Анализ мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещение через таможенную границу леса и лесоматериалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что Россия является крупной лесной державой. Она обладает одной четвертью мировых лесных ресурсов, большая часть которых представлена высоколиквидными древесными породами, имеющими устойчивые позиции на мировых рынках. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82,1 млрд. м3 На долю ценных хвойных пород приходится 77% от общего запаса. Использование расчетной лесосеки (635 млн. м3.) составило в 2007 году 29,4%. Россия в целом и её субъекты располагают объемами древесного сырья, достаточными для перспективного наращивания объемов лесопользования, развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретико-правовые основы тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
1.1. Современное состояние таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
1.2. Особенности леса и лесоматериалов как объектов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
Глава 2. Анализ мер таможенного регулирования и таможенного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
2.1. Структура и объемы перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.2. Общая характеристика таможенного контроля за перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу
2.3. Вопросы таможенного оформления леса и лесоматериалов при перемещении через таможенную границу и уплаты таможенных платежей
Глава 3. Совершенствованием мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1часть диплома.docx

— 73.54 Кб (Скачать файл)

Следует констатировать, что  в настоящее время в ТС введены: Единый таможенный тариф, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по формированию политики в этих сферах делегированы наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. По существу это означает, что началось практическое функционирование механизмов ТС. Причем в сравнении с таможенным тарифом, действовавшим в Российской Федерации до 1 января 2010 года, в Едином таможенном тарифе уровень ввозных таможенных пошлин не изменился для Российской Федерации по 9300 позициям (82 %), понижение ставок затронуло 1500 тарифных позиций. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России.

Важно отметить, что при  распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 %, Казахстан - 7,33 %. В первом квартале 2010 года были проведены процедуры по тестированию механизма зачисления и распределения ввозных пошлин. Эксперты оценили общий эффект от создания ТС более чем в 400 млрд. долларов США. Общий объем ВВП трех стран составляет около 2 трлн. долларов, его прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15-18 %, а совокупный товарооборот – 900 млрд. долларов.

Данное интеграционное объединение  оказало значительное влияние на таможенное законодательство Российской Федерации. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела теперь занимают ТК ТС и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»9. Для получения полной информации о всех изменениях таможенного законодательства участникам внешнеэкономической деятельности необходимо ознакомиться с ТК ТС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», международными договорами и решениями Комиссии Таможенного союза, которые разработаны в целях реализации ТК ТС10.

В таможенном кодексе Таможенного  Союза «под таможенным регулированием в Таможенном союзе Евразийского экономического сообщества понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В федеральном законе №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря     2003 г. , дается следующее определение таможенно- тарифного регулирования– как метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. 

В свою очередь, под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера .

ТК ТС в пп. 17 п. 1 ст. 4 дает примерно такое же определение мерам нетарифного регулирования: это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Кроме федеральных законов  РФ, в том числе кодифицированных, отношения в таможенной сфере  регулируют и подзаконные акты, среди  которых необходимо, в первую очередь, назвать указы Президента РФ и Постановления Правительства Российской Федерации, которые относятся к актам таможенного законодательства. В частности, Правительством РФ регулярно принимаются постановления об утверждении ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров (категорий товаров).

По данным официальной  статистики, в 2010 году (после создания Таможенного союза) на 10 % снизились  объемы ввоза товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана, но стоимостные  объемы выросли на 40 %. С введением  Единого Таможенного союза произошло снижение таможенных пошлин в среднем с 10,3 % до 9,7 %, что отразилось на фискальной функции таможенных органов. Объем поступлений таможенных платежей составил 4 триллиона 330 миллиардов рублей (в 2009 году - 3 триллиона 519 миллиардов рублей), что на 810 миллионов рублей больше, чем в 2009 году. Вклад таможенных пошлин в государственный бюджет РФ составил в 2010 году 52 %11,это связанно с существенным увеличением объемов  и улучшением качественных характеристик экспорта и импорта.

Реализация таможенно-тарифной политики в 2013 г. и в среднесрочный  плановый период 2014-2015 гг. будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно: посткризисное восстановление мировой экономики, ускорение технологических и структурных изменений в мировой экономике, начало функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также механизмов Таможенного союза, повышение роли государственной поддержки, как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, интенсификация инновационных процессов в российской экономике. Все эти условия вызывают необходимость принятия содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в Российской Федерации, которые включают в себя:

Во-первых, необходимость обеспечения эффективного и оперативного механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающих задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц;

Во-вторых, выработка и внедрение эффективных механизмов продвижения позиции России в Таможенном союзе, усиление обосновательной базы предлагаемых российской стороной решений, обеспечить прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

В ближайшей перспективе  необходимо создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически своевременно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры. Для этого представляется целесообразным разработать и внедрить новейшие технологии таможенного оформления и таможенного контроля. Требуется доработка и модернизация программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и организация взаимодействия с иными контролирующими органами. Также возрастает стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям. Ведь основная задача таможенного тарифа не фискальный сбор денег в бюджет, а мера по стимулированию внутреннего производства. Необходимым, на наш взгляд, представляется снижение в дальнейшем ставки на комплектующие и, соответственно, повышение на готовые изделия по принципу тарифной эскалации (повышения ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара), на котором строятся таможенные тарифы развитых стран.

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно- тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

В посткризисный период разработка мер таможенно- тарифной политики должна быть тесно увязана с отраслевыми программами и стратегиями модернизации и повышения конкурентоспособности, а также с этапами создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, формирования интегрированных межстрановых производственных комплексов, функционирующих в рамках единой таможенной территории.

В регулировании импорта  ключевыми критериями для определения  направлений и конкретных мер таможенно- тарифной политики в различных отраслях и секторах экономики будут следующие:

  • уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке Таможенного союза;
  • рыночный потенциал выпускаемой продукции в рамках единой таможенной территории Таможенного союза, который станет привлекательным для инвесторов;
  • возможности налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке ТС продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории Таможенного союза, то есть помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, необходимо ее согласование с приоритетами промышленной политики.12

Таким образом, успешное применение содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, конкурентоспособность отечественного производителя, а также послужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированию интегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой таможенной территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

 

1.2. Особенности  леса и лесоматериалов как  объектов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования

 

Лесоматериалы и  конечная продукция из древесины  остаются одними из важнейших экспортных товаров России. С каждым годом экспорт леса значительно увеличивается ,что приводит к расширению рынка лесоматериалов.

        Стабильное развитие рынка лесоматериалов невозможно без эффективного государственного регулирования, в том числе таможенно-тарифного. Таможенная политика – мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоза импортных товаров, ориентируя тем самым отечественных производителей на участие в конкурентной борьбе. Данное положение в немалой степени касается и перемещения через государственную границу РФ леса и лесоматериалов. Данная проблема представляет особый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, которое не может не отразиться на экономическом развитии как страны в целом, так и отдельных регионов.

С целью сокращения экспорта круглых лесоматериалов Правительство  Российской Федерации поэтапно повысило ставки вывозных таможенных пошлин на них. С 1 января 2009 года экспортные пошлины  на вывоз круглых лесоматериалов составляют 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3. Исключение сделано для необработанной лиственной древесины диаметром менее 15 см: по березе пошлина нулевая, по осине – 10 %, но не менее 5 евро за 1 м3. Планировалось уже с 2009 года повысить пошлины до заградительного уровня – 80 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1 м3. Однако затем действие ставок 2008 года было продлено правительством дважды, в 2009 и 2010 годах, во многом благодаря  требованиям ЕС, лоббирующего интересы Финляндии и в меньшей степени Швеции13.

Однако, в связи со вступлением Российской Федерации в Таможенный союз и дальнейшей интеграцией в мировое хозяйство система национальных нормативно-правовых актов подлежит корректировке, а в некоторых случаях и полной замене в отношении регулирования внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности.

Таможенный контроль леса и лесных товаров является одной  из глобальных проблем таможенного  регулирования в Таможенном союзе. Основными проблемными вопросами  таможенного контроля являются классификация  лесоматериалов в соответствии с  Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза, их идентификация и количественный учет. Среди регионов безусловными лидерами являются три таможенных управления – Дальневосточное, Сибирское и  Северо-Западное.14

Наиболее сложными для таможенного контроля товарами являются круглые лесоматериалы (товарная позиция 4403) и лесоматериалы обработанные (товарная позиция 4407). 

С 1 января 2009 года экспортные пошлины на весь круглый  лес составляют 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3.

Исключение сделано  для необработанной лиственной древесины  диаметром менее 15 см, где пошлина  нулевая. Пошлина на березу остается равной нулю, на осину, тополь, эвкалипт – 10 %, но не менее 5 евро за м3.

Планировалось уже  с 2009 года повысить пошлины на вывоз  круглого леса до заградительного уровня – 80 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за м3. Однако затем действие ставок было продлено правительством РФ дважды – в 2009 и 2010 годах, во многом из-за требований Евросоюза, лоббирующего интересы Финляндии и Швеции.

В настоящее время ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов необработанных лесоматериалов , вывозимых за пределы таможенного союза группы 4403 ТН ВЭД ТС установлены в размере 25  % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3.

Информация о работе Анализ мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещение через таможенную границу леса и лесоматериалов