Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:28, доклад

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности таможенных органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определению параметров, способствующих повышению эффективности деятельности таможенных органов государственной власти.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1.Государственные услуги...........................................................................4
Глава 2.Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды и проблемы государственных органов в сфере таможенного дела............................................................................................................................5
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы................................................................................................12

Файлы: 1 файл

ДАНДАРОВА.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Кафедра «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему: «Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы»

 

 

 

 

 

выполнил:

студентка гр.511-3 Гущян Сат.А.

проверил: Дандарова Т. К.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2014 г.

Оглавление     Введение...................................................................................................................3

Глава 1.Государственные услуги...........................................................................4

Глава 2.Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды и проблемы  государственных органов в сфере таможенного дела............................................................................................................................5

Заключение.............................................................................................................11

Список литературы................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В настоящее время в Российской Федерации особую   актуальность  и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности таможенных органов  государственной  власти, с качеством оказываемых государством  услуг  в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определению параметров, способствующих повышению эффективности деятельности таможенных органов государственной власти.

     Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность таможенных органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, адекватные современным задачам и требованиям. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности таможенных органов государственной власти.

     Целью работы является выявления проблемы государственных услуг таможенных органов.

     Для достижения этой  цели поставлены задачи: рассмотреть признаки и виды государственных услуг таможенных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Государственные услуги

 

      Государственная услуга - деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

      В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных  и муниципальных услуг» с 1 октября 2011 года предоставление государственных услуг Росприроднадзора осуществляется посредством портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) в электронной форме.

Росприроднадзор является участником межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги.

      С 1 октября 2011 года заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг, кроме документов личного хранения.

 

 

 

Глава 2.Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды и проблемы государственных органов в сфере таможенного дела

 

     Таможенное законодательство России не содержит понятия "государственные услуги в области таможенного дела", так же как и российское законодательство - понятие "государственная услуга" в целом. Вместе с тем Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479, закрепляет, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг. Однако до сих пор данный перечень отсутствует, что порождает в науке оживленные споры об услугах, оказываемых таможенными органами.

      В настоящее время ФТС России принято три Административных регламента по оказанию услуг в сфере таможенного дела, из чего можно утверждать о легальном существовании трех следующих государственных услуг:

      1) по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (Приказ ФТС России от 24.05.2006 N 469);

      2) по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (Приказ ФТС России от 23.07.2008 N 906);

      3) по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (Приказ ФТС России от 01.08.2008 N 951).

      Предоставление таможенных услуг основано на положениях Таможенного кодекса ТС, который не позиционирует их в качестве государственных услуг и, более того, по-разному определяет их правовую природу. Так, в соответствии ТК ТС осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела относится к одной из основных функций таможенных органов.

      Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразный подход к определению сущности информирования и консультирования. Одна часть административных регламентов государственных органов определяет информирование (консультирование) по вопросам сферы их компетенции как государственную функцию, другая - как государственную услугу.

      Вопрос о разграничении понятий "функция" и "услуга" является в настоящее время особенно актуальным. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает следующие определения функции и услуги, которые могут служить отправной точкой в их разграничении. Функция - "нормативно установленный вид властной деятельности органа государства", а услуга - "способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц". Заслуживает внимания также подход Н.В. Путило, которая отмечает, что услуги связаны с использованием административного потенциала, но, в отличие от функций, не предполагают прямое исполнение полномочий, являющихся основным назначением органа. В продолжение этой же мысли Л.К. Терещенко указывает, что "там, где речь идет о властно-распорядительных полномочиях, не могут иметь места государственные услуги".

      В связи с этим информирование и консультирование, осуществляемые государственными органами за рамками их основных (прямых) функциональных обязанностей, должны рассматриваться как государственные услуги. Представляется, что информирование и консультирование, осуществляемые таможенными органами по запросам заинтересованных лиц по мере возникновения потребности, являются полноценными государственными услугами и должны быть исключены из основных функций таможенных органов.

      Предоставление таможенными органами таких государственных услуг, как принятие предварительных решений, которая закрепляет право федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, и иных таможенных органов принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны.

      Однако по какому критерию информирование, консультирование и принятие таможенными органами предварительных решений отнесены к государственным услугам? Анализируя закрепленные административными регламентами ФТС России государственные услуги, можно выделить следующие их общие признаки. Услуги предоставляются таможенными органами на безвозмездной основе. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

      Однако данный признак не следует рассматривать в качестве отличительной особенности государственной услуги, так как совершение таможенными органами в интересах обратившихся лиц в рамках исполнения государственных функций юридически значимых действий также осуществляется на безвозмездной основе. Следует согласиться с Н.В. Путило, которая определяет сущность государственной услуги как получение гражданином благ, выгодных лично ему, не связанных с исполнением обязательств. А.В. Нестеров к государственным услугам относит бесплатные услуги, оказываемые в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг, уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам.

 

      На основании изложенного представляется, что государственную услугу в сфере таможенного дела характеризуют следующие признаки:

 

      Во-первых, добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано с исполнением требований таможенного законодательства. Так, если рассматривать государственные функции, закрепленные в административных регламентах ФТС, то обращение в таможенные органы заинтересованных лиц за совершением определенных действий (включение в реестр, выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, оформление пассажирской декларации и т.п.) основано на выполнении норм ТК ТС и представляет собой, по сути, таможенную обязанность.

      Во-вторых, государственные услуги представляют собой получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица. Так, при информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в сфере таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятие предварительного решения позволяет участнику внешнеэкономической деятельности существенно упростить и ускорить проведение таможенного оформления и таможенного контроля.

      Однако ограничивается ли предоставление таможенными органами услуг тремя вышеуказанными государственными услугами? В науке существуют различные точки зрения. Под влиянием административной реформы и принятия ТК ТС, закрепившего принципиально новую идеологию таможенного дела, возникла научная концепция "сервисной таможни". При этом понятие "сервисная таможня" используется в значении "государственный поставщик", т.е. государственная организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированные на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур. В целом концепция "сервисной таможни" - это особый взгляд на систему таможенной деятельности. Результат ее - таможенные услуги, под которыми авторами концепции понимаются "комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД", а под таможенным сервисом - организованное обслуживание потребителей таможенных услуг.

      Вместе с тем данная концепция подвергается обоснованной критике. Так, А.Б. Новиков справедливо отмечает, что происхождение концепции "сервисной таможни" может объясняться системной подменой понятия "таможенное дело" комплексным понятием "таможенные услуги" и что ее сторонники часто используют термины "таможенная деятельность" и "таможенные услуги" в качестве синонимов, а цели и задачи в таможенной системе, включая сервисные, трансформируются в цели и задачи в сфере таможенных услуг. По сути, в данной концепции речь идет об оказании государственных услуг такому клиенту или заказчику, как государство, а данная теоретико-правовая конструкция в структуре административной реформы не используется. Н.В. Путило, подвергая критике использование публичных услуг как теоретико-правовую конструкцию, близкую к функциям государства, согласно которой государство находится в услужении общества, а субъектом, получателем этих услуг является общество, абстрактный народ, отмечает, что "данный подход не следует использовать для понимания и регулирования публичных услуг, получателем которых является конкретное лицо, а предоставляет их государственный служащий".

      Рассматривая концепцию "сервисной таможни", А.Б. Новиков указывает, что таможенное дело обобщенно может быть представлено в виде трех блоков: регулирование внешнеторговой деятельности, таможенный контроль и таможенные услуги. ФТС России предоставляет государственные услуги в области внешней торговли, а именно услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других.

Информация о работе Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы