Административная ответственность в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является: исследование института административной ответственности в сфере таможенного дела, определение содержания административной ответственности за нарушение таможенных правил в условиях единого пространства ТС с учетом национального законодательства об административной ответственности в сфере таможенного дела стран-участниц ТС и выявление проблем, связанных с различиями национальных законодательств, а также определение направления развития законодательства в области административной ответственности за нарушение таможенных правил в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….……………….………………………….……...……......4
История развития законодательства об ответственности
за нарушение таможенных правил………………………….……….7
Правовая природа и особенности административной
ответственности и административного правонарушения……….…13
Административные наказания за совершение
таможенных правонарушений…………………………….………....27
Изменения в законодательстве об административной
ответственности в сфере таможенного дела………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………...………………...……………......…...…..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..…...………...41

Файлы: 1 файл

контрольная ИА и ТП.docx

— 109.35 Кб (Скачать файл)

Безусловно, Договор и Соглашение не вносят каких-либо существенных изменений в действующее законодательство ни Российской Федерации, ни других государств - членов Таможенного союза.

Следует отметить, что до настоящего времени до сих пор имеются существенные различия в законодательствах об административной ответственности стран-участниц ТС.25

Анализ  практики применения норм об административной ответственности показал, что во всех трех странах ТС существуют общие принципы и подходы, применяемые таможенными органами при привлечении лиц к административной ответственности. Вместе с тем имеется ряд особенностей, присущих национальному законодательству той или иной страны, а также несоответствий, препятствующих единообразному применению норм таможенного законодательства ТС при привлечении лиц к административной ответственности. Это означает, что существуют и возможности для злоупотреблений и коррупции.

 

 

 

3. Административные наказания за совершение

таможенных правонарушений

 

В странах Таможенного Союза, единственными  актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ; КоАП РК; КоАП РБ). В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.

За совершение административных правонарушений на территории РФ могут применяться  следующие наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

За совершение административных правонарушений на территории Республики Казахстан  могут применяться следующие  взыскания (ст. 45 КоАП РК): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 5) лишение специального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; 7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя; 8) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 9) административный арест; 10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

За совершение административных правонарушений на территории Республики Беларусь могут  применяться следующие взыскания (ст. 6.2 КоАП РБ): 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции  конкретной статьи могут быть назначены  наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. В ТС к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза (п.3 ст. 7 ТК ТС) на территории которого произошло правонарушение. В РФ предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о  назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма  вносится или перечисляется в  банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.2526 КоАП РФ.

Не является конфискацией изъятие  из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Административное наказание может  быть назначено только в установленных законом пределах (наказание в размере «ниже низшего» предела санкции невозможно), при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).

При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях (когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил, таким образом, может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация).

Процессуальные  действия за нарушение таможенных правил осуществляются должностными лицами таможенных органов, указанными в ст. 27.3, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и в Приказе ФТС от 01.03.2012 № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание». К ним относятся следующие должностные лица таможенных органов РФ.

1. Должностные  лица центрального аппарата ФТС  России: начальник управления отдела, их заместители; старший уполномоченный по особо важным делам; уполномоченный по особо важным делам; старший уполномоченный; уполномоченный.

2. Должностные лица региональных таможенных управлений: начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители; начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор; оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор; старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор; оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор.

3. Должностные лица таможен, таможенных постов: начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители; начальник отделения, старший уполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор; оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор; старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор; оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор; командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники27.

В целях  всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела об административном правонарушении таможенные органы Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан наделены рядом процессуальных полномочий: применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, получение объяснений участников производства по делу, взятие проб, назначение экспертиз, истребование сведений.

В соответствии с КоАП РФ в случаях, когда проведение процессуальных действий связано со значительными временными затратами, по отдельным составам административном правонарушении проводится административное расследование. Максимальный срок административного расследования для таможенных органов РФ составляет шесть месяцев. После завершения административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В Республике Беларусь действует похожий механизм, который предусматривает возможность осуществления процессуальных мероприятий до вынесения протокола об административном правонарушении и направления его на рассмотрение - подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, общий срок которой составляет по делам об административных таможенных правонарушениях два месяца со дня начала административного процесса. Подготовка к рассмотрению может быть приостановлена на неопределенный срок, если по делу назначена и проводится экспертиза либо запрошена информация из иностранного государства. По окончании подготовки составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В КоАП РБ стадии, схожие с административным расследованием, не предусмотрены, а в случаях, когда требуется проведение экспертиз, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток с момента получения заключения эксперта.

Законодательством государств - членов ТС предусмотрен упрощенный порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности, то есть без составления протокола об административном правонарушении. При этом в отличие от РФ, в Республике Беларусь и Республике Казахстан применение упрощенного порядка возможно только при уплате штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Кодексами трех стран установлены обстоятельства, при наличии которых производство по делу (административный процесс) подлежит прекращению. Перечень их в целом одинаковый. Вместе с тем в Республике Беларусь в качестве самостоятельного основания прекращения административного процесса признается также прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, признание его экономически несостоятельным (банкротом).

В отличие  от РФ в национальных законодательствах Республики Казахстан и Республики Беларусь предусмотрена возможность освобождения в некоторых случаях лица от административной ответственности при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда. При этом указанные действия являются в соответствии с Кодексами двух стран также смягчающими обстоятельствами. В РФ добровольное возмещение виновным лицом причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда рассматривается только в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Административным  законодательством государств - членов ТС обозначен круг участников производства по делу об административном правонарушении (административном процессе), к числу которых относятся: лицо, в отношении которого ведется административное производство (административный процесс), потерпевший, представитель (законный) юридического лица, защитник, эксперт, специалист, переводчик. Различия в правах и обязанностях участников производства по делу об административном правонарушении являются незначительными.

Таможенные  органы государств - членов ТС в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного разрешения дела и исполнения принятого по делу постановления вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание, личный досмотр (обыск), изъятие вещей и документов, привод. В РФ таможенными органами могут быть также применены: временный запрет деятельности, задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно. В Республике Беларусь предусмотрена мера обеспечения в виде наложения ареста на имущество, не являющегося предметом правонарушения, с целью обеспечения исполнения взыскания административного штрафа.

При этом КоАП РК и ПИКоАП Республики Беларусь28 предусмотрен порядок обжалования мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении.

После составления  протокола об административном правонарушении по общему правилу, предусмотренному законодательством государств - членов ТС, он направляется для рассмотрения в суд, орган (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

Нормами законодательства государств - членов ТС установлен одинаковый (пятнадцатидневный) срок рассмотрения дела об административном правонарушении со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если в Республике Казахстан и Республике Беларусь данный срок касается всех категорий субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении, то в РФ судом дело подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Информация о работе Административная ответственность в сфере таможенного дела