Анализ мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещение через таможенную границу леса и лесоматериалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что Россия является крупной лесной державой. Она обладает одной четвертью мировых лесных ресурсов, большая часть которых представлена высоколиквидными древесными породами, имеющими устойчивые позиции на мировых рынках. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. м3 На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Использование расчетной лесосеки (635 млн. м3.) составило в 2007 году 29,4%. Россия в целом и её субъекты располагают объемами древесного сырья, достаточными для перспективного наращивания объемов лесопользования, развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретико-правовые основы тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
1.1. Современное состояние таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
1.2. Особенности леса и лесоматериалов как объектов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
Глава 2. Анализ мер таможенного регулирования и таможенного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
2.1. Структура и объемы перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.2. Общая характеристика таможенного контроля за перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.3. Вопросы таможенного оформления леса и лесоматериалов при перемещении через таможенную границу и уплаты таможенных платежей
Глава 3. Совершенствованием мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1часть диплома.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретико-правовые основы тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов

1.1. Современное состояние таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности  в Российской Федерации

1.2. Особенности леса и лесоматериалов  как объектов таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования

Глава 2. Анализ мер таможенного регулирования и таможенного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов

2.1. Структура и объемы  перемещения леса и лесоматериалов  через таможенную границу

2.2. Общая характеристика таможенного контроля за перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу

2.3. Вопросы таможенного оформления леса и лесоматериалов при перемещении через таможенную границу и уплаты таможенных платежей

Глава 3. Совершенствованием мер тарифного и нетарифного  регулирования при перемещении  через таможенную границу леса и лесоматериалов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что Россия является крупной лесной державой. Она обладает одной четвертью мировых лесных ресурсов, большая часть которых представлена высоколиквидными древесными породами, имеющими устойчивые позиции на мировых рынках. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. м3 На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Использование расчетной лесосеки (635 млн. м3.) составило в 2007 году 29,4%. Россия в целом и её субъекты располагают объемами древесного сырья, достаточными для перспективного наращивания объемов лесопользования, развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств. Имеющиеся запасы лесных ресурсов позволяют обеспечить не только текущие, но и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах её переработки, а также значительно расширить экспорт продукции лесопромышленного комплекса (далее – ЛПК) Российской Федерации.

Вместе с тем на долю российского лесопромышленного  комплекса приходится лишь 3% мирового рынка продуктов глубокой переработки. Экспорт продукции лесопромышленного  комплекса состоит преимущественно  из круглого леса и лесоматериалов с минимальной обработкой. В 2008 году объемы экспорта круглого леса и лесоматериалов с минимальной долей обработки составили 53 млн. м3, что составляет около 62,2% всей экспортируемой продукции лесопромышленного комплекса. Глубокой переработке подвергается только 15-20% заготовленной древесины, в то время как в скандинавских странах этот показатель достигает 85%. Оставшаяся часть срубленного леса идет на экспорт и производство лесоматериалов с низкой долей обработки. Импорт, в свою очередь, представлен лесопродукцией с высокой добавленной стоимостью. В 2008 году 47,6% импорта лесобумажной продукции составили бумага и картон (включая, изделия из бумаги и картона и печатную продукцию), 26,1% пришлось на мебель.

В 2011 году экспортировано 37 миллионов тонн леса и лесоматериалов общей стоимостью 6,7 миллиарда долларов. Для сравнения:  в 2010 году экспортировано 56,4 миллиона тонн общей стоимостью 10,1  миллиарда долларов, что свидетельствует о увеличении экспорта леса на 19.4 миллионов тонн леса общей стоимостью на 3.4 миллиарда долларов.

По данным Иркутской  таможни в 2012 году объемы экспорта леса и лесоматериалов составили 90,9 %. На долю экспорта круглого леса пришлось 45 %, на долю экспорта обработанных лесоматериалов - 55 %. Всего было экспортировано свыше 153 тыс. тонн леса и лесоматериалов.

По сравнению  с 2011 годом экспорт данного вида товаров в 2012 году увеличился на 13,6 %. Увеличение прослеживается как по экспорту необработанных, так и обработанных лесоматериалов. В 2012 году было вывезено свыше 73,7 тонн круглого леса. Это на 19,8 % больше показателя 2011 года.1

За период январь – февраль 2013 года в регионе ответственности  Иркутской таможни было экспортировано 1 478 364 м3 лесоматериалов (за январь – февраль 2012 года – 1 475 987 м3 ). Из них: 948 093 м3 – это обработанные лесоматериалы; 530271 м3 – необработанные лесоматериалы.2

Сохранение экспортно-сырьевой модели развития лесной отрасли, снижение конкурентоспособности отечественной  продукции ЛПК, высокая зависимость  её от внешнеэкономической конъюнктуры, сохранение условий для коррупции  и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также потеря контроля над лесными ресурсами и ухудшение  состояния сырьевой базы лесного фонда, – все это угрожает экономической безопасности государства. Угрозы, вызываемые «хищническим» использованием лесных ресурсов, являются непосредственными угрозами экономической безопасности многолесных регионов России, экономика которых во многом зависит от экспорта леса и лесоматериалов.

Объектом исследования являются таможенно-тарифное и нетарифное регулирование при перемещении через таможенную границу РФ леса и лесоматериалов. 

Предметом исследования является формирования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов.

Цель исследования заключается в анализе мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов, а также в выявлении проблемы проблем в данной области.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть современное состояние таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;

- определить особенности леса и лесоматериалов как объектов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

- сформулировать выводы.

Глава I. Теоретико-правовые основы тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов

1.1. Современное состояние таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

 В мировом сообществе практически любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает различные сферы международных экономических связей, в том числе внешнеторговую деятельность, посредством инструментов таможенно-тарифной политики. Несмотря на убедительность аргументов в пользу свободной торговли, на практике в ее реализации имеются значительные препятствия. Проведение политики свободной торговли (фритредерство) предполагает высокий уровень стабильности экономики, устойчивости и рентабельности предприятий, который позволяет защитить национального производителя от массированной иностранной конкуренции и помочь укрепить свои позиции.

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую  деятельность является обеспечение  экономических и политических интересов  страны. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Ни одна страна в мире не позволит провозить через свои территориальные границы нерегулируемый поток товаров и услуг. Ограничения  обычно налагаются на ввоз, иногда на вывоз  определенных стратегически значимых товаров. Прямые или косвенные субсидии, предоставляемые государством отечественным  отраслям и производителям, направлены на создание условий, обеспечивающих конкурентные преимущества национальным товарам на международном и внутреннем рынке по сравнению с иностранной продукцией. Знание современной системы таможенно-тарифного регулирования необходимо для успешной интеграции российских предприятий в мировое хозяйство, а также для разработки и проведения эффективной экономической политики в условиях мировой конкуренции. Таможенная политика и стратегия управления ею приобретают особую актуальность в современных условиях, априори выступая активным фактором формирования экономических отношений как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с нормативно-правовыми  документами Российской Федерации регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования3.

Таможенно-тарифное регулирование  включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории, то есть таможенно-тарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основным принципом таможенно-тарифного регулирования является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Нетарифное регулирование  согласно принятых норм и действующей  практики включает комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

Таможенный Союз – единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в Союз4. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся изменений в таможенном-тарифном и нетарифном регулировании: применение новых законов, сопрягаемость и информационная прозрачность соответствующих служб трех государств, урегулирование аспектов, связанных с исполнением заданий по таможенным сборам, практическое функционирование механизма таможенно-тарифного регулирования (единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура и др.). Эти вопросы подвергаются серьезному обсуждению с субъектами внешнеэкономической деятельности.

Таможенное регулирование  в Таможенном союзе осуществляется на двух уровнях: наднациональном и  национальном.

На наднациональном уровне урегулирован порядок перемещения  товаров через таможенную границу  и все таможенные формальности (таможенный контроль и декларирование, исчисление и уплата таможенных платежей, таможенные процедуры). На национальном уровне регулируются вопросы безопасности, организации  деятельности таможенных органов и другие вопросы прямо указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Цели таможенного регулирования прямо названы в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Как отмечалось ранее, таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

С 1 января 2010 г. вступило в силу Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, которое дало старт для начала практической работы по созданию в ЕврАзЭС ТС Беларуси, Казахстана и России5, и соответственно, повлияло на законодательство ТС в части регулирования ввоза, вывоза и транзита товаров через таможенную территорию ТС. В последнее время таможенные отношения претерпевают существенные изменения, связанные с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и введением с 1 июля 2010 г. в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС)6. Объединение трех государств предполагает создание единой таможенной территории, отсутствие внутри данной территории таможенных границ, единообразное таможенное регулирование, контроля за ввозом, вывозом и транзитом товаров.

Ключевая идея создания Таможенного  союза – это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза.7 При этом, наиболее острой проблемой Таможенного союза является единый тариф, так как поступления от таможенных пошлин – одна из главных статей доходов государственных бюджетов. Кроме того, входящие в таможенный союз страны имеют разную по своей структуре экономику. В России и Белоруссии выше, чем в Казахстане, доля обрабатывающих производств, поэтому отмена ввозных пошлин на многие промышленные товары для них неприемлема. В России, например, существует производство легковых автомобилей и авиационной техники, и открыть свой рынок перед конкурентами она не может. Кроме того, Россия располагает самой крупной экономикой, на долю которой приходится 3/4 валового внутреннего продукта стран СНГ, поэтому ее голос более весом.8

По введению единого таможенного  тарифа Белоруссии и Казахстану пришлось пойти на уступки России, в результате чего он на 92% соответствует уровню ставок российских таможенных пошлин. Как следствие, Белоруссия и Казахстан будут вынуждены повысить ставки на значительную часть импортируемых товаров, тогда как Россия примерно на 1% понизит их. Впрочем, часть пошлин, введенных для защиты внутреннего рынка в период кризиса, будет пересмотрена и, возможно, отменена.

Кроме того, все участники  Таможенного союза пока сохранят за собой право пользоваться такими методами регулирования, как проведение антидемпинговых расследований и начисление дополнительных платежей к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара.

Информация о работе Анализ мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещение через таможенную границу леса и лесоматериалов