История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.

Содержание работы

Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом_06_03_2010.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы дипломной работы заключается  в том, что сейчас большинство  импортеров, экспортеров, организаций  на внешнем рынке, пользуются услугами брокеров, особенно крупные российские и иностранные компании.

В современных  условиях таможенный брокер – это неотъемлемая часть цивилизованного рынка услуг в сфере таможенного дела. Сейчас, таможенные брокеры – это не те слабые, начинающие структуры, какими они были десять лет назад, когда движение только зарождалось.

Это организации  с хорошим профессиональным, интеллектуальным и финансовым потенциалом, надежные партнеры, на которых могут положиться и таможня, и бизнес.

Намеченный  переход к перспективным формам сотрудничества с мировым сообществом, вступление России во Всемирную Торговую Организацию требует предварительной подготовки на путях внешнеэкономических реформ. В этой связи нуждаются в углубленном изучении вопросы, освещающие различные проблемы во внешнеэкономической сфере, в том числе и проблемы совершенствования деятельности околотаможенной инфраструктуры.

В условиях активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Степень научной разработанности  темы, заключается в том, что в нacтoящee врeмя в Рoccии достаточно большое внимание стали уделять институту таможенных брокеров. Хoтeлocь бы oтмeтить, чтo бoльшинcтвo статей нocят нe тoлькo тeoрeтичecкий, нo и приклaднoй хaрaктeр и изoбилуeт живыми, лeгкo узнaвaeмыми примeрaми.

Cрeди рaбoт, изучeнных нaми в прoцecce иccлeдoвaния, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующиe: «Таможенный брокер» Новокшонов И.Б. [30, 31], «Российское таможенное право» Габричидзе Б.Н. [12, 13], «Российская таможня объявлена особым видом государственной службы» Круглов А.С. [19], «Таможенное право России» Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. [10], «Таможенное право Российской Федерации» В.А. Шамахова [38].

Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникновения института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.

На основании  поставленной цели необходимо рассмотреть  следующие задачи:

    • зарождение таможенного дела на Руси;
    • становление и развитие таможенного брокерства в России;
    • изучить историю возникновения  института таможенных брокеров в России;
    • правовые проблемы института таможенных брокеров;
    • изучить современное развитие института таможенных брокеров;
    • рассмотреть и предложить перспективы совершенствования института таможенных брокеров.

Объектом дипломной  работы является динамика законодательства по вопросам создания и функционирования института таможенного брокера.

Предметом дипломной  работы является история возникновения института таможенных брокеров.

Теоретической основой работы являются Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты ФТС России, труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам таможенного брокерства.

При анализе  практического материала были использованы методы выборочного обследования, статистики мнений, группировки, логический и сравнительный анализы, балансовый метод и др.

Практическая  значимость дипломной работы заключается в том, что её выводы и предложения доведены до конкретных рекомендаций и позволят повысить эффективность экономического механизма функционирования института таможенных брокеров, в т.ч. действенность его аналитического блока, организационных структур. Разработанные методические материалы нашли практическое применение в деятельности таможенного управления и Ассоциации таможенных брокеров.

Основные результаты исследования были апробированы при  написании дипломной работы, при похождении производственных практик.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе  рассмотрены теоретические основы возникновения института таможенных брокеров.

Во второй главе  проанализирована деятельность таможенных брокеров в России.

В третьей главе изучены проблемы и предложены перспективы развития института таможенных брокеров.

Работа выполнена  на 81 странице, включает 8 приложений.

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ БРОКЕРОВ

    1. Становление и развитие таможенного дела в России

 

Зарождение  таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории России это произошло во 2-3 веках до н.э., т.е. в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе.

Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля– продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства  привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф. Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин. Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический  экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи  с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство  переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства. Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные  власти и правители стремились подчеркнуть  бескорыстие и беспристрастность  таможенников. В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права. Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.

Таможенное  дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж  экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.

Значительную  работу провели русские историки: С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, С.Ф. Платонов, В.О. Ключевский, Л.Н. Гумилев, Н.И. Костомаров, а также специалисты в области таможенного дела: К.И. Лодыженский, И. Кулишер, М.Н. Соболев, Д. Толстой. Значительный вклад в историографию таможенного дела внесли Н.Н.Шапошников, А.И. Потяев, Л. Марков и многие другие. В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов.

Первый период (начало IX в.– середина XVI в.) – время создания централизованного Московского государства. Этот период условно можно разделить на три этапа: первый – зарождение таможенного дела (VI в.– начало IX в.); второй – таможенное дело в Киевской Руси; третий – таможенные обряды и сборы в период феодальной раздробленности. Второй период – середина XVI в. – начало XIX в. Это время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.

Во втором периоде  два этапа: первый связан с централизацией таможенного дела в Московском государстве, он продлился с середины XVI века до создания таможенной законодательной базы. Начало первому этапу было положено выходом в свет Царской уставной грамоты с боярским приговором от 25.10.1653 и Новоторгового устава 1667 года, созданием новой структуры таможенных органов, переходом к единой рублевой пошлине; второй этап связан с введением нового управления таможенным делом, сосредоточенным в Коммерц-коллегии, принятием протекционистского тарифа 1724 года и Морского регламента (Устава), а также совершенствованием таможенно-тарифной политики России.

Третий период продлился с 1811 по 1927 год. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активно осуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательные таможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.

В данном периоде  можно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием таможенного дела, органов таможенной охраны, таможенного законодательства.

На первом этапе (1811 – 1864) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управления таможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защиту государственной границы, велась разработка документов, определяющих содержание таможенно-тарифной политики Российского государства.

Второй этап (1864 – 1927) характеризуется широким использованием таможенного (экономического) механизма регулирования в интересах индустриализации страны. В указанные годы таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские подходы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и интересов внутренней экономики.

Таможенное  законодательство отвечало потребностям государства, а к концу XIX – началу XX века – мировым стандартам. Вместе с тем в силу политической конъюнктуры (вхождения России в Антанту) Россия поступилась своей независимостью в таможенном деле и потеряла самостоятельность в определении стратегии таможенной политики. На втором этапе произошли крупные изменения в определении места таможенного дела в государстве в связи с принятием 22.04.1922 Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. В этом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, что сказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве. Лишь трезвая оценка положения в экономике, вытекающая из необходимости восстановления народного хозяйства после разорительных первой мировой и гражданских войн, заставила Советское государство включить таможенный механизм в период нэпа и использовать его возможности в интересах стабилизации экономики и пополнения доходов государства. Четвертый период (1927 – 1986) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства.

Вместе с  тем полученный опыт совместного  решения вопросов таможенного контроля в рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.

Пятый период (с 1986 года по настоящее время) характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Период включает два этапа.

Информация о работе История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации