Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение таможенной пошлины как основного вида таможенных платежей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение вида и особенностей таможенных пошлин;
анализ динамики поступления таможенной пошлины на примере Уссурийской таможни за период 2002-2010гг.;
рассмотреть порядок уплаты таможенных платежей при таможенной процедуре временный ввоз на территорию ТС;
изучить государственный контроль взимания таможенных пошлин;
рассмотреть административную ответственность за нарушение таможенного оформления;

Файлы: 1 файл

Исследование таможенных полин как основного вида таможенных платежей.doc

— 846.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в отношении  ввозимых товаров декларанту придется уплачивать денежные средства минимум  двумя платежными документами: по одному - в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, по другому - авансовый платеж в счет предстоящей уплаты налогов и таможенных сборов. Такое положение дел не слишком удобно и для таможенных органов, поскольку требует администрирования фактически двух лицевых счетов плательщика. ФТС России уже подготовила предложения по внесению соответствующих изменений в ТК ТС и направила их белорусским и казахстанским коллегам.

Еще одной мишенью  для критики являются положения  закона, регулирующие исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Это странно, поскольку закон не устанавливает новых норм в этой части по сравнению с действовавшим ТК РФ.

Установленная статьей 117 закона норма о том, что сам  факт поступления сумм таможенных пошлин, налогов на соответствующие счета является подтверждением исполнения обязанности плательщика, аналогична положениям статьи 149 ТК РФ, в которой факт поступления таможенных платежей на счета Федерального казначейства определялся как условие выпуска товаров. При этом не требуется получения дополнительных документов, подтверждающих этот факт и их представление в таможенный орган. Более того, в соответствии с частью 4 статьи 117 по письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.

 

6. Административная ответственность за нарушение таможенного оформления

Государство постоянно пытается улучшить ситуацию на границах России для прохождения товаров и грузов – регулярно пересматриваются правила игры, вносятся законодательные корректировки. Бизнес, которому приходится отправлять или получать грузы через госграницу и преодолевать таможенно-пограничные процедуры, не может безучастно наблюдать за постоянными нововведениями и по мере сил пытается выстроить диалог, чтобы устранить излишние бюрократические барьеры и риски. Очередным нововведением стал федеральный закон №409 от 6 декабря 2011 года, которым внесены изменения, в том числе в ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, регламентирующие административные правонарушения в таможенной сфере. «Анализ изменений, внесенных в ст. 16 КоАП РФ, регулирующую административные нарушения в области таможенного дела, позволяет говорить о том, что таможенные органы из правоохранительных и фискальных превратились в карательные», – констатирует представитель юридической компании K&B Group Юлия Козмидорова. По ее наблюдениям, зачастую инспекторы при проведении процедур таможенного оформления и контроля настаивают на корректировке таможенной стоимости (КТС), изменении классификационного кода по товарной номенклатуре ВЭД (класс-кода).Многие участники ВЭД исключительно ради выпуска товара в свободное обращение и во избежание связанных с простоем груза потерь денежных средств вынуждены соглашаться с корректировкой таможенной стоимости. А затем в течение трех лет возвращать излишне уплаченные таможенные платежи посредством обращения в таможенный орган и в суд. Вступившие же в силу нововведения усложнят процедуру оспаривания действий таможни. Эти изменения предполагают следующий алгоритм действий: таможенный орган, корректируя таможенную стоимость, автоматически возбуждает дело об административном правонарушении. То есть участник ВЭД, согласный на КТС, признается совершившим административное правонарушение.

«Все зависит от того, выполняет ли таможня план по перечислению сборов в бюджет. Если не выполняет, то у декларанта с большой вероятностью могут возникнуть проблемы с КТС и класс-кодом», – делится опытом заместитель генерального директора по развитию компании «Евросиб» Александр Пучков. «Чтобы перестать обсуждать проблему КТС, нужно у таможни отобрать эту функцию, потому что она в ней ничего не понимает, – заявил он. – Во всех странах используется простой механизм: есть нижняя планка стоимости, которая забивается в электронную базу. Если товар попадает в эти рамки, значит, все хорошо. У нас же это просто очередной инструмент и провокация для таможни».

В свою очередь, начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Федеральной таможенной службы Назип Галикеев воздерживается от оценок, как скажутся на работе поправки к ст. 16 КоАП РФ. «Жесткость не свидетельствует о том, что преследуются карательные цели, – полагает он. – Наоборот, нарабатываются определенные правила игры, которые нужны в сфере законодательства. Эта наработка приведет к тому, что законопослушные участники ВЭД поймут те границы, которые должны быть, уходя от субъективного применения широких норм».

Не секрет, что зачастую корректировки бывают откровенно надуманными. Вот всего лишь один пример из примеров: участник ВЭД ввозил на территорию России люминесцентные лампы и подтверждал классификационный код полным пакетом документов, однако таможенный орган указанные лампы классифицировал как лампы накаливания дневного света. Доказывать правоту декларанта пришлось в суде.

Если до внесения поправок подобные ситуации разрешались в  суде доказыванием абсурдности применения того или иного классификационного кода, то теперь за решением об изменении классификации будет сразу же следовать решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Соответственно, помимо дополнительно начисленных таможенных платежей к этому участнику ВЭД будет применен штраф от половины до двух размеров неуплаченных таможенных платежей, а также, возможно, изъятие товара. Обжалование постановления об административном правонарушении возможно на протяжении десяти дней, в то время как возможность оспаривать законность действий либо решений – в течение трех месяцев, а по Таможенному кодексу декларант имеет право на обращение о возврате дополнительно начисленных денежных платежей в течение трех лет.

По данным Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ), в 2011 году возбуждено 13,8 тыс. дел об административных правонарушениях, что на 14,5% больше, чем годом ранее. В результате наложено административных взысканий на сумму около 6 млрд рублей, а взыскано 188,4 млн. Столь существенную разницу заместитель начальника СЗОТ Владимир Бершадский объясняет тем, что в стране «есть такая категория юридических лиц, которых мы привлекаем к административной ответственности, но на момент, когда начинаем производить взыскание, они ликвидируют свою деятельность, то есть фактически не осуществляют финансовую деятельность, а некоторые банкротят свои организации». Есть и дополнительный аспект – большое количество фирм-однодневок, которые работают до тех пор, пока к ним не проявляют интерес государственные органы. И прекращают деятельность в случае начисления каких-либо финансовых взысканий.

В настоящее время в арбитражных судах основной объем рассматриваемых дел связан с КТС и класс-кодами, и в пользу участников ВЭД разрешается порядка 72% дел. Впрочем Назип Галикеев замечает, что практика задержки и ареста груза постепенно идет на убыль. «Это увеличение задолженности, возврата, – поясняет он. – Кроме того, осуществляют контроль вышестоящие таможенные органы. Поэтому возврат через суды постепенно уменьшается. Прослеживается тенденция к уменьшению корректировок таможенной стоимости (по предварительным данным, в три раза) и класс-кода».

Все участники ВЭД  должны выбирать – идти по пути закона или договариваться с таможенным инспектором, которому, в свою очередь, надо выполнить план по сбору таможенных платежей и принять решение, возбуждать административное производство или нет, арестовывать груз или отпустить с миром. Вопрос не в претензиях к таможне, а в том, как это будет делаться. Чтобы минимизировать коррупционную составляющую, необходимо разработать методики, которыми уполномоченные должностные лица будут руководствоваться при принятии решений о возбуждении административных дел. Нужно разъяснить порядок применения мер обеспечения производства по административным делам, в частности изъятия или ареста товара. Данный документ должен разъяснять все проблемные вопросы, связанные с процедурой возбуждения, расследования, применения мер обеспечения, принципами расчета штрафа. Причем этот документ должен быть не для внутреннего пользования, а доступным для всех – и сотрудников таможни, и участников ВЭД.

«Давайте исходить из того, что основа – это закон, а детали применения совместными  усилиями мы выработаем. Если этот вопрос так беспокоит участников ВЭД, то его можно рассмотреть отдельно на консультативном совете», – комментирует Назип Галикеев.

Однако следует более радикально подходить к вопросам таможенных процедур. Таможенная система России такова, что отдельный документ, поправки и небольшие изменения уже не могут устранить вновь и вновь возникающие сложности. «Система должна быть изменена в корне. Таможенный контроль не может находиться в том же ведомстве, которое осуществляет таможенное оформление. Сложилась парадоксальная ситуация, когда на одном посту контролируется и оформляется товар, который находится тут же, что изначально формирует коррупционную среду», – констатирует Андрей Пучков. По словам Пучкова, подготовлена соответствующая концепция, предусматривающая, в частности, масштабный переход на электронное предварительное декларирование в «домашней» для участника ВЭД налоговой инспекции. Это позволит сразу же извести фирмы-однодневки как класс, а также избежать простоя грузов на таможне.

«Купил товар, подписал контракт, за две недели подал декларацию, Налоговая инспекция информировала  контролирующие органы на границе, что нужно проверить вес и наименование. При таком подходе реализовать коррупционную схему практически невозможно, потому что у налогового инспектора нет товара – он просто оформляет документы. И таможенники уже не отвечают за план сбора денег, но выполняют свои функции – становятся правоохранительным органом, который занимается борьбой с контрабандой и контролем», – продолжает Александр Пучков.

Практически это принцип  работы советской таможни, которая  была оторвана от экономики, боролась с контрабандой, и никому не приходило в голову оперировать деньгами. В СССР работали 1,3 тыс. таможенников. Сейчас функции контроля и координации только в СЗТУ осуществляют несколько сотен человек. В то время как в развитых странах, таких как Швеция, к примеру, в региональном управлении работают всего двое: один контролирует, а другой координирует. В советские времена внешнеэкономическая деятельность была не столь активной, нежели сейчас, и принципы ее работы были другие.

Поскольку вносить кардинальные изменения в законодательство страны – прерогатива высших чиновников, а пока даже разговор о возможности пересмотра функций таможни не ведется, есть потребность донести до руководства Федеральной таможенной службы пакет предложений и рекомендаций, чтобы избежать негативных последствий при применении на таможне положения ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В частности, при принятии решения о классификации товаров  в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД или при КТС решение  об административном производстве принимать  при условии, если установлено, что декларантом предъявлены недействительные документы. Кроме того, предлагается исключить принятие решения о возбуждении административного производства до вступления в законную силу решения уполномоченного органа по обжалованию действий таможенного органа, принявшего решение о классификации товаров или КТС (в соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Также рекомендуется  разработать методику принятия должностными лицами таможенного органа мер обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях в виде изъятия или ареста предмета правонарушения лишь в исключительных случаях – при неоплате декларантом или таможенным представителем обеспечений уплаты таможенных платежей. Помимо этого участники ВЭД намерены обратиться в Транспортную прокуратуру с просьбой систематически принимать меры прокурорского реагирования при выявлении фактов необоснованного возбуждения административного производства при принятии таможенными органами решений о классификации товаров или корректировке таможенной стоимости.   

Заключение

 

Основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина (ввозная и вывозная). Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике - антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин. По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

- адвалорные – начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

- специфические –  начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара;

- комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения;

Ставка ввозной таможенной пошлины определяется исходя из: 1.страны происхождения товаров; 2.заявленной таможенной процедуры.

В результате анализа  динамики доли таможенной пошлины в  системе таможенных платежей Уссурийской таможни за 2002-2010 гг. было установлено, что доля ввозной пошлины гораздо больше, чем вывозной, а средний удельный вес таможенной пошлины составляет почти 60%. Такая статистика при ведущей функции (пополнение доходной части бюджета) свидетельствует об огромном значении таможенной пошлины в формировании таможенных платежей для Уссурийской таможни.

Государство ведет бдительный контроль за уплатой  таможенных пошлин, о чем говорят  результаты деятельности проверочных  мероприятий, так только в 2010 году во взаимодействии с государственными контролирующими и правоохранительными органами  проведено 1 247 проверочных мероприятий. По результатам проверочных мероприятий: доначислено таможенных платежей, штрафов на сумму 132,7 млн. рублей; взыскано 24,1 млн. рублей; заведено 1 852 дела об административных правонарушениях и 14 уголовных дел, изъято контрафактного товара на сумму 75,34 млн. рублей.

Таможенными органами передано 1 863 материала в контролирующие и правоохранительные органы. По результатам переданных материалов контролирующими органами доначислено 204,8 млн. рублей, возбуждено 441 дело об административных правонарушениях и 5 уголовных дел.

Установление таможенных пошлин оказывает серьезное влияние  на торговую политику государства, внутренний рынок страны, его связи с мировой экономикой. Изменение таможенных пошлин связано с «объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле». Уплата таможенной пошлины связана с предоставлением государством лицу права переместить товар через таможенную границу.

Информация о работе Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей