Проблемы и перспективы России после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Основной целью данной курсовой работы является общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.
1.1. Краткая история и структура ВТО………………………………….6
1.2. Характеристика ВТО……… ..……………………………………….10
1.3 Основные цели и принципы ВТО…………………………………....13
Глава 2. Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.
2.1 Основные угрозы………………………………….............................15
2.2 Потери в цифрах и опыт других стран……………………………....19
Глава 3 .
3.1. Прогноз Минэкономразвития на 2012 год …………….....................21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………....26
Приложения………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (экономика).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: "Торгово-экономические отношения России в современных условиях"

На тему:

 

 

 

«Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила:

 

                                                                                                  Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2012г.

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.

1.1. Краткая история и структура ВТО………………………………….6

1.2. Характеристика ВТО……… ..……………………………………….10

1.3 Основные цели и принципы  ВТО…………………………………....13

 

    Глава 2. Предполагаемый отрицательный эффект для России от членства в ВТО.

     2.1 Основные угрозы………………………………….............................15

     2.2 Потери в цифрах и опыт других стран……………………………....19

  

    Глава 3 .

    3.1. Прогноз Минэкономразвития на 2012 год …………….....................21

 

 

   Заключение…………………………………………………………………..24

   Список используемой литературы………………………………………....26

   Приложения………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Самая старая форма международных  отношений - это международная торговля. На протяжении веков внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая за национальные рамки, приводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

По некоторым оценкам  на долю торговли приходится около 85 %  всего объёма международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Требования увеличения объёма российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время вступила в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Курс на создание открытой экономики, провозглашённый в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоёмкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего,  на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России от участия в этом процессе способно лишь усугубить её и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение России к системе ГАТТ/ВТО.

Сегодня эта тема является очень актуальной. Результатом вступления  России в ВТО должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира. 

Основной  целью данной курсовой работы является общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО.

Важность изучения системы ВТО и её использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии её вступления в BTO.

Объектом данной курсовой работы является – структура ВТО, а предметом -  перспективы присоединения России к ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. 

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА ВТО.

 

          Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, необходимо обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.       

 “Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость решения вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис.

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ).

В течение первых трёх десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти исключительно сосредоточена на либерализации международной торговли путём взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это в свою очередь стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период с 1950 года по 1975 год мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

Однако одновременно со снижением таможенных тарифов всё более заметным явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренний рынок. По этой причине в ходе “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров 1973 - 1979 годов (седьмого по счету) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена благодаря заключению отдельных соглашений (всего 12), регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру правительственных закупок.

Историю ГАТТ принято  грубо делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Наиболее важные  вопросы  были поставлены на повестку дня “уругвайского” раунда ГАТТ, который стал крупнейшим с точки зрения количества правительств, принимающих участие в многосторонних торговых переговорах. Заключительный Акт “уругвайского” раунда, принятый 15 апреля 1994 года, содержит 28 соглашений (по торговле сельскохозяйственными товарами, услугами, текстилем и одеждой, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по вопросам прав интеллектуальной собственности), а также договоренности стран-членов, касающиеся сокращения тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. Кроме того, Акт включает около 27 положений, которые разъясняют, дополняют или изменяют предшествующие соглашения и договоренности в рамках ГАТТ. Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в многосторонних торговых переговорах “уругвайского” раунда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее значительных международных событий, основным результатом которого стало создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что  достигнутые договоренности являются лишь юридическим закреплением новой  системы международной торговли. Поэтому при всей значимости результатов  “уругвайского” раунда не меньшее значение приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Всемирная Торговая Организация (ВТО), являющаяся продолжателем  Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг. “Уругвайский раунд” - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализация мировой  торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Штаб ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний день в организацию входит  153 государства; ещё более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Глава ВТО (генеральный  директор) — Паскаль Лами.

 

Вывод:

 

        Таким образом,  в ходе  рассмотрения вопроса установлены истоки ВТО, стоявшие проблемы перед этой организацией в прошлом и современная ситуация. Итак, оглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договорённостей Уругвайского раунда переговоров. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами), антидемпинговые меры и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

                                      1.2. Характиристика ВТО.

 

 

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ); Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.

Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли, обеспечение её справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 150, решают эти задачи путём контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования этих переговоров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Информация о работе Проблемы и перспективы России после вступления в ВТО