Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение таможенной пошлины как основного вида таможенных платежей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение вида и особенностей таможенных пошлин;
анализ динамики поступления таможенной пошлины на примере Уссурийской таможни за период 2002-2010гг.;
рассмотреть порядок уплаты таможенных платежей при таможенной процедуре временный ввоз на территорию ТС;
изучить государственный контроль взимания таможенных пошлин;
рассмотреть административную ответственность за нарушение таможенного оформления;

Файлы: 1 файл

Исследование таможенных полин как основного вида таможенных платежей.doc

— 846.00 Кб (Скачать файл)

До принятия НК РФ в  законодательстве практически не существовало различий между налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами. Все они условно именовались налогами и объединялись в налоговую систему. Общее понятие пошлины отсутствовало, несмотря на то, что в законодательстве предусматривались таможенная, государственная и патентная пошлины.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная пошлина – обязательный платеж в  федеральный бюджет, взимаемый таможенными  органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также  в иных случаях, установленных законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

ТК РФ не содержит определения таможенной пошлины. В то же время из перечня федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ) таможенная пошлина с 1 января 2005 г. исключена. Что касается ТК ТС, то в нем приводится определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина – обязательный таможенный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Проблемам разработки дефиниций «налог», «сбор», «пошлина» и разграничения их, уделялось внимание в современной экономической литературе. Наименее изученным является вопрос о точном определении пошлины, в том числе таможенной, о ее соотношении с иными обязательными платежами, установленными законодательством РФ. Споры о правовой природе таможенной пошлины сводятся, в основном, к отстаиванию диаметрально противоположных позиций. Одни авторы настаивают на том, что таможенная пошлина – это разновидность косвенных налогов, исходя из того, что:

1) уплата таможенной пошлины не содержит признака добровольности, носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;

2) таможенная пошлина  не представляет собой плату  за оказание услуг и взыскивается  без встречного удовлетворения;

3) таможенная пошлина не относится к общим налогам, так как поступления от ее уплаты не предназначены для финансирования конкретных расходов;

4) правовое регулирование  отношений по уплате таможенных  пошлин носит односторонний характер и исключает возможность договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения.

Другие авторы считают, что таможенная пошлина не является налогом и занимает особое место  в системе таможенных платежей. Так, по мнению О.Ю. Бакаевой, особое место таможенной пошлины в системе иных обязательных платежей предопределено тем, что:

1) таможенная пошлина – обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;

2) таможенная пошлина опосредована  процессом перемещения товаров  через таможенную границу РФ  и является средством для достижения  такой цели;

3) таможенная пошлина – это  возмездный платеж, так как фактически  является платой за предоставление  возможности перемещать товары через таможенную границу;

4) таможенная пошлина не обладает  признаком регулярности, так как  обязанность по уплате таможенной  пошлины возникает лишь с необходимостью  вступления субъекта в таможенное  правоотношение;

5) право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;

6) уплата таможенной пошлины  обеспечивается принудительной  силой государства.

Установление таможенных пошлин оказывает  серьезное влияние на торговую политику государства, внутренний рынок страны, его связи с мировой экономикой. Изменение таможенных пошлин связано с «объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле». Уплата таможенной пошлины связана с предоставлением государством лицу права переместить товар через таможенную границу.

Отдельные товары в зависимости  от их вида, происхождения, заявленного  таможенного режима и т.п. могут  быть освобождены от уплаты таможенной пошлины. Однако если товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного  законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу РФ только после уплаты причитающихся таможенных платежей.

Установление Законом РФ «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не увязано с положениями ТК ТС. Так, многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу, не подлежат таможенному обложению. Это в полной мере соответствует закрепленному на конституционном уровне праву человека на свободное перемещение. Уплата таможенной пошлины становится условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу только при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что уплата таможенной пошлины не является непременным условием ввоза или вывоза товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию таможенного союза может не сопровождаться уплатой таможенной пошлины в случае выбора декларантом соответствующих таможенных процедур (Рисунок 3).

Рис. 3. Таможенные процедуры, при заявлении товара под которые таможенная пошлина не уплачивается

Субъектом обложения  таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант – лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник).

Объектом обложения  таможенной пошлиной могут быть  количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров (специфическая ставка), либо стоимостные показатели перемещаемых через границу товаров (адвалорная ставка), либо и то и другое одновременно (комбинированная ставка), в зависимости от применяемого механизма исчисления и уплаты таможенной пошлины.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу  РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.

Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцируются в зависимости  от того, к какой стране происхождения  относится ввозимый на таможенную территорию товар (ТС):

- стране, с которой  Россия в торгово-политических  отношениях применяет режим наибольшего  благоприятствования нации;

- стране, с которой  Россия в торгово-политических  отношениях не использует указанный  режим.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, также устанавливается Правительством РФ.

Важным элементом таможенной пошлины являются льготы, именуемые  применительно к таможенной пошлине  тарифными льготами.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Однако законодатель допускает осуществление расчетов по таможенным платежам и в иностранной валюте, эквивалентной сумме начисленных таможенных пошлин в валюте РФ. В таких случаях для целей исчисления таможенных пошлин требуется произвести пересчет иностранной валюты. При пересчете валюты иностранного государства применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ для таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

Сп =(Тса)/100%,

где Сп – сумма таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке; Тс – таможенная стоимость товара (руб.); Па – адвалорная ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим  ставкам, производится по следующей  формуле:

Сптсе,

где  Сп – сумма таможенной пошлины, исчисленная по специфической ставке; Вт – количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении; Пс – специфическая ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке – курс евро, установленный ЦБ РФ.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм  массы товара, или по комбинированным  ставкам (со специфической составляющей в евро за 1 кг массы товара), в  качестве основы исчисления таможенных платежей используется масса товара с учетом его первичной упаковки. Первичная упаковка товара – это упаковка, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

При применении комбинированной ставки «Па в процентах (адвалорная ставка), но не менее Пс в евро за количество товара (специфическая ставка)» сначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Полученные в ходе вычислений суммы сравниваются. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.

3. Роль таможенных пошлин в  формировании таможенных платежей на примере Уссурийской таможни за 2002-2010 гг.

 

Основное направление  фискальной деятельности таможенных органов  Российской Федерации - аккумуляция  в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет. В отличие от других налогов, таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины являются или непосредственно декларант, или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Следовательно, от эффективности  работы таможенных органов в значительной степени зависит финансирование расходов государства, в том числе и в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т.д.

Основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина (ввозная и вывозная). Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике - антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.

Таможенная пошлина (ТП) представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной  пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления  страны происхождения товара;

- порядок определения  таможенной стоимости;

-зависимость величины  ставки от торгово-политического  режима.

Таможенная пошлина является одним из главных видов таможенных платежей и имеет форму обязательного взноса, взимаемого таможенными органами. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

 

Рис. 4. Таможенные платежи в разрезе таможенных постов Уссурийской таможни в 2010 г., млн. рублей

 

Уссурийский таможенный пост является абсолютным лидером по сбору таможенных платежей среди  остальных т/п Уссурийской таможни  в 2010 году. Сумма таможенных платежей, собранных Уссурийским т/п в 2010 г. составляет 66.5%, что в 2.8 раза больше суммы таможенных платежей, собранной Гродековским т/п, который является вторым по объему собранных платежей. Наименьшую сумму – 0.9 млн. рублей перечислил ДАПП Турий Рог.

Рис. 5. Структура таможенных платежей Уссурийской таможни в 2010 г., млн. руб.

 

Наибольшую долю в  системе таможенных платежей Уссурийской  таможни в 2010 году занимает ввозная  таможенная пошлина, что составляет 46%, вывозная таможенная пошлина же занимает по объему третье место с 9% от суммы всех собранных таможенных платежей.

 

Рис. 6. Структура платежей Уссурийской таможни в 2009-2010 гг.

 

В 2010 году доля ввозной  таможенной пошлины увеличилась  на 2.3%, доля остальных таможенных платежей выросла на 3.7%, а вот удельный вес вывозной пошлины снизился на 6%.

Информация о работе Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей