту законных интересов представляемых лиц, а также обеспечить возможности для надлежащего контроля за деятельностью таможенного брокера (представителя) со стороны таможенных органов.

В настоящее  время обязанности таможенного  брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении выполняемых таможенным брокером (представителем) таможенных операций, необходимых для помещения товаров под соответствующий таможенный режим или иную таможенную процедуру.

При этом необходимо обратить внимание на то, что факт совершения таможенным брокером (представителем) таких операций не возлагает на него обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также исполнения иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ возлагаются на иных лиц (т.е. на лиц, обязанных совершить таможенные операции для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ, перевозчиков и др.).

В части обеспечения  возможности надлежащего контроля за деятельностью таможенного брокера (представителя) таможенными органами на него возлагается установленная п. 4 статьи обязанность вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях. Аналогичная обязанность предусмотрена также положениями ст. 364 ТК РФ. При этом данной статьей установлена обязанность таможенного брокера (представителя) представлять таможенным органам отчетность по требованию таможенных органов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В связи с  изложенным представляется уместным упомянуть  об установленной п. 6 ст. 363 ТК РФ обязанности таможенного брокера (представителя) хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. Понятие "пять календарных лет" означает, что течение пятилетнего срока начинается первого января года, следующего после года, в течение которого совершались таможенные операции.

В тексте нового ТК РФ сохранено положение предыдущего ТК РФ, согласно которому обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом. Иными словами, таможенный брокер (представитель) обязан в полном объеме выполнить все обязанности, которые возложены на него в соответствии с таможенным законодательством, включая ТК РФ 2003 года, вне зависимости от содержания договора с представляемым лицом.

    1. Специальный административно-правовой статус  
      таможенного брокера в России

 

Несмотря на то, что институт таможенного брокера имеет в законодательстве Российской Федерации сравнительно долгую историю, споры относительно статуса этого субъекта права не утихают. Многие правовые проблемы регулирования деятельности таможенного брокера остались неразрешенными как при реализации норм Таможенного кодекса РФ 1993 года, так и при введении в действие нового ТК РФ 2003 года.

Действительно, ТК РФ 2003 года должен был с необходимой полнотой закрепить и общие, и частные юридические признаки деятельности особого субъекта таможенного права – таможенного брокера, установить принципиальные черты статуса таможенного брокера, выделяющие его среди других многочисленных участников таможенных правоотношений. Однако это, к сожалению, не было реализовано. В Таможенном кодексе РФ оказались предельно скупо представленными нормы, отражающие основное содержание статуса таможенного брокера как субъекта административного права. Следствием этого явилась сравнительно подробная регламентация ряда административных процедур с участием таможенного брокера в целях удовлетворения сиюминутных потребностей урегулирования отношений таможенных органов и лиц, заинтересованных в таможенном оформлении товаров, но без четкого следования принципам административного права в целом. Такое положение существенно влияет на практику таможенного дела, порождая финансовые и психологические издержки участников внешнеэкономической деятельности, и требует внесения изменений и дополнений в действующее таможенное законодательство.

Таможенный брокер определяется таможенным законодательством как  субъект, осуществляющий деятельность в области таможенного дела. С  точки зрения юридической техники  уже первая «дефиниция» гл. 3 ТК РФ 2003 года «деятельность в области таможенного дела», содержащаяся в ст. 18, поражает отсутствием юридического представления о том, что же собственно является деятельностью в области таможенного дела. Деятельность в таможенной сфере либо отождествляется с процедурной частью таможенного дела в целом, т.е. охватывает функционирование всех субъектов таможенных правоотношений, прежде всего таможенных органов, либо сводится к деятельности околотаможенной инфраструктуры, обслуживающей непосредственных участников таможенных правоотношений. А.Н. Козырин отмечал, например, что «специфика деятельности в области таможенного дела… заключается в ее предмете, а именно в осуществлении операций и юридически значимых действий с иностранными товарами до введения их в свободный экономический оборот на таможенной территории РФ». Приведенное положение, составляя основу определения указанной деятельности, требует существенной конкретизации при установлении статуса и форм деятельности субъектов таможенных правоотношений. В контексте гл. 3 ТК РФ 2003 года деятельность в области таможенного дела должна определяться как специфическая часть таможенной деятельности, осуществляемой негосударственными субъектами, которые не являются сторонами внешнеторговых сделок с товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ. Такая деятельность довольно метко была охарактеризована как «участие в таможенных правоотношениях третьих лиц, не имеющих прямого отношения к осуществлению перемещения товаров через таможенную границу», специальная правоспособность которых позволяет совершать операции и юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, в особом разрешительном порядке.

ТК РФ 2003 года, опуская определение деятельности в области таможенного дела, устанавливает, что среди юридических лиц, вступающих в таможенные правоотношения, выделяются лица, действующие в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей). Деятельность этих особых лиц допускается при условии их включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Таким образом, бесспорно обозначено наличие особых статусов указанных лиц в сфере таможенного регулирования по сравнению со статусом иных юридических лиц.

ТК РФ, несмотря на обоснованные ожидания правоприменителей, не содержит прямых дефиниций для поименованных  выше особых субъектов, за исключением  таможенного брокера (представителя) согласно п. 17 ч. 1 ст. 11. Главы 11 и 12, параграф 5 гл. 19, гл. 15 ТК РФ включают положения, позволяющие лишь доктринально конструировать необходимые определения в отношении этих субъектов.

Таможенный брокер (представитель) – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

Проведение таможенных операций составляет существенный признак деятельности брокера. Однако иные лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (ст. 18 ТК РФ), также проводят таможенные операции. Следовательно, уже здесь обнаруживается неточность дефиниции таможенного брокера: необходимо либо акцентировать внимание на представительском характере его деятельности, либо четко обозначить круг таможенных операций, которые он совершает.

В отношении таможенного  брокера (представителя) дополнительными идентификационными признаками выступают:

  1. наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;
  2. включение в Реестр таможенных брокеров в установленном ТК РФ 2003 года порядке (ст. 140 – 142);
  3. совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами (ст. 139, 143) в силу обязанности, вытекающей из закона или договора (ч. 1 ст. 144);
  4. возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций (ст. 139);
  5. наличие в штате не менее двух работников – специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (ст. 140, ст. 146).

Информация о работе История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации