Государственное управление таможенной деятельностью в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Сущность таможенно-тарифное регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………..3
Таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе……………………..7
Виды таможенного режима…………………………………………………………10
Государственное управление таможенной деятельностью в Республике Казахстан……………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

продолжение.docx

— 54.72 Кб (Скачать файл)

По данным Организации  экономического сотрудничества и развития, средневзвешенные импортные тарифы по 23 видам сельскохозяйственной продукции  составляют в развивающихся странах 18,76 % (в т.ч. в Китае 40,55%), в экономически развитых странах – 43,41 %, а в странах  с переходной экономикой – 13,36 %. Таким  образом, уровень тарифной защищенности      сельскохозяйственных товаров   в   развитых странах намного  выше, чем в развивающихся, и тем  более в странах с переходной  экономикой. Причем ставки   на   отдельные виды сельскохозяйственной продукции в этих странах намного превысили указанные показатели, пример, в Японии пошлина на рис составляет 444 %, на пшеницу – 193 %, в США пошлины на молочные продукты составляют  93 %, на сахар – 91 %; в ЕС пошлины на рис – 231 %, на молочные продукты – 205 %, на сахар – 279 %.

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что даже в рамках  ВТО  для узкого круга товаров таможенный тариф сохраняет роль протекционистского инструмента государства. Более  того, члены ВТО имеют возможность  периодически пересматривать взятые на себя тарифные обязательства при  соблюдении определенных   правил,   предусмотренных в Генеральном  соглашении по тарифам и торговле.

К настоящему времени полностью  реализованы мероприятия по созданию нормативно-правовой базы единой системы  таможенно-тарифного регулирования  в Таможенном союзе, осуществляемого  Комиссией с 1 января 2010 г. При этом сохраняются исключения из ЕТТ ТС для ввоза ряда товаров на территорию Казахстана, определенные Перечнем товаров  и ставок, в отношении которых  в течение переходного периода  одним из государств- членов Таможенного  союза применяются ставки ввозных  таможенных пошлин отличные от ставок ЕТТ ТС. В соответствии с этим Перечнем казахстанской Стороной по 409 товарным позициям применяются более низкие ставки таможенных пошлин по сравнению с установленными ЕТТ ТС. В связи с планируемым с 1 июля прекращением таможенного контроля на казахстано- российской границе казахстанская Сторона разрабатывает меры по обеспечению администрирования оборота ввозимых таким образом товаров с целью недопущения их вывоза на территорию других государств-членов Таможенного союза, а также готовит предложения по сокращению их перечня. Его окончательная редакция и меры по администрированию оборота этих товаров должны быть определены не позднее 15 июня т.г.

 

С момента утверждения  ЕТТ ТС и получения Комиссией  полномочий по его ведению ею по предложениям Сторон было принято свыше 70 решений, касающихся вопросов применения единых мер таможено-тарифного регулирования. В том числе по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин - 29 решений (1 0 - в сторону повышения и 19 - понижения), по установлению тарифных квот в отношении импорта ряда сельскохозяйственных товаров - 4 решения, предоставлению тарифных льгот (в т.ч. при применении режима временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) - 10.

 

Для предварительного рассмотрения и согласования предложений Сторон создан Комитет по вопросам регулирования  внешней торговли, в который входят уполномоченные Сторонами представители  исполнительных органов власти государств - членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию предложений по мерам регулирования внешней торговли, предусматривающий конкретные сроки рассмотрения Сторонами предложений и процедуру согласования позиций Сторон. К настоящему времени проведено 11 заседаний Комитета, на которых одобрено более 70 решений в сфере таможенно-тарифного регулирования. При этом практически все решения были приняты консенсусом. Для урегулирования спорных вопросов Комиссией были приняты Рекомендации по подготовке докладов по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с ними Секретариат Комиссии готовит доклад в отношении ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику.

 

Накопленный опыт принятия решений в области таможенно-тарифного  регулирования свидетельствует  о необходимости установления четких критериев оценки влияния предлагаемых мер на экономику и бюджет государств-членов Таможенного союза. Как правило, в качестве основания для принятия решений по снижению ставок ввозных таможенных пошлин указывается лишь информация об отсутствии производства аналогичных товаров на территории Таможенного союза, достоверность которой бывает трудно проверить или оценить. Не менее важным является определение возможности организации производства таких товаров и учет соответствующих планов предприятий Таможенного союза, реализации которых снижение импортного тарифа может нанести ущерб. В отсутствие такой информации возможно принятие решений, идущих в разрез с реализуемыми в государствах- членах Таможенного союза программами модернизации экономики и развития перспективных производств.

 

В целом для обеспечения  должного обоснования решений в  области таможенно-тарифного регулирования  необходимо стратегическое планирование торгово-экономической политики Таможенного  союза, включающее разработку общих  направлений таможенно-тарифной политики с их увязкой с приоритетными направлениями развития и модернизации экономики государств-членов Таможенного союза. Особую актуальность этому придает проводимая в настоящее время работа по унификации тарифных обязательств России и Казахстана на переговорах по условиям их присоединения к ВТО, затрагивающая обширный перечень товарных позиций.

С 1 января 2010 г. Комиссией  осуществляются полномочия в сфере  нетарифного регулирования внешней  торговли таможенного союза на основе Единого перечня товаров, к которым  применяются запреты или ограничения  на ввоз или вывоз государствами-членами  Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) и Положения о применении ограничений. За прошедший период Комиссией было принято 36 решений в данной области, в том числе 8 - в отношении временных мер, вводимых Сторонами в одностороннем порядке.

 

Решением МежгоссоветаЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 было определено в срок до 1 июля 2010 г. обеспечить внесение изменений в законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в связи с вступлением в силу международных договоров в сфере единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза. Однако в полной мере этого сделано не было, некоторые национальные нормативные правовые акты не в полной степени соответствуют нормам законодательства Таможенного союза.

К функциям Комиссии, в соответствии с ТК ТС отнесено ведение ТН ВЭД  ТС, а также принятие решений по классификации отдельных товаров. В этих целях были приняты Положение  о порядке технического ведения  ТН ВЭД ТС, Регламент взаимодействия по вопросам ведения ТН ВЭД ТС, Положение  о порядке принятия Комиссией  решений и разъяснений по классификации  отдельных видов товаров и  Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров. В соответствии с полномочиями в  данной области Комиссией было принято 22 решения о внесении изменений  в ТН ВЭД ТС и 6 решений по классификации  отдельных видов товаров.

 

Комиссия осуществляет ведение  единого Сборника принятых предварительных  решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации  товаров, опубликованного на официальном  сайте Комиссии. Секретариатом Комиссии ведется работа по анализу взаимного  соответствия принятых предварительных  решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации  товаров с целью их унификации. Подготовлен и предварительно согласован с таможенными органами Сторон проект Пояснений к ТН ВЭД ТС.

 

 

Виды таможенных режимов

В целях применения таможенного  законодательства Республики Казахстан  устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) выпуск товаров для  свободного обращения;

2) реимпорт товаров;

3) таможенный склад;

4) магазин беспошлинной  торговли;

5) переработка товаров  на таможенной территории;

6) переработка товаров  для свободного обращения;

7) переработка товаров  вне таможенной территории;

8) временный ввоз товаров  и транспортных средств;

9) временный вывоз товаров и транспортных средств;

10) экспорт товаров;

11) реэкспорт товаров;

12) транзит товаров;

13) уничтожение товаров;

14) отказ от товара в  пользу государства;

15) свободная таможенная  зона;

16) свободный склад;

17) специальный таможенный  режим.

 

 

 

 

 

Государственное управление таможенной деятельностью  в Республике Казахстан

Управление таможенным делом  является одной из отраслей государственного управления в социально-экономической  области и необходимым условием обеспечения рационального комплексного осуществления таможенного дела.

Если говорить об управлении социально-экономическими системами, к которым относится и система  таможенных органов, то, обобщая различные  формулировки с учетом признаков, присущих управлению таможенным делом, ему можно  дать следующее определение. Управление – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников  таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при  изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. Что же касается системы управления, то, как отмечает ряд авторов, «любая система управления состоит минимум из двух взаимосвязанных, находящихся в диалектическом единстве и противоречии элементов: объекта  и субъекта управления. Отсутствие одного из них не позволяет вести речь о системе управления».

В сфере таможенного дела управляемой подсистемой (объект) выступают  исполнители приказов, поручений, постановлений  управляющей системы, организационные  структуры, специалисты таможенного  дела, таможенные коллективы, технологические  таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных  на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности, т.е. в целом таможенное дело.

К управляющей подсистеме (субъект) в сфере таможенного  дела относятся соответствующие  органы государственной власти, элементы и подсистемы уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Взаимное расположение субъекта и объекта управления «по вертикали» есть не один из возможных вариантов  управленческих отношений в сфере  таможенного дела, а необходимое  условие данных отношений, позволяющее  определить их как собственно управленческие.

Для уяснения вопроса о  субъекте и объекте управления важно  понять, что управление как структура  в таможенных органах носит ступенчатый  иерархический характер, и что  различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают  и как субъекты, и как объекты  управления. Каждой ступени, или уровню управления, соответствует свой субъект  и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать  как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и  распорядительную, и исполнительную сторону. Существенную роль в системе  управления играют взаимосвязи и  взаимоотношения между субъектом  и объектом управления, зависящие  от организационной структуры управления, других факторов.

Система управления таможенным делом состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры  управления и процесса управления механизмом совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции  управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это  деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

Механизм совершенствования  системы управления включает организацию  изменений в ней в результате развития объекта управления (т.е. таможенного  дела).

Для более глубокого понимания  сущности управления необходимо знать  особенности, которые присущи этому  управлению. К ним можно отнести:

- ярко выраженную нацеленность  управления на конечный результат  служебной деятельности;

- сочетание управляемой  деятельности внутри системы  с работой с участниками внешнеэкономической  деятельности (далее – ВЭД);

- осуществление полномочий  органа государственного управления;

- допустимость разумного  риска в процессе управления, динамичность процессов управления  в условиях противоборства сотрудников  таможенных органов с недобросовестными  участниками ВЭД, контрабандистами  и их пособниками;

- относительная неопределенность  условий, в которых осуществляется  управление.

Из двух компонентов системы  государственного управления – структуры  и процесса – более быстро изменяющимся является процесс управления. Поэтому  развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры  управления. Структура должна изменяться тогда, когда в существующую структуру  процесс управления уже не укладывается, когда структура создает затруднения, становится тормозом развития управления и соответственно системы управления в целом.

Государственное управление в сфере таможенного дела –  это особый вид управленческой деятельности, возникающей в процессе осуществления  функций государства, направленных на возрождение, укрепление таможенного  дела, создание оптимальных условий  для обеспечения его жизнедеятельности  и представляющий собой систему  организационных, экономических и  других взаимоотношений субъекта (государства) и объекта (комплекса специфических  отношений, охватываемых институтом «таможенное  дело»), которые целенаправленно  опосредуются правовой материей в интересах  как общества, так и таможенного дела.

Информация о работе Государственное управление таможенной деятельностью в Республике Казахстан