Анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;

- проследить историю создания ВТО;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие, цели и принципы ВТО

1.2 История создания ВТО

1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО

2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО

2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО

2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

биг вто.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

 

В 1947-1948 гг. был создан проект, устав  полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки [6].

 

Второй раз создать международную  торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это не удалось опять из-за американцев.

 

В 1964 г. инициативу проявил Советский  Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран нам реализовать  эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.

 

Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла  Международная торговая организация.

 

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

 

В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам  по торговле, из которого выросла Всемирная  торговая организация. Чтобы стать  полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.

 

Цель создания ВТО - обеспечение  функционирования системы мировой  торговли на основе единых правил таким  образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них  не мог быть нарушен введением  внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок[7].

 

 Введение таких мер возможно  в связи с наступлением кризисной  ситуации в той или иной  отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

 

Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран и две зависимых территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой торговли. В их числе Соединенные Штаты, Канада, Япония, большинство государств Западной Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.

 

В настоящее время (октябрь 2008 г.) полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем, только 25 из них стали новыми членами [8] (Приложение 2).

 

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее  большинство из них, в том числе  Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ  находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

 

Помимо этого, свыше 60 международных  организаций имеют статус наблюдателя  в различных структурах ВТО, в  т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

 

Таким образом, подводя итоги изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.

 

Дата начала существования ВТО  как преемницы ГААТ- 1995 года. С  этого самого момента ВТО начинает активно расширяться, пополняясь новыми странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По состоянию на конец 2008 года ВТО включает в себя 153 страны-участниц и более тридцати стран – наблюдателей.

 

История отношений России с ВТО  насчитывает уже почти двадцать лет. Но несмотря на это, четкого понимания  экономических выгод и потерь России от присоединения к организации как не было, так и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров (рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации не регламентируются).

 

 

1.3 Порядок вступления и основные  этапы переговорного процесса  России и ВТО на современном этапе

 

 

 

Анализируя различные нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную  литературу, следует отметить, что  процедура присоединения к Всемирной  торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

 

На первом этапе в рамках специальных  рабочих групп (РГ) происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны на предмет  их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров[9].

 

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые  присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

 

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

 

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с  соответствующей жалобой в Орган  по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

 

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными документами[10] :

 

- Докладом Рабочей группы, где  изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

 

- Списком обязательств по тарифным  уступкам в области товаров  и по уровню поддержки сельского  хозяйства;

 

- Перечнем специфических обязательств  по услугам и Списком изъятий из РНБ;

 

- Протоколом о присоединении,  юридически оформляющим достигнутые  договоренности на дву- и многостороннем  уровнях.

 

Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

 

На заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

 

Круг вопросов, рассматриваемых российской Рабочей группой является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении»[11].

 

Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО  прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно  проходило на основе «Меморандума о  внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался в связи с определенными политическими и экономическими проблемами.

 

На современном этапе, в 2007-2009 гг., основой для проведения переговоров  являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям [12].

 

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального  уровня («связывания») ставок ввозных  таможенных пошлин по всей  Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

 

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров  на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.

 

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих  в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

 

Уровень таможенной защиты сельского  хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты [13].

 

Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный  уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 2,9 % [14].

 

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике.

 Помимо обсуждения тарифных  аспектов, эти переговоры охватывают  вопросы  допустимых объемов  внутренней господдержки аграрного  сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

 

22 апреля 2008 г. состоялась очередная   многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг [15].

 

23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год)[16].

 

По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.

 

3. Переговоры по доступу на  рынок услуг имеют своей целью  согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

 

По итогам завершившихся переговоров  Россия согласилась принять обязательства  примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

 

4. Переговоры по системным вопросам  посвящены определению мер, которые  Россия должна будет предпринять  в области законодательства и  его правоприменения для выполнения  своих обязательств как будущего  члена ВТО. Основой для переговоров  здесь является проект Доклада РГ  – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

Информация о работе Анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе